Бурёнка с подфарниками

                БУРЁНКА С ПОДФАРНИКАМИ
Этот рассказ мой дядя Алёша посвятил моей маме, рассказ о моём отце.
               
Андрей Дмитриевич Афанасенко - известный и уважаемый на шахте механик, слыл и в посёлке углекопов незаурядным умельцем. Во дворе у него действовал механический насос,  которым он подкачивал грунтовую воду для бытовых нужд и полива огорода. В бане и дома – водопровод и водяное отопление было сработано на уровне современных городских теплосетей. Но местного механика также все знали как примерного отца и заботливого семьянина. Когда в доме появился пятый ребёнок, хозяин на полном серьёзе заявил своей покорной и доброй супруге: - Ну, мать, надо думать ещё об одном: без шестого как без рук, говорят в народе. И уступчивая, согласная мать вскоре принесла в дом шестого, которого все безумно любили и радовались счастливому семейному пополнению. Дети росли, не обременяя родителей. Старшие помогали младшим, а младшие шустро усваивали мудрость бытия, подрастая, пополняли шахтёрское племя.                Послевоенное время было трудным. Прокормить такую ораву на зарплату одного работника было не с руки,- вспоминает хозяйка дома Мария Савельевна, - потому во дворе у каждой шахтёрской семьи выхаживали по две-три свинки, держали кроликов, коз и даже коров. Андрею Дмитриевичу по душе была корова.  Она была надёжной кормилицей. Хозяин дома, заботливо ухаживая за нею,   выжимал из этого священного животного не только живительную влагу – молоко, но ухитрялся использовать её и как транспортное средство. Машин в ту пору было мало, поэтому для бытовых потребностей он смастерил лёгкую четырёхколёсную повозку с мягкими оглоблями, впрягал в неё бурёнку и отправлялся на промысел: возил с поля картошку,сено,заготовленное на зиму.Понимая, что необычное зрелище – корова, запряжённая в повозку, может вызвать осмеяние соседей, наш хозяин предпочитал    вечерние и ночные выезды.    Ну а какой же транспорт может передвигаться ночью без освещения?  Тут-то и осенила нашего изобретателя заманчивая тайна открытия:     а что, если на рога бурёнки прикрепить шахтёрские лампочки?  Задумано – сделано.    Опробовав новинку в полевых условиях, Андрей Дмитриевич к вечеру, водрузив стожок сена на телегу, впряг в неё бурёнку с включёнными фарами на рогах – и в путь.    Когда выехали на дорогу, наш хозяин уютно примостился и с наслаждением настроился на длительное ночное путешествие.  Корова, известное дело, двигалась не спеша в, природой заданном ей, размеренном ритме. Спаренные фары, мастерски смонтированные на её рогах, своими яркими лучами решительно вспарывали ночную мглу. То они взметнутся высоко вверх, то вдруг бросят свой яркий сноп на дорогу.            Встречный транспорт, управляемый опытными водителями, на какое-то время был парализован.  Сначала каждый шофёр стоял наготове у открытых дверей своей машины, мучительно соображая, теряясь в догадках. А когда стало отчётливо заметно, что это за таинственная «машина», искромётно бросающая свои лучи и вправо, и в лево, шофера были вовсе шокированы, и стали в панике разводить свои машины подальше от беды: кто за кювет,кто - назад, а кто и в сторону, только бы избежать нежелательной встречи. А когда этот "чудо-транспорт" подошёл совсем близко к месту скопления машин, один из стойких и хладнокровных водителей, охваченный радостью сделанного им открытия, воскликнул:                - Во б..., мужики, так это же корова с подфарниками на рогах, запряжённая в телегу! Осмелевшие водители стеной двинулись вперёд.                –А ну, срамец, спускайся с возка, сейчас мы посчитаем твои рёбра, а заодно проверим водительские права, - кто-то разгневанно зыкнул на хозяина, закатывая рукава, готовясь учинить расправу.  Другие водители, готовые излить накопившееся зло, дружно поддержали смельчака.                – Да я что? Я – ничего. Ведь ночь, а ехать надо.  Утром на работу,- сбивчиво и растерянно объясняет перепугавшийся виновник ситуации.                –Ну, дед, ты даёшь! Ты же мог своим чудо-транспортом всех нас передавить, - бросил кто-то из первых приблизившихся к повозке мужиков, кого оставила злая лютость.–Да это ж наш механик шахты Афанасенко – добрый старик – известный своими выдумками, - кто-то выдал фразу, вызвавшую замешательство и некоторый спад возмущения взволнованной толпы.                – Считай, старик, что тебе повезло.  Добро, что здесь нет гаишников, и тебя признали шахтёры, а то бы получил такой прокол, что и рёбер не досчитался бы, – подвёл итог собеседования водитель, первым признавший затейливого механика.                Перед ними стоял виновато сгорбившийся, коренастый, добродушно - улыбчивый дед, довольный тем, что гнев толпы ему удалось растопить нехитрой технической находкой: умело смонтированными подфарниками на рогах бурёнки.

Г. Прокопьевск. Зенково.                Август 1987 год.               Алексей Саввич Мелехин


Рецензии