Сундучок с сокровищами

 Сундучок с сокровищами.

 Андрей бывал у своего дедушки редко: скучно у старого в деревне. Домишко старенький, как и сам хозяин, разговоры про былые времена и болезни скучные, запахи непривычные, печным дымом пахнет да чем-то кислым. Интернета нет, и про войну рассказывать не любит. Вздыхает только.

Приезжал на выходные с родителями, отбывал это наказание, и на следящее утро начинал торопить папку просьбами, что б вернуться и поехать скорее назад. В город. Их районный центр Козельск хоть и не столица, но там весело. Есть чем заняться. А тут что? Скукотища. И только одно не давало покоя мальчику: резной сундучок на лавке под замочек запертый, который дед не хотел открывать.
-Что там, дедушка? - спрашивал любопытный мальчик.

-Мои сокровища, - отвечал старик, и улыбался. И была в этой улыбке хитринка пополам с грустью. Всего поровну.
-А ты мне их подаришь, дедушка?
-Всему своё время, - кивал старик, соглашаясь, но всегда срок подарка откладывая.
-На Новый год подари! - канючил мальчик.

Но праздник приходил, и была от деда в подарок игрушка или денежка, а с сундучком он не расставался.
Со временем Андрей становился выше, а дедушка напротив, всё более сгорбился. Дряхлел. Как сам смеялся, к земле тянуться начал. Мальчик отучился и уже работал в Калуге, и на выходные редко к родителям заезжал, а уж к деду- и подавно.

А что? Время у нас такое. Работы в родном городе нет, вот и приходится мотаться за деньгами кому -в большие города, кому- и в Москву вахтовым методом. У всех проблемы, а тут ещё коронавирус пришёл. Не до поездок лишних.

О болезни деда он знал, как и то, что мама последний месяц жила с ним в деревне. После больницы. Подсознательно был готов, да и сон в ту ночь приснился странный. Будто бы пришёл дед к нему прощаться. Только не сгорбленный и немощный, а молодой. Красивый. С медалью на стареньком пиджачке «За доблестный труд». Раньше им в колхозе такие давали, и эту медаль Андрей помнил.  Во сне улыбнулся дедушка, и напомнил про сундучок свой.

-Твой он теперь, - сказал, - а уж что ты в него своего добавишь- смотри сам.
И ушел. Подскочил в постели Андрей от странной смеси тоски и жути, слыша, как входная дверь тихо скрипнула. Глянул на часы- без пяти три ночи. Посидел, восстанавливая дыхание. Пошёл, проверил дверку, заглянул на кухню, везде по дороге включая свет. Как в детстве, когда темноты боялся. Подумалось позвонить маме, но испугался разбудить её ночью: поди, и так с умирающим не высыпается. Или, с умершим? Потому и не удивился, когда через некоторое время зазвонил мобильник.

-Дедушка умер? - спросил он первым.
-Да, сынок. Но откуда... - голос мамы звучал устало, глухо. И удивилась она вяло.
-Он ко мне прощаться приходил, я сейчас выезжаю, - помолчал и почему-то добавил, - он мне свой сундучок завещал.

Дедушку похоронили на местном кладбище. Рядом с бабушкой, которую Андрей совсем не помнил. Помянули с соседями, посидели за большим кухонным деревянным столом. Такие столы раньше делали из расчета на большую семью, где много детей и несколько поколений собираются сразу. Такие ещё до войны делали. Вот и сейчас за ним всем места хватило. Вспоминали былое, какие-то незначительные истории из жизни. Когда разошлись- сразу постаревшая и потухшая мама принялась убирать со стола, зачем-то мыть посуду в домашнем рукомойнике. Андрей посмотрел вслед уходящим старушкам, обвёл взглядом осиротевшую кухоньку, и вдруг осознал, что больше сюда не вернётся. Никогда. Не сможет. Обрывать нужно резко. Сразу. Что бы не тянуло за душу, не ныло сожалением о несделанном и не сказанном. Умерших- к прошлому, живым- будущее.

-Поеду я, - стараясь избежать маминого взгляда, зло выдал он, - завтра на работу. Итак, на целых три дня отпросился. 
Мама заплакала, отец не сказал ни чего, молча вышел провожать к машине. Только подмышкой у него что-то было. Это что-то он так же молча положил на переднее сидение машины.
Злой прежде всего на себя, Андрей и не посмотрел, что ему там подсунули: наверняка, что-то съестное от поминок оставшееся. Мама, она до сих пор имела привычку передавать ему баночки с солениями, как будто сейчас купить что-то проблема!
-Позвони, как доедешь, сынок! - крикнула с порога мать.

Андрей позвонил, как только припарковал машину, ещё не выходя. С досадой выслушал её слёзы и наставления, а потом его взгляд зацепился об свёрток. Он развернул материю. Кажется, старую штору, и увидел сундучок- последний подарок дедушки. Признаться, мотаясь по похоронным бюро и организациям, оформляя документы и встречаясь с чужим равнодушием и волокитой, он совсем забыл об этом своём сне и дедушкином сокровище.

Посидев в машине, он взял старинную вещь, сразу ставшую ненужной и неуместной в современной квартире. Там открыл висячий замочек, в котором торчал ключ. Без всякого любопытства и трепета, откинул крышку. Под ней было несколько выцветших треугольных писем. Такие с фронта ВОВ присылали. А ещё сложенный листок похоронки. На дне даже солдатский крест царской армии нашёлся. Старинный, дореволюционный. И ещё фотографии. Чёрно-белые фотографии бабушки, деда, и ещё кого-то из давно умерших родственников, которых он и не знал никогда. С одного снимка на него смотрел молодой дед и улыбался. Его Андрей сразу узнал. Совсем таким он приходил прощаться к своему внуку.


Рецензии
Грустный рассказ, хотя и очень актуальный.
И почему мы начинаем интересоваться прошлым своей семьи именно тогда, когда не остается уже живых свидетелей произошедших событий?
Все кажется нам, что несущественно все это, что ничего интересного старики не расскажут, что нет смысла тратить время на бесполезные вещи. И лишь в тот момент, когда близкие уходят навсегда, начинаем осознавать утрату.
Вот только возникает вопрос - А есть ли чего нам добавить в подобный сундучок семейной памяти? Добавить нечто, столь же существенное?

С самыми лучшими пожеланиями,

Сергей Макаров Юс   02.05.2021 14:18     Заявить о нарушении