Киракас Ганзахви - албанский историк

Киракос Гандзекеци (Киракас Ганзахви) (1201–1272) — албанский историк, автор «Истории» Киракас Ганзахви, кроме своего родного, знал армянский, персидский, турецкий и арабский языки. Большой патриот своей страны Киракас называет родной город Ганзах «великим и замечательным городом». Перечисляя ряд замечательных людей Ганзаха, он добавляет, что «они были из Ганзаха, откуда и я».


Возможно, проникнутый гордостью за свой город он и берет себе псевдоним «Киракас Ганзахви – букв. «человек реки Кур Ганзахских кровей». Труд Киракаса – ценный памятник по истории албан, армян, грузин в период нашествия и начала владычества монголов. Автор был современником монгольского нашествия, очевидцем многих событий этого периода. В 20-х гг., с появлением войск хорезмийского султана Джалэддина, Киракас с другими товарищами перебрался в Тауз, что в гаваре Кардман провинции Утик, к «великому учителю Вангакану», который основал в пределах крепости Тауз монастырь Хоранашат. Со своими учениками сначала он скрывался в Хоранашате, а потом в пещере в горах к югу от Тауза. Здесь Ванакан создал школу и книгохранилище. В этой пещере Ванакан с монастырской братией и учениками, среди которых был и Киракас, а также с приютившимися там крестьянами летом 1235 года был взят в плен монгольским полководцем Молар-нуином. Став писарем и переводчиком у монголов, Киракас много общался с татарами и другими тюркскими племенами, находящимися в составе монгольских войск. Осенью 1235 г. население крепостей Ганзаха (нынешнего Казахского р-на) выкупили из плена Ванакана. А Киракаса, как нужного себе человека, монголы не отпустили, но ему удалось бежать. Он обосновался в крепости Нор-Гетик и приступил к написанию своего труда, который хронологически довел до 1265 г. об этом свидетельствует его школьный товарищ, известный албанский историк Вардан Великий (Аравелци/Албанский) в своей «Всеобщей истории».


Труд Киракаса состоит из двух частей: в первой дается краткая история и перечень имен святого Григория и его престолонаследников (глава 2, 48 страниц), а вторая незавершенная часть (глава 9, всего 6 страниц) состоит из краткой истории областей Албана. В остальных главах изложены события, свершившиеся в Киликии, Иберии, Армении и Албании (большинство глав), а также ход монгольского завоевания Кавказа и попытки завоевания Передней Азии. Исследуя текст «Истории…», авторское отношение к излагаемым событиям, Ф. Мамедова полагает, что «труд Киракоса был подвергнут тщательной редакторской обработке, явной уже с заглавия книги, когда «История» была заменена на «Историю Армении». Т.И. Тер-Григорян восстанавливает название труда Киракаса, заменяя «Историю Армении» на «Историю Киракоса Гандзакеци». Так, по Киракасу, армянские католикосы стали рукополагать албанских католикосов лишь после осуждения и казни Нерсеса Бакура за халкедонитство (диофизитство). Армянской Церкви удалось склонить арабов (как главного противника Византии) к борьбе против византийского халкедонитства и с их помощью, ликвидировать диофизитство и унижтожить диофизитские сочинения Албанской Церкви. Албанские католикосы стали принимать рукоположение от армянских католикосов, начиная с албанского католикоса Овсепа II (848–873), далее Самуэла (877–897), Тер Саака (927–945), Гагика I (947–961). Католикос Давид IV (961–968) был рукоположен армянским католикосом Ананией. Так, в течение 25 лет Албан оставался без своего духовного руководителя – патриарха. А после этого срока албанским католикосом становится Гагик, рукоположенный армянским католикосом Григорием III Пахлавуни (1113–1166).   


Учитывая слишком пристрастную правку армянскими редакторами текста «Истории Киракоса Ганзахви», Фарида Мамедова делает логичный вывод, что «Албанская Церковь была автокефальной, а патриархи как Армянской, так и Албанской Церквей были равные сопрестольники. В определенных тяжелых ситуациях… патриарх другой Церкви помогал восстанавливать патриаршую власть». Так, например, албанский католикос Овсеп III по решению Кюрике, сына Давида из рода Багратуни, рукоположил в Лори анийского католикоса Тер-Барсега в 1080/1081 г.


