ССО Щапово-71. Мои рабочие профессии

Щапово-71. Мои рабочие профессии - стропальщик-такелажник и подносчик каменщика

Моим первым стройотрядом был ССО, который обосновался под Подольском. Успех первого хорового ССО был просто оглушительным. Поэтому от желающих поехать летом в наш хоровой стройотряд не было отбоя. В отряде хотели оказаться многие студенты. Хористы проходили без конкурса. Остальные обсуждались на Правлении хора. При этом Правление подходило к зачислению в хоровой стройотряд «посторонних» весьма придирчиво. И, несмотря на это, список бойцов стройотряда стал очень большим. Как и в прошлом году командовал отрядом Володя Болонин, а «комиссарил» на этот раз – Саша Агеев. Сафроныч в стройотряд, к сожалению, поехать не смог.

Я оказался в бригаде Андрея Косилова. К тому времени он уже был инженером одной из кафедр МИФИ. Хотя хористом он не был, но бригадиром показал себя очень хорошим, многое умел делать. К тому же он оказался практически профессиональным фотографом. Каждый стройотрядовец из тех, кто не пожалел некой символической суммы денег, получил после завершения стройотряда от Андрея по большому, солидному и хорошо оформленному фотоальбому.

В этом стройотряде я получил свою первую «звездочку» ; знак отличия ударника ССО «Хор МИФИ» и, заодно, весьма солидную премию (по воспоминаниям, не менее двух-трех стипендий! Короче, это было 100 рублей…). Часть этой премии я с удовольствием потратил на фотоальбом. Пожалуй, этот альбом с просто очень хорошими фотографиями служит лучшим воспоминанием о времени, проведенном в стройотрядах. Именно Андрей и его фотоальбом стали толчком к настоящему увлечению фотографией и регулярному “щелканью” того, что попадает в видоискатель фотоаппарата, и последующему оформлению своих впечатлений в виде аналогичных альбомов. Нашлось постоянное дело для моего «Зенита-Е», который родители подарили мне в день получения аттестата зрелости!

Нашлось применение и еще для кое-чего. Оказалось, что я неплохо экипирован отцовскими заботами и подарками. Например, мои яловые офицерские сапоги вызывали восхищение у друзей. Они не промокали, были довольно мягки в отличие от обычных кирзовых сапог у друзей. К тому же отец научил меня пользоваться портянками. А это было и удобно и позволяло пошиковать. Хотя я чинил их не раз и сносил в ССО и на слетах КСП не одни подметки, эти сапоги служат верой и правдой до сих пор. Кроме того, настоящая зеленая армейская фляжка, висящая на поясе на ремне, тоже вызывала зависть в других бригадах.
; Дай попользоваться, ; иногда просили друзья.
; Ну, что заполним емкость по-фронтовому? ; иногда как заговорщики перемигивались мы. Ведь во фляжку не обязательно было заливать воду. Гусарство в виде глотка водки перед сном из моей фляжки было популярно в нашем вагончике. К сожалению, фляжка где-то к концу учебы в МИФИ потерялась, не выдержав слишком частого применения и моей рассеянности.

Начало работы в стройотряде было для меня очень тяжелым. Мне, сове по природе, было очень трудно рано вставать. Первые рабочие дни были трудны и чисто физически ; мы таскали к местам установки тяжеленные «стены» щитовых домиков. Мы готовили фронт работ. Щиты видимо лежали без дела уже давно и были пропитаны дождевой водой. Сначала мы таскали их ввосьмером или даже вдесятером, чертыхаясь, когда щит накренялся, и из его щелей под целинку текла струйка воды. Потом со щитом уже справлялась четверка бравых стройотрядовцев! Несколько дней такой работы и крепкий сон, о котором сейчас в 2019 году мне только мечтается, был обеспечен.

Но эта работа для бригады Косилова была не главной. Объект, который был поручен бригаде, это большой котлован рядом с железнодорожной станцией Щапово. К концу трудового семестра этот котлован бригаде необходимо было превратить в двухэтажное административное здание! Чтобы это произошло, необходимо было выполнить “нулевой цикл”, положить бетонные перекрытия, возвести кирпичные стены первого этажа, снова положить перекрытия и возвести стены второго этажа...

Мне крупно повезло. Я увидел своими глазами и поучаствовал в настоящем строительстве! С тех, проходя мимо стройки, я сразу вспоминаю, как это происходило в то время...

Чтобы выполнять нужную работу и соответствовать требованиям техники безопасности (ТБ), мне пришлось сначала поучиться и сдать экзамен. До сих пор храню и горжусь профессиональным рабочим «Удостоверением на право обслуживания объектов Госгортехнадзора». Это удостоверение №53, выданное мне СМУ №1 первого СМТ говорит о том, что я «имею право на работу с башенными кранами в качестве стропальщика-такелажника»!

