Байка проводницы Любы. Легенда голубого озера

Светлой  памяти  бабушки  Крымшамхаловой Фаризы Баксануковны посвящается

 
Сегодня группа молодых людей с увлечением обсуждала своё путешествие к Голубым озерам  Кабардино - Балкарии, а мне сразу вспомнилась необычная пассажирка и  рассказанная ею красивая легенда, связанная с озером.

Я зашла в купе и замерла от восхищения :  на нижней полке важно восседал огромный черно - белый кот. Он внимательно оглядел меня и одобрительно мяукнул.
Я обожаю кошек, но завести в силу своей профессии не могу, и не удержавшись, протянула руку и погладила кота. Он потерся об меня своей головой и замурлыкал так громко, словно завёлся мотор, а его  хозяйка улыбнулась.
- Вы понравились Франтику, а у него нюх на людей прямо собачий. Извините за каламбур.
- Значит, тебя зовут Франтик?  Я почесала коту за ухом, и   мурлыканье стало громче.
- Вы не бойтесь, кот не доставит проблем. Я выкупила  половину купе, и буду его выгуливать на остановках. Франтик очень умный и чистоплотный. Он никогда не нагадит. С детства такой, а уж сейчас и подавно!
- Сколько ему? - спросила я.
- Почти пятнадцать лет.  Мы с ним оба древние развалины, - засмеялась хозяйка - пожилая дама, сохранившая ещё следы былой красоты. Я назвала её дамой, потому что по - другому  прям никак. Всё выдавало породу : изящество, гордая посадка головы, манера говорить. Скорее всего, в юности она была красавицей.
- Не волнуйтесь, - успокоила я женщину. Если Ваши соседи будут недовольны, я найду обмен. Вы до конечной станции едете?
- Да, - ответила дама.
- К  родственникам? Или отдыхать?
- Умирать, - тихо сказала она, и я вздрогнула.
Она заметила мой взгляд.
- Деточка, мне 87 лет. Подходит срок. А умирать нужно там, где родился. Вот я и еду к своим Голубым озерам. Слышала про них?
Я кивнула.
- А была там когда - нибудь?
- Нет ещё. Не довелось.
- Ты обязательно побывай  там. Я расскажу  одну старинную легенду про Голубое озеро.  Эту сказку я услыхала в детстве от бабушки. Вообще - то местные жители  рассказывают    легенду о драконе, которого победил богатырь. Дракон своими слезами наполнил это озеро. Но бабушка решила придумать свою сказку о гордости и любви.


Давным- давно  на берегу  озера жила красавица. Глаза ее были синие- синие, как небо, как озеро, как цветы, растущие на поляне. И слух о её красоте разнесся по всей округе. Из разных мест приезжали свататься женихи, но девушка всем отказывала. Она не была  надменной или злой, а просто никого пока не любила и не хотела выходить замуж.
Ей было милее играть с подругами на берегу озера и любоваться своим отражением. И воды озера,   и птицы и цветы- все  восхищались её глазами. Однако женихи были настойчивы, да и родители не против выдать дочь за какого - нибудь князя.  Тогда девушка придумала испытание, которое никому не было под силу. Голубое озеро только с виду казалось спокойным и ласковым. Его гладь таила смертельную опасность, так как в самой середине был омут, который затягивал любого самого искусного пловца. И красавица  решила таким образом избавиться от замужества, заставляя женихов переплывать озеро. Никто из юношей не смог этого сделать. Всех смельчаков затянул омут. Но приходили другие безумцы, в надежде покорить  сердце девушки своей отвагой.
А их матери оплакивали погибших сыновей горючими слезами, и вскоре воды озера почернели от горя и слёз. Птицы покинули эти печальные места, цветы завяли.
Это очень рассердило фею озера. Она поклялась отомстить жестокой красавице.

Однажды  приехал из дальних мест  жених, и впервые сердце девушки забилось от волнения.  Она  полюбила и готова была согласиться на свадьбу , но гордость не позволила отменить   испытание. И юноша отправился к озеру.  Назад он не вернулся. Долго ждала его красавица, а потом  пошла  искать. Но его не было нигде, а  чёрная вода была гладкой и спокойной.   Она  зарыдала на берегу, горько раскаявшись в своей жестокости, и вдруг из озера к ней вышла фея.
- Ты заслужила наказание, - сказала фея, и будешь плакать здесь до тех пор, пока воды моего озера вновь не станут голубыми, а твои синие глаза не почернеют от горя. Тогда я верну тебе любимого.
Долгие долгие годы девушка оплакивала на берегу озера свою судьбу, и ее слезы постепенно окрашивали его  в голубой цвет, а глаза наоборот, темнели и тускнели.
И вот однажды девушка посмотрела в воду и увидела, что она потеряла свою молодость и красоту. Разум ее от горя помутился, и она бросилась в озеро.   А вода тут же стала  пронзительно синей.

- Красивая сказка, - сказала я, дослушав до конца.
- Мне тоже нужно повиниться перед феей озера, - задумчиво сказала женщина.
А потом добавила:
- Это и моя история. В юности  любил меня сильно один парень. А я была красива и горда чрезмерно. Отказала ему. Он не сдался, не терял надежды. Но не прошёл испытание...
- Утонул в озере? - с испугом спросила я.
- Нет, - печально покачала головой женщина, - ушёл на фронт  и не вернулся. Мои слезы  раскаяния тоже наполнили воды того озера. И до сих пор  я оплакиваю его.   Он похоронен там недалеко, скоро и меня положат рядом.

Красавец кот ласково потерся мордой о руку хозяйки, успокаивая её.
- Не бойся, мой дорогой. Я не оставлю тебя, досмотрю до  конца, - погладила его старушка. А я вышла, еле сдерживая слезы.
На конечной станции женщину встречали какие-то люди, видимо родственники. Мы обменялись  номерами телефонов и  иногда созванивались.  Год спустя  я узнала о её смерти. Неделей раньше умер кот.


Рецензии
Прекрасный рассказ.

Флора Снегава   19.06.2021 12:35     Заявить о нарушении
Спасибо большое.

Инга Тим   21.06.2021 12:20   Заявить о нарушении