Киракас пишет о том, как албанский католикос Виро (Виhру) «… освободил армян, иберов и албан, плененных сыном Джебу Хагана, Шатом, хазаром, захватившим нашу страну», т. е. Албан.
«Летопись» Смбата Спарапета сообщает о начале правления Гагика из рода Багратидов. В 961 г. армянский патриарх и все князя Гагика «возымели желание отправить гонцов к албанскому католикосу Тер-Ованнесу и к албанскому царю Филиппе, чтобы пригласить их на коронацию царя Гагика. Те прибыли вместе с сорока епископами и множеством князей и единодушно короновали Гагика армянским царем. Ибо, хотя он был наделен властью, но не имел царской короны на голове». Об этом же пишет Маттеос Урхаеци в 961 г.: «для помазания на царство Гагика, сына Ашота, были приглашены католикос Албании владыка Ованнес и сорок епископов его… царь Албании Филиппосе, муж боголюбивый и святой, сын Гогакзака и внук Вачагана, что были царями в стране Албанской» и далее он продолжает, что их проводили: «царя Филиппоса, католикоса Ованнеса… в страну Албанскую, где находился престол апостолов Фаддея и Варфоломея – «Таддэоса Бардугимэоса…».


Для придания законности коронации Гагика армянским царем, процедура должна была проходить в присутствии другого царя. Поэтому выбор армянской духовной и властной верхушки и выпала на албанского царя. Ведь, как известно, армянское царство было упразднено де-факто в IV в. (а де-юре – в начале V в.), т. е. в течение четырех столетий армянского политического государства не было. Тогда как албанское государство просуществовало в период IV в. до н.э. – начало VIII в.н.э., а затем вновь возрождено с IX по XV вв. Хотя возрождено албанское государство не в прежних границах, а в отдельности христианский и мусульманский части. Другой представитель албанского духовенства Тер-Степаннос со своими епископами в 1040 г. прибыл на собор в Ани, чтобы помочь армянскому царю и армянским князям восстановить на армянском патриаршем престоле Тер-Петроса. На соборе в Ани в 1038/1040 г. фактически из албанской духовной иерархии присутствовали двое – Степаннос и католикос Овсеп. Это еще раз свидетельствует о равных статусах между Албанской и Армянской церквями, об отсутствии какой-либо иерархии между ними. (Вспомним, еще греческий император Лео III (717-741) отмечал Албанскую Церковь среди 12 самостоятельных христианских церквей).


«Наблюдая историю развития албанской литературы», — пишет албанист Ф. Нагиев, «надо заметить, что подъем исторической, историко-литературной традиции выпадает также на 12–13 вв., что связано с политическими причинами, в то время как в армянской литературе наблюдается застой». В XI–XII вв. положение армян усугублялось как сельджукским завоеванием, так и стабильной политической зависимостью их политических образований (княжеств-царств) от Византийской империи, для которой Армения всегда была ее провинцией. Накануне сельджукских завоеваний Византия уничтожила политическую самостоятельность небольших вновь образовавшихся царств княжеств – Васпураканского (1022), Анийского (1045), Карского (1065), то есть в этот период государственности Армении не было. В эти же века назревали предпосылки возрождения албанской государственности в лице Хаченского княжества, что было связано с общим культурно-политическим подъемом всей страны. Так что период XII–XIII вв. можно считать временем албанского ренессанса, хотя азербайджанские ученые считают это периодом «азербайджанского ренессанса». В период распада Албанского царства на христианскую и мусульманскую части (VIII–IX вв.) народы Южной Албании, сплоченные вокруг своей церкви, образовали политические образования в Сюнике, Арцахе, Утике, Шаки-Камбечане, отстаивая свою независимость в борьбе с армянами, персами, тюрками, монголо-татарами. В этот же период на захваченной арабами части Албании (Северная Албания) народы контактировали с персами, арабами, тюрками, монголами и находились под влиянием создаваемых ими государств и политических образований.



Автор-составитель: ‘Али Албанви

На фото: 1. Страница рукописи «Истории Армении» 2. Титульный лист издания 1865 года под заглавием «Краткая история периода, прошедшего со времени святого Григора до последних дней».


Литература


1. Нагиев Ф. Истоки словесной культуры лезгинских народов — албан (краткий исторический экскурс в духовную культуру лезгинских народов — леков, албан).


Рецензии