Избранные комментарии к стихотворениям. Яб-Яв

Избранные комментарии к стихотворениям. Книга 3. «С» - «Я» / Виталий Иванов и друзья. – СПб.: Серебряная Нить, 2020. – 228 с.
http://russolit.ru/books/download/item/4161/

Листалка. Читать:
https://pubhtml5.com/ccwf/zxcs/
---------------------------------------------

«Я благодарен тебе!..»
https://stihi.ru/2002/05/14-450

Елене Ивановой

Я благодарен тебе
за минуты мои вдохновенья,
сладость воспоминаний
о счастье
непревзойдённом;
и даже за то,
что я не стал
знаменитым гением,
а остался
обыкновенным
и несчастным
влюблённым…

За любовь твою,
меня не стоившую,
ласки твои
и слёзы
из-за меня.
За то, что
любить научила
больше
стихов и славы,
и жизни -
тебя!

Ты -
мать моего ребёнка
и женщина,
ставшая для меня
неосуществимой мечтою.
Люблю тебя
жизни
не меньше,
только жизни,
наверное,
я
не стою…

Не представляю счастья
быть с тобой
рядом!
Разве счастье такое
возможно?
Может быть,
не любви твоей
мне надо,
а надежды на любовь -
хотя бы
ничтожной!..

И вечной муки -
жить без тебя…
Без глаз твоих,
родных и любимых,
тела твоего дорогого…
Теперь уже
всё это
невозвратимо!
А раньше - не замечалось,
было доступно
и много…

Куда идти мне
с любовью
моей?
Что делать с ней,
тебе
не нужною?
А раньше мне твоя
была не нужней…
Как странно!
Ведь я твоим
считался
мужем…

Теперь я знаю,
как благодарен тебе!
За минуты мои вдохновенья,
сладость воспоминаний
о счастье невозвратимом;
за то, что
ты
моим стала гением:
ведь я - люблю,
а раньше
был только -
любимым!..

1980
_________________________________________

- Прочитала на сайте «Я благодарен...». Знаешь, каждый раз читаю его и... не понимаю эту женщину! .. Да за одно это стихотворение тебя можно полюбить!! ... Но.. все что ни делается - все к лучшему, верно? ...

НН
------------

- Я тоже так думаю. Но почему-то в реальной жизни стихи решают не всё.
Наша судьба хороша уже тем, что она есть. Раз «делается», значит, мы живы. Безусловно, могло быть иначе. В моем случае – многократно.
Собственно, то, что мы разошлись, сохранило мне жизнь… появились и остались стихи, многих из которых, иначе, просто бы не было.

Виталий Иванов
------------
__________________

- Как это хорошо, когда прошлое достойно благодарности! Но оно легкое и светлое, наверное, только тогда, когда настоящее благополучно... А у меня слишком затянувшийся период ожидания. Виталий, заходи на вчерашнее «Жди», поругай :)))

Алла Пермякова
------------

- Полного благополучия не бывает… Нам свойственно всегда быть недовольными чем-то. Именно чувство неудовлетворенности окружающим позволило человеку возвыситься над царством природы и сделало нас людьми. :)
Даже в любви всегда хочется чего-то еще большего, нового. А когда чувствуешь, что в этом человеке тебе уже все известно, любовь умирает…
Алла! Если думаешь, я слишком счастлив, ты ошибаешься. Только счастливы, наверное, могут быть лишь идиоты. Точно так же, как и несчастливы… Нормально, когда счастье с несчастием совмещаются. Так на самом деле и есть. И было всегда со мною. :)

Я слышу стук каблучков
И думаю: она, не она? -
Вот развлечение для простачков,
Если вечером задерживается жена.
http://www.stihi.ru/2002/04/29-384

Виталий Иванов
------------
__________________

- Хоть и не самый оригинальный стих из твоих, но, как мне кажется, более отличается от других. Здесь очевидно посвящение конкретному человеку. В отличие от традиционных при таком ритме сложных образов, здесь всё, наоборот, предаётся как можно более простым языком, подчёркивающим приземлённость стиха.

