C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Мои любимые Омские троллейбусы

Ностальгическое эссе.

Знак информационной продукции: 12 +

На изображении: коллаж из фотографий моих любимых троллейбусов с сайта «Трансфото» [1].

Авторы фото:
троллейбус №1 – Maksimus;
троллейбус № 331 – Юрий Романовский;
троллейбус № 4 – Павел_П
троллейбус № 110 – Ааре Оландер

1.

Этот экзамен был едва ли не самым трудным в моей жизни. Я готовился к нему несколько недель денно и нощно, как дома, так и в Омской областной научной библиотеке им. А.С. Пушкина. И вот, наконец, день экзамена настал, и я, около 8 часов утра, вышел на остановку «Улица Рабиновича», чтобы поехать в городок Нефтяников, до остановки «Технический университет». Не прошло и минуты, как резво подскочил новенький белорусский бело-розовый троллейбус с бортовым номером 4, следовавший по 4-му маршруту, и за считанные минуты домчал меня до места назначения.
Экзамен я сдал на «отлично», и с того самого летнего дня второй половины  1990-х годов этот «четвёртый» троллейбус стал для меня самым любимым в городе. Причём «любимый» - это не просто фигуральное выражение. Для меня это некий мысленный статус чего-то особенного, дорогого и наиболее значимого.
Уже после первого года проживания в Омске я сравнительно неплохо стал разбираться в подвижном составе троллейбусных депо. Издали различал, Первомайского ли депо проезжающий мимо троллейбус, или Кировского. Знал, какие маршруты какое депо обслуживает. На момент моего приезда в Омске работали только ЗиУ-9 (а если точнее – ЗиУ-682), а так же несколько систем моторных единиц (СМЕ), включавших два вагона. Лишь в конце 1995-го на улицы вышли две новые «гармошки» ЗиУ-10. И вот, осенью 1996 года пришла большая партия бело-розовых троллейбусов из Белоруссии АКСМ 101, и они, естественно, сразу же привлекли моё внимание. Часть из них отправили в Кировское депо, и они получили трёхзначные номера, которые я сразу не запомнил. А 11 «Первомайских» машин с диапазонами бортовых номеров от 3 до 13 мне запомнились отлично:
№№3 и 6 изначально обслуживали троллейбусный маршрут №1 «Ул. Энтузиастов (п. Ермак) – Московка-2»;
№№4, 7, 10 постоянно работали на маршруте №4: «Железнодорожный вокзал - Омский нефтеперерабатывающий завод»;
№№8 и 12 вышли на маршрут №3: «Железнодорожный вокзал – пос. Чкаловский»;
№№5 и 13 - №3: «Железнодорожный вокзал – Завод им. Попова»;
№№9 и 11 периодически оказывались то на упомянутом выше 4-ом маршруте, то на маршруте №2: «Ул. Энтузиастов (п. Ермак) – Завод им. Попова».
Изменения маршрутов касались и других белорусских машин, но в целом такая расстановка была относительно стабильной.
Мне очень нравилось, что у моего любимого тролла бортовой номер совпадает с маршрутом, и я даже слегка огорчался, изредка видя его следующим по «двойке». Я частенько попадал на него, так как регулярно ездил из центра то в Нефтяники, то в сторону железнодорожного вокзала. В таких случаях  поездка для меня была особенно приятной.
Я внимательно следил за своим любимцем. Через 2-3 года после начала работы в Омске, его разукрасили в яркие цвета рекламы «Юнилэнд». Увидев его в новом обличье, да ещё и следующим по «второму» маршруту, я испытал двоякое чувство. С одной стороны, мне было жаль, что у троллейбуса больше не будет приятной для глаз, стильной бело-розовой окраски, к которой я привык. А с другой – среди множества «рекламных» троллейбусов Омска он на тот момент, несомненно, был наиболее красивым. В дальнейшем машину перекрашивали неоднократно, но изображения на нём были типичными, и ничего особенного о них сказать уже нельзя.
За 25 лет работы белорусских троллейбусов в Омске многое менялось: и маршруты, и ситуация на дорогах, и расстановка по депо. Периодически приходили новые партии машин разных моделей. А того, как в 2014-м году на 4-м маршруте прочно обосновались бело-синие «Оптимы», я практически перестал видеть свой любимый троллейбус в центре и в Нефтяниках. И лишь благодаря сайту «Трансфото» [1] знал, что он продолжает работать где-то в Чкаловском и на Московке-2. Я рад, что эта машина жива, функционирует, и её не постигла судьба «семёрки», многие годы кочевавшей по маршрутам обоих депо, и уже списанной несколько лет назад. Напротив, вместе с белорусскими троллейбусами №№ 3, 5, 8, 13, 244, и другими машинами, «четвёрка» была полностью модернизирована, сменив даже свою модель, а пару недель назад, уже в эпоху новых Омских троллейбусов – «Адмиралов» - я увидел её в Нефтяниках на 4-м маршруте!
Как всё-таки здорово, что мой троллейбусный любимец продолжает работать на благо омичей!

2.

После мысленного возведения троллейбуса №4 в разряд любимых, я задумался: а нет ли на этот статус ещё какой-нибудь достойной  машины?
И вот, спустя три месяца после экзамена, мне два утра подряд попадается другой троллейбус, так же следующий по 4-му маршруту, №118. Это был обычный, относительно новый ЗиУ-9, кажется, синего цвета, особо ничем не примечательный. Его-то я и задумал сделать вторым кандидатом в «любимчики». Однако, впоследствии я встречал его на улицах крайне редко, понимал, что никакие особые воспоминания меня с этим троллейбусом не связывают, и вскоре перестал обращать на него внимание. Троллейбус как троллейбус – ничего особенного.

3.

В 2003 году я переехал жить в посёлок Чкаловский, и «троллейбус, который идёт на восток», как пел Виктор Цой, стал для меня особенно актуальным. Тут я получил возможность изредка ездить на машинах маршрута №10, который мне был интересен с середины 1990-х. 10-ку я заприметил осенью 1995 года, когда ездил в Чкаловский на 73-м автобусе через улицу 3-я Транспортная. У переезда, близ остановки «Кислородный завод», было небольшое троллейбусное кольцо, где тогда и располагалась её конечная остановка. Встречал я машины этого маршрута и в центре, чаще всего у магазина «Жемчужина». То был особо трудный и памятный период в моей жизни, и думая о нём, я частенько вспоминал  «отдыхающую» у переезда 10-ку.
Но, к сожалению, до 2003 года я по этому маршруту так ни разу и не проехал. И это несмотря на то, что линия по улице 3-й Транспортной была закрыта, и 10-ка с Левобережья стала ходить в Чкаловский. Тут уже поездки на ней стали для меня жизненно необходимыми, и я как минимум раз в месяц, и когда и ежедневно, пользовался её услугами.
Довольно быстро я заметил, что 10-ку обслуживают две учебные машины: №208 и №331. Конечно, изредка бывали и другие, к примеру 60-я, переданная из Первомайского депо в Кировское. Но случалось такое редко. Вообще, 10-й маршрут был каким-то нерегулярным, неудобным для пассажиров. Специально ждать его не хотелось, ведь он мог и не приехать. Складывалось впечатление, что он учебный, не настоящий, и работают на нём лишь стажёры, да и то исключительно в период производственной практики.
Но сейчас речь не об этом, а о 331 троллейбусе. Мне показалось, что я уже не раз ездил на нