Давид сын Алавика - автор средневекового Судебника

Давид сын Алавика (1070–1140) — видный кавказско-албанский духовный деятель, правовед-законодатель, заметная фигура в общественно-политической и просветительской жизни Армении. Автор труда «Судебник Давида, сына Алавика», — памятник средневекового права, малоизвестный современной историко-правовой науке.

Сочиненный Давидом небольшой сборник канонов состоит из объяснений и наставлений по каноническим нормам и правилам. В начале XII в. единственным регионом Албании, сохранившим некоторую независимость, был Хачен, часть древней провинции Арцах, который по описанию Давида, представляет средневековую христианскую общину, политически изолированную от остального христианского мира. С 970 по 1075 гг., т. е. почти столетие до рождения Давида, Ганзахом правили курдские Шеддадиды, а начиная с 1075 г., Ганзах переходит в руки Сельджуков. Смерть Давида приходится на то время, когда эмиром Атрапатана (Адурбадагана) и Аррана был Санджар (Кара Сонгур), воссевший в Ганзахе, после которого в 1140–1141 гг. престол наследовал Джавали. В течение восьми предшествующих его смерти лет епархия Албании оставалась без своего духовного пастыря.

Источники сообщают, что Давид был видным духовным деятелем, правоведом-законодателем, заметной фигурой в общественно-политической и просветительской жизни Армении. Авторитет его был так велик, что при назначении нового католикоса армян в XI веке учитывали его мнение. Биографические его данные не сохранились, но известно, что он родился в 70–80 гг. XI века в городе Ганзахе и умер в 1140 году. Давид написал свой труд по просьбе некоего священника Аркайутюна из Ганзаха – в виде ответов на вопросы, возникавших в повседневной деятельности священников, что в основном и предопределило содержание «Судебника». Мы не располагаем сведениями о санкционировании кем-либо создания этого труда, однако он применялся в жизни и обладал юридической силой. Согласно предположениям, А. Сукиасняна, А. Абраамяна «Судебник» был составлен приблизительно в 1130 г, а его армянский текст впервые был опубликован в 1953 г. в журнале «Эчмиадзин».

В предисловии говорится о значении составленных Давидом «полезных канонических законоположений»: «Благодаря священному таинству [литургии], прозорливости души, узревшей грозное могущество [Господа], пребывающему в твоей душе, по предопределенности разума, страху Божьему, из любви к обетованной грядущей [жизни]…мы позаботились о том, чтобы споспешествовать учёным в создании спасительного сочинения и…обеспечить людей, прежде всего нравственной пищей, а затем позаботиться об устроении второстепенных [дел]…». По характеру регулируемых отношений статьи можно разделить на три группы:

1) статьи, регулирующие вопросы нравственности и гигиены, врачевания и биологии;

2) нормы, регулирующие вопросы, находящиеся в компетенции церкви;

3) нормы, регулирующие светскую жизнь.

Придерживаясь ветхозаветного принципа осуждения ростовщичества, статья 86 «Судебника Давида, сына Алавика», запрещала давать в долг какое – либо золото и затем получать проценты и осуждала ростовщиков: «…По своей природе они люди, но по коварным навыкам своим – звери, а не люди, ибо они лукаво придумали давать в долг неспособное к росту золото, а потом требовать его с приростом…Такая выдумка от сатаны, который научил людей корыстолюбию, несправедливости, воровству и грабежам…».

Эта и многие другие статьи Судебника осуждают корыстолюбие, несправедливость, воровство, грабеж. В целом отмечая общий дух «Судебника» нельзя не заметить его направленность на высшие христианские идеалы, на защиту прав и интересов детей, женщин, трудящегося человека, собственника, интересов церкви. Но нельзя не заметить одной негативной, с точки зрения правосознания современного человека, черты, встречающейся в ряде норм «Судебника» - определенная дискриминация лиц, не исповедующих христианскую веру. Иноверцы были ограничены в правах, общение с ними рассматривалось как преступление. Однако дискриминация подобного характера была обусловлена исторической обстановкой, так как регион проживания автора «Судебника», в этот период находилась под господством тюрков-сельджуков, которые игнорировали естественные права христиан, поэтому такие ограничения были необходимы для самосохранения народа и являлись ответной реакцией на политику сельджуков. Анализ «Судебника Давида, сына Алавика», показывает, что право было тесно связано с религиозными и морально-нравственными началами, которые послужили почвой для возникновения в дальнейшем идей защиты прав и свобод человека.


Автор-составитель: ‘Али Албанви


Литература

1. Нагиев Ф. Истоки словесной культуры лезгинских народов — албан (краткий исторический экскурс в духовную культуру лезгинских народов — леков, албан).

2. Романовская В.Б., Петикян С.Г. «Судебник Давида, сына Алавика» как источник средневекового армянского права.


Рецензии