Александр Тагаев
------------

- Стих, действительно, очень конкретный. Вынутый из жизни реальной.
Любовь, мне кажется, не надо придумывать, а записывать – такой, какова есть. Если уж пишется…
Иногда только с годами, возвращаясь к старым стихам, осознаешь силу своего чувства, и – именно только, когда всплывает со строчек то ощущение, что было в действительности.

Виталий Иванов
------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
«Я болен. Очень, и очень болен…»
https://stihi.ru/2011/11/11/3817

Я болен… Очень, и очень болен…
Что мне спрашивать,
«Откуда взялась эта боль?»
С тысячи распрекраснейших колоколен
Сердца моего раздавался бой!

Не услышали…

Я всё радовался – слюнявый мальчик!..
Сиял глазами,
а сказать не мог ни слова.
Так выпячивается, жуя одуванчик,
На проходящих мимо корова.

Дура!

Жизнь прошла мимо. – Что за безделица?
Вы все проходили мимо –
кто погладит корову?..
А я думал: «Разве ж так делается?..»
И глазами синими хлопал.

Идиот полный!

Я не жалуюсь. На что жаловаться?
Да и не на кого.
На себя – глупо.
Как же я вырос таким безадресным,
Не нужным никому «алеутом»?

Мудак, блин!

А ведь вырос… И некому разбираться.
Сам бы с удовольствием
разобрался после смерти.
А сейчас…
Если бы не хотелось так .....ся,
Повесился бы!..

Давно пора!

1984, 2001
_________________________________________

- Эффектно!
С нынешними бы мозгами, да в бурную юность... Но увы, остаётся только иронизировать над собой.

Митрофаныч Воронежский
-----------

- Ни одно из моих стихотворений для меня актуальности не потеряло. Они все живут во мне, Митрофаныч! :)

Виталий Иванов
-----------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
«Я брошусь в зеленую вьюгу!..»
https://stihi.ru/2002/03/16-333

Я брошусь в зелёную вьюгу,
Зелёная вьюга - кругом!
Деревья сплошной, упругою
Стеной окружают дом.

А рядом, за домом нашим,
Играючи и шаля,
Так весело, так размашисто
Качаются тополя!

Так дружно густой листвою
Прохладу хранят и тень!..
На солнечном свете настояна,
Душиста и пряна сирень.

На травы напала дрёма,
На мысли - весёлая дурь…
Как жарко вздыхает черёмуха,
Как жаждет раскатистых бурь!

Я ветер весенний встречаю,
Я пью его, не спеша…
И мчится за ним отчаянно
По кронам моя душа!

1972
_________________________________________

- Восхитительное стихотворение! Такое настроение весеннее передали!!! Удивительный Вы человек. Очень разноплановый и невероятно интересный!!!

Светлана Кулинич
-------------

- Спасибо, Светлана.
Каждый человек интересен по-своему :)
Что-то нечасто заходите... :)))
Всегда рад Вам. Очень! :)

Виталий Иванов
-------------
____________________

- Стремительное стихотворение. Насквозь - от зелени до бурь - весеннее. Спасибо. Свежим ветром пахнуло от него. И озоном...

Железобетонная
-------------

- Спасибо Вам! Нет ничего упоительнее весеннего ветра. :)

Виталий Иванов
-------------
____________________

- Хороший стих, но почему ритм сбивается? Не сочтите за наглость, но рука сама стала исправлять ритм... стих то прекрасный) или у вас задумка такая (с ломкой ритма)?

Я брошусь в зеленую вьюгу,
Зеленая вьюга - кругом!
Деревья сплошною, упругой
Стеной окружают наш дом.

А рядом, за домиком нашим,
Играя, резвясь и шаля,
Так весело ветками машут,
Качаются все тополя! («все» мне не нравится, но ничего лучше в голову не пришло)

Так дружно густою листвою
Прохлада хранится и тень!..
На солнечном свете настоян,
Цветок, что склоняет сирень.

Все травы окутала дрема,
Все мысли - веселая дурь…
Черёмуха дышит истомой,
И жаждет раскатистых бурь!

Я ветер весенний встречаю,
Глотаю его, не спеша…
И листья деревьев качая
Несётся за ветром душа!

