Шура-дура

- Принесла нечистая! – Бабушка с досадой отодвинула тарелку, эмоционально отреагировав на робкий стук во входную дверь. – Ну, что за человек! И ведь обязательно подгадает, когда мы сядем за стол! Вот уж действительно Шура-дура!
- Мама, зачем ты так? Особенно при детях! – Хозяйка семьи встала из-за стола и, резко оборвав обращение к своей родительнице, переключилась на соседку, входящую в прихожую.
- Заходи, Фаддеевна. Отужинай с нами…
Но, пришедшая некстати, бросив взгляд в тесную кухоньку, где вокруг стола бок об бок сидело все семейство, отказалась от приглашения и по своей привычке скороговоркой выпалила:
- Все у вас хорошо? Все – живы-здоровы?
И, получив утвердительный ответ, тут же перешла к другой, более ее волнующей теме.
- Мой Кузя к вам не приходил? К вашей кошечке? И куда, негодник, убежал? Гуляет где-то, а я вся испереживалась. Уже ночь на дворе, а его нет. Ладно, извините, пойду  его искать у других соседей. И зачем мне эти беспокойства? И знаешь, Маруся, что-то у меня на сердце неспокойно. Как бы с ним что-то не произошло.
Да ты что, тетя Шура, так себя взвинчиваешь! – Мама даже взмахнула руками. – Впервой, что ли Кузе так из дома уходить. Не волнуйся – нагуляется и придет.
- Нет, Маруся, чую, что попал он в беду.
…Фаддеевна, спешно попрощавшись, ушла в сгустившиеся сумерки, а мы принялись за свой прерванный ужин, сопровождаемый комментариями бабушки.
- Ну, с чего бы это ее коту прийти к нам и сидеть здесь у нас в доме?! Он все время у нее гулена неуправляемый, шляется, где ему и когда вздумается, а она носится за ним по соседям, как очумелая. Придет ее Кузя, когда проголодается! И нечего ей людей баламутить!
…Несколько лет назад бабушка невзлюбила соседку за то, что та, работая кассиром в местном универмаге, не поспособствовала ей в приобретении какого-то особого халата. Почему это произошло – никто уже и не помнит. Тем более, что  тетя Шура старалась помочь соседям при их покупках в своем магазине. А тут – вышла  накладка, и бабушка затаила обиду, хотя внешне, вынужденная общаться с Фаддеевной, этой неприязни не  проявляла. Но и не привечала ее, как прежде. И не защищала, когда кто-либо называл Фаддеевну, из-за странностей в ее поведении, – Шурой-дурой.
А она, надо сказать, в числе первых новоселов, появилась, когда заканчивали застраивать наш окраинный городской микрорайон одноэтажными домами на два хозяина, громко именуемыми  – коттеджами. В одну из половинок такого строения, по соседству с нами, и поселили троих пожилых людей. В большую комнату отставного полковника-фронтовика с женой, а в маленькую – Александру Фаддеевну. Кухня – была общая. Почему в горисполкоме сделали такое заселение – новоселы выяснять не стали, но жили, как одна семья и сообща возделывали огородик. И было слышно из-за забора, как тетя Шура то и дело радостно окликала ветерана войны Тимошу, что-то делая на грядках. Вскоре – полковник  умер, а затем – его  супруга попала в психбольницу и оттуда уже не вернулась и Александра Фаддеевна осталась одна. Тогда же она и завела себе Кузю – щуплого котенка, который со временем превратился в лохматого, степенно вышагивающего толстяка. И надо было видеть, как тетя Шура купала  и расчесывала своего  любимца. Слышать, как она что-то ласковое говорит ему или пеняет, когда тот делал что- то не так. Ну, прямо – театр. Причем, обо всех проделках и похождениях Кузи, со слов его хозяйки, знали почти все соседи. И это было так странно наблюдать и слушать, что, не удивительно, поспособствовало появлению кем-то придуманному бывшей кассирше, а ныне – пенсионерке, прозвища Шура-дура.
…Нет, наши соседи – обычные люди, со схожими заботами и запросами и, во многом, и характерами – не были злыми по натуре. Просто, в их понимании, кот или кошка в доме – предназначались немного для кратковременного, по настроению, созерцания «животинки» и поглаживания ее, от случая к случаю, за ушами и вдоль спины, а в большей мере – для ловли мышей. И нечего тут сюсюкать и вести с котейкой беседы. Нормальному человеку – подобное  ни к чему!
Так думали мы, соседи тети Шуры, потешаясь над ее «кошачьими» странностями и причудами. И рассказывали об этом – взахлеб. И ужин мы завершили  тетей Шурой и бесчувственным Кузей.
А утром наш субботний сон прервала бабушка. Она, с утра занявшись огородом, с причитанием: «Что же это такое делается?!» – вбежала  в дом подняв всех с постели. Всхлипывая, она рассказала, что кто-то ночью подбросил на крыльцо Фаддеевны ее Кузю всего в крови и с пробитой головой. И та теперь сидит подле него и голосит.
Мама, спешно облачившись в платье, заспешила к тете Шуре, где уже толпились другие соседские женщины. И все они принялись утешать плачущую пенсионерку и ругать подлеца, убившего кота. 
Когда слезы были выплаканы, разговоры и причитания смолкли и соседки разошлись по домам, тетя Шура направилась куда-то и приехала на «москвиче». Крепкий парень вынес со двора пенсионерки старую сумку с чем-то внутри и лопату и они с Фаддеевной направились в сторону березовой рощи, что была в полукилометре от нашего поселка, вдоль оврага.
Вскоре машина вернулась, высадила нашу соседку с лопатой и уехала, а тетя Шура ушла в дом. На другой день, видя, что тетя Шура не выходит на улицу, мама собрала еду и пошла проведать пенсионерку. Когда вернулась, то на вопрос бабушки: «Как там Фаддеевна?» коротко ответила: «Плачет и грустит по  Кузе». И больше не стала ничего рассказывать.
…Через неделю тетя Шура, какая-то сгорбленная и вроде, как сильно исхудавшая,  пришла к нам и попросила у мамы семена цветов. Дескать, весна скоро закончится и надо успеть посадить клумбочку у могилки Кузи. Получив требуемое, она отправилась к себе, а вскоре с сумочкой и ведерком воды зашагала в сторону рощи.
- Жалко ее. Совсем ополоумела, – бабушка с какой-то скорбью на лице смотрела вслед удалявшейся соседке.
- Ты, мама, не осуждай ее. И благодари Бога за то, что рядом с тобой есть я с мужем и внуки и ты никогда не испытывала одиночества и не знаешь, как это страшно и тоскливо. А Фаддеевна так живет уже несколько лет и кот был ее спасением, – сказав это с какими-то вызовом и слезами в голосе, мама направилась на кухню готовить еду.
…На другой день она направилась к тете Шуре и предложила той принести ей  чудесного котенка.
Старушка внимательно посмотрела на маму и отказалась.
- Спасибо, Маруся, за заботу, но не надо. Он мне Кузю не заменит. Да и умру я скоро. И останется котенок сиротой.
…Фаддеевна замолчала, погрузившись глубоко, глубоко в свои мысли.
Сергей Горбунов


Рецензии
Вот ведь как бывает: прочла стихотворение Ваше "Одиночество", написанное несколько лет назад, зацепило, дай, думаю, и "Шуру-дуру" почитаю. Оказалось, это об одном. Да, одиночество тяжёлое бремя. Спасибо за рассказ.

Татьяна Шахлевич   19.07.2022 14:31     Заявить о нарушении
Рассказ душевный. Автор все подметил из жизни соседей. Сколько таких Шурочек одиноких на свете и очень редко ,кто из соседей подержит,в основном осудят. Удачи автору.

Надежда Жиркова   27.11.2023 18:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.