Тангейзер Gott mit uns?

 "Тангейзер", опера Вагнера, концертный зал Мариинского театра, 24 февраля 2021 года

Мой первый  "Тангейзер". Кроме увертюры и хора паломников, прежде не слышала из нее ничего. Впечатляет, я люблю  величественную музыку! А в опере она почти вся именно такая. И герои по большей части суровые, нордические, несгибаемые! Ну, просто, как из советского кино про войну. Только в рыцаре Вольфраме ближе к финалу прорезывается что-то человеческое, когда он мучительно переживает неразделенную любовь к прекрасной чистой деве Елизавете. Владислав Куприянов был очень впечатляющим в своей роли! И пел с чувством, с пониманием. А не просто громко, как обычно бывает во многих вагнеровских операх. Хотя громко - тоже достоинство, не все могут. Очень хороша была Юлия Маточкина в роли Венеры! Ее богиня любви была и нежной, и страстной, и разгневанной, и непреклонной, и язвительной. Замечательная роль!
Михаилу Векуа всегда удаются вагнеровские герои - прямолинейные, неугомонные, энергичные, не знающие сомнения. Они буквально "садятся на него по фигуре", словно одежда. И очень органично смотрятся.
Вообще, вокальное исполнение "Тангейзера" было весьма впечатляющим. И хоры, особенно хор паломников с его, пожалуй, самой знаменитой вагнеровской мелодией! Жаль было только неудавшейся увертюры, которая прозвучала вяло, невыразительно, почти сонно, словно оркестр был застигнут дирижером врасплох и не успел собраться с силами. А увертюра все-таки главный хит в этой опере!
Мощно звучал бас Владимира Феляуэра (ландграф Герман), запальчивые рыцари-миннезингеры трогательно отстаивали свое право на возвышенную любовь и служение прекрасной даме. Правда, не покидало ощущение какой-то искусственности всех этих героев, в которых забыли вдохнуть душу, кукольности действия, каких-то ненастоящих страстей и проблем, для современного человека просто из пальца высосанных. В этом смысле меня озадачивает большая часть опер Вагнера. Конечно, в 19 веке, когда оперы были написаны,  религиозные вопросы широко обсуждались в литературе. Многие писатели настаивали, что человеческое в человеке, сама его человечность важнее слепого следования догматам веры (в рамках, не нарушающих их основные постулаты). А в "Тангейзере", наоборот, торжествует религия, и лишь влюбленная чистая дева, своей личной жертвой дарует грешнику Тангейзеру прощение и спасение. А грех его прежде всего состоял в торжестве плоти над духом,  в прославлении любовного наслаждения. Эта тема явно волнует Вагнера лично. У него она присутствует и в"Лоэнгрине", и в тетрологии "Кольцо нибелунга", и в "Летучем голландце", практически везде. Женщина, ее любовь и чистота - единственное спасение! Так я понимаю взгляд Вагнера на этот вопрос.

В "Тангейзере" не только музыка создана Вагнером, но и либретто. Фактически "Тангейзер" - о яростном отстаивании идеалов христианства, христианской морали, о неприятии плотского толкования любви, о противостоянии языческого культа тела (грот Венеры) и христианского усмирения, даже умерщвления, плоти. Чистая дева, проводник воли божьей, достойная почитания, поклонения и любви.
Сегодня эта проблематика, даже в таком полумифологическом виде, кажется настолько не актуальной и не современной, что ее и всерьез невозможно воспринять даже как оперный сюжет. Все это  кажется надуманным. В сфере чистой любви сегодня уже не только все сдано и проиграно, но плотское удовольствие возведено в ранг, если не добродетели и божества, то единственной нормы. Возвышенное же отошло в область чудачеств и анекдотов. Сексуальная революция уже больше полувека как смела все препоны на пути к свободной любви всех ко всем и сделала  эти патетические стенания о непорочной любви даже не вчерашним, а позавчерашнего днём. Поэтому хорошо, что опера исполняется на немецком языке.

И еще. Главная мелодия, звучащая сначала в увертюре, потом в хоре паломников,  возвращающихся из Рима, где получили прощение за свои прегрешения, это гимн торжества христианства, гимн Германии?  "Gott mit uns" (С нами бог)? Наверное, это самя немецкая мелодия, которую мне довелось слышать. Она прекрасна! Обладает совершенно магнетической силой. Но меня она пугает, видимо, срабатывает какая-то историческая или генетическая память...


Рецензии