С уважением,

Феликс
-------------

- Конечно, задумка. :) Порывистый ветер, весна!.. И ритм стиха соответствующий. Читается на одном дыхании, но с порывами. :)
«Выправить» ритм под правила – ничего не стоит. Но стих потеряет не только лицо, но и жизнь.

Виталий Иванов
-------------

- Ну что ж, вы творец - вам и карты в руки. просто я несколько консервативен по отношению к стихам и сбой ритма царапает моё ухо))) или возникает ощущение небрежности)
Хочется гармонии) но раз задумка, то будем считать, что я ещё не дорос до всех тонкостей))
С неизменным уважением)

Феликс
-------------
____________________

- Виталий, очень свежее, весеннее стихотворение. Особенно понравились неточные рифмы в 1-3строках каждого четверостишья: они придают разнообразие

Евгения Беспалова
-------------

- Очень верно, Евгения. Порывистость весеннего ветра, ожиданье грозы и… любви! :) Спасибо!

Виталий Иванов
-------------
____________________

- Я кинусь в зелёную вьюгу,
Я брошусь в зелёную сень-
И тополь протянет мне руку,
Улыбкой одарит сирень...
***
Это невозможно! Так созвучно и здорово Вас читать!

Влад Льенский
-------------

- Вовсе не все так думают, Влад. :)
Увы, многие души будто бы высушены…
Рад пониманию! Живого человека, брата-поэта! :)
Редко, кто чувствует музыку слова. А Поэзия это именно - Музыка Слова!

Виталий Иванов
-------------

- Я с 59 года, разница в возрасте невелика... Но Вы настолько бОльшим опытом работы обладаете, что никак иначе невозможно обращаться, как по имени-отчеству - Виталий Альбертович...
Музыка - это да, верно подмечено! Без слуха - поэтом не быть.
Есть, конечно, множество и прочих качеств, а только ритм важнее всего. Согласен!

Влад Льенский
-------------

- Да, ритм, сочетания звуков и слов, аллитерации… Образы в том же ключе, на мой взгляд. :)
Есть колдовство, которое объяснить, сформулировать, которому научить невозможно…
А вот технике научить - вполне. :) И я благодарен людям, может быть, и не обладавшим большим талантом, но подсказавшим мне некоторые нюансы.
Их, кстати, не так уж и много. :)

Виталий Иванов
-------------

- В принципе - стихосложению или хоть приятию стихов можно обучать в школе! Теперь вопрос - почему этого не делается? Не настолько сложно это для детского ума, ум ребёнка пластичен и гибок, глубок и пытлив... Ответ - а кто пахать будет? ))) И мы имеем то, что имеем! А имеем черствость и непонимание, равнодушие и цинизм... Это запрограммировано! Почему в Прибалтике детям в детсаду дают вилку, ложку и нож? А у нас - не дают? Ответ тот же... Кому-то не нужно развитие, прогресс именно у нас...

Влад Льенский
-------------

- Абсолютно согласен.
Все наши «случайности», беды, разоры прекрасно кем-то режиссируются. И кем тоже ясно. :)
Чем хуже, тем лучше. Зачем рыбу ловить, когда можно её потравить!

Виталий Иванов
-------------
____________________

- Прочитала всего два стиха. Но впечатлений от них!!! Повезло мне сегодня - замечательная пища для ума и для души. ЗЕЛЕНАЯ ВЬЮГА КРУГОМ!!! Чудесны и все другие строчки, таящие в себе мудрое зеленое тепло, неподдельную любовь к миру, непохожесть и своеобразие души, творение добра. Все так, как надо бы всем, но... Бог выбирает. Вот и Вас выбрал говорить с людьми особым голосом любви и веры. Спасибо за стихи.

Галина Гагалева
-------------

- Спасибо Вам, Галина, за доброе слово!

Виталий Иванов
-------------
____________________


Довольно давно написанное стихотворение. Таких много у меня, старых и добрых. Грешки юности.
Ритм здесь – специально такой, немного разбросанный… весенний! Однако же все ударения стоят на местах. А строчка «Как жарко вздыхает черемуха!» - по-моему, так и чувствуется в музыке, ритме, как она дышит перед грозой! Обычный трехстопный размер…
У меня больше всего сомнений по последней строфе.
А на конструктивную критику – никогда не обижаюсь. Наоборот! Даже если и не согласен, взгляд со стороны всегда очень ценю. Скажу только СПАСИБО, если ты не в привате критиковать будешь, а прямо под стихотворением. Интересно послушать и другие мнения!
А строфы менять – как? Первые три вообще вытекают одна из другой. Четвертая – переходная. Пятая – концовка, возврат к зачину. Даже представить не могу, что тут нужно менять!

Виталий Иванов
-------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
«Я Вас люблю!... Три этих слова…»
https://www.stihi.ru/2009/11/25/3694

«Я Вас люблю!» - Три этих слова
Сто тысяч раз для Вас готов
Я повторять - всё снова, снова…
И нету в мире лучше слов!

Я Вас люблю!.. Какая сила,
Чья зависть, ненависть иль страсть
Меня бы с Вами разлучила?
У Ваших ног готов я пасть!

Я Вас - люблю!.. Что вдохновенье?
Что солнца луч в кромешной мгле?..
Быть рядом с Вами на мгновенье -
Превыше счастья на Земле!

1970
_________________________________________

- Вечные слова, Виталий, возвышенно воспели) последние баллики)

Кадесникова Татьяна
-----------

- За вечное и возвышенное последнее отдавать радостно и легко.) Спасибо!

Виталий Иванов
-----------

- Татьяна права: слова эти вечны. Их и до нас, и после нас говорили и будут говорить. Удачи тебе!

Дмитрий Галь
-----------

- Пусть говорят!) Такие слова, как дрова, от которых огонь любви разгорается ярче!)

Виталий Иванов
-----------

- Спасибо, Виталий!
Три слова... Не могла остаться равнодушной...)))

Тамара Воронцова
-----------

- Приятно, что слова, сказанные мной, не оставили равнодушными!) Спасибо!

Виталий Иванов
-----------

- Всего три слова.... Иногда они даются очень нелегко....
Удач тебе, Виталий!.........

Николай Лобанов
-----------

- Действительно. Эти три слова вместе – из тех.. настоящих, которые, несмотря на кажущуюся легкость их выговаривания, на самом деле выходят с трудом, не у всех и далеко не всегда. Ощущаешь за них большую ответственность. Потому как, наверное, обещаешь самое дорогое что есть у тебя.) Бессмертную душу свою!
И тебе, Коля, удачи!

Виталий Иванов
-----------

- Хранят любовь тетради старые...

Игорь Трояновсий
-----------

- Заповедное хранилище любви.) Ты прав, Игорь!

Виталий Иванов
-----------

- Большое счастье кому-то говорить эти слова и слышать в ответ. Надо тоже заглянуть в старые тетради :))

Юлия Шакланова
-----------

- Я частенько перелистываю тетрадки. Счастлив, что они сохранились. Может, это и помогает находиться как бы вне времени. И повторять про себя лучшие слова, сказанные однажды.)

Виталий Иванов
-----------

- Виталий, очень просто и изящно. Забыла уже, что такие слова существуют, так что, спасибо, что напомнили.

Елена Данченко
-----------

- О главном надо помнить всегда!) Больше не забывайте, пожалуйста!)

Виталий Иванов
-----------
______________________

- Первоначальный вариант мне понравился больше.
Ну разве, что первую строчку можно оставить со старого. ;)))

Голубоглазый Бесенок
-----------

- Первый вариант более непосредственный, конечно. :) Юношеский.
Второй профессиональнее. Но, увы (или слава богу!), поэзию профессионализировать невозможно. В этом трудность. :) Для всех нас.

Виталий Иванов
-----------

- В том то и дело. На мой взгляд, в ней главное чувства - а не профессионально подобранная рифма.

Голубоглазый Бесенок
-----------

- Поэтому и выставляю два варианта. И самое главное – первый вариант СОХРАНИЛСЯ!
Ни в коем случае нельзя выбрасывать черновики! Как бы не советовали это делать закоренелые «профи»! Которые давно уже из поэтов переродились в ремесленников, штампующих отвечающие гостам и правилам штучки. :)

Виталий Иванов
-----------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


Рецензии