Между прочим, в начале 90-х, когда царили безденежье и инфляция мое финансовое положение было очень плачевным (хотя я и был зам. Директора в Институте проблем гуманизма и милосердия Российского Красного Креста и, одновременно, преподавателем МИФИ, но зарплаты практически не в одном из мест работы не было). Я почти всерьез подумывал о том, чтобы пойти работать на стройку и воспользоваться этим удостоверением. Вспомнить, как нужно цеплять к бетонным плитам и блокам стропы башенного крана, как отдаются команды «майна!» и «вира помалу!» … До этого, правда, дело не дошло. Полуголодное существование стимулировало меня к творческой работе. Целый год я занимался учебником для студентов МИФИ. Потом эта книжка была дважды издана (в 1992 и 1995 годах).

Но вернемся на стройку. Ни дожди, ни жара, ни грязь не помешали нашей бригаде быстро уложить в котлован бетонные «пятерки» и «шестерки» (так назывались бетонные блоки), не забыть о коммуникационных отверстиях в фундаменте (благодаря светлой голове нашего бригадира!) и от «нулевого» цикла перейти к кладке кирпича.

И снова мне повезло! И снова пришлось учиться, поскольку, заметив мою выносливость, Косилов назначил меня подносчиком к мастеру кирпичной кладки. Мастера пригласили из местного СМУ, чтобы он «заводил» углы на нашей стройке. Ну, а между углами, по шнурку, кирпичную кладку выполняли уже «мастера-каменщики» студенты нашей бригады. В мои обязанности входило: носить чемоданчик мастера с набором его инструментов и приспособлений, мыть кельму после кладки, приносить попить водички и отгонять мух, когда он отдыхал. Впрочем, были и другие обязанности. Например, таскать раствор и кирпичи так, чтобы мастер не стоял без работы. Доложу я вам ; это было не просто! После трудового дня мои пальцы сгибались с большим трудом. Взять в руки гитару было непросто. И была еще главная, на мой взгляд, обязанность – учиться каменщицкому делу! И это получилось! Уже в следующем году в ССО я стал каменщиком.

У меня был хороший учитель, действительно ; профессионал! Ни одного лишнего движения. На вываленный из ведра и приглаженный кельмой раствор рядком укладывается сразу больше десятка кирпичей. Ну, все, что я поднес к стене. Кельмой и брусочком все слегка подстукивается. Готово! К этому моменту подмастерьем, т.е. мною, новый раствор и новые кирпичи уже должны быть подготовлены. Работой этого мастера можно было просто любоваться! Вот так были “рабочие университеты”.

Многим, кто побывал в стройотрядах, рабочие навыки помогли в жизни. Я знаю, что мой друг Вардан, используя навыки каменщика, плотника, бетонщика и т.д. возвел собственными руками для своих родственников 3-х этажную дачу!
На моих глазах наш объект преображался. К концу стройотряда симпатичная коробка в два этажа была готова и подведена под крышу. Каждый раз, когда я еду на электричке в сторону Подольска, я ищу глазами это здание. Здесь есть частица моего труда. Здесь я узнал, что означает быть строителем.

Итак, стройотряд закончился. На собрании отряда выдана зарплата и премии. Впервые у меня в руках оказалась целая пачка денег. Больших! Где-то не менее 1000 рублей. Можно спокойно отказаться от родительской финансовой помощи и не сидеть у них на шее! Что я делаю. Родители тоже довольны. Кажется, их сын не валял летом дурака. Хотя отец все равно регулярно наставляет: «Чем, класть кирпичи и месить сапогами грязь, лучше бы занялся чем-то более полезным, более близким к специальности! Поработал бы на кафедре или где-то на радиозаводе…». Отец, конечно, не мог в то время знать, что в будущем и со специальностью у меня тоже будет все в порядке. Его сын вполне успешно окончит институт, поступит в аспирантуру, защитит диссертацию, и даже станет преподавателем на той же кафедре, где защищал диплом.

Между прочим, свой институтский диплом я получил раньше отца! А пока к каждой стипендии можно в течение года добавлять по 100 рублей. Жить так, как живут молодые выпускники МИФИ. Их зарплата от 130 до 150 рублей. У меня – 145! Можно полакомиться мороженым, попить пивка, купить гитару, магнитофон, проигрыватель для пластинок.


Рецензии
Интересно описаны работы в стройотряде. Вы очень хорошо предали настроение ЛГ
и его гордость за добросовестный труд.
Удачи. И всего доброго, с уважением,

Артемидия   11.09.2022 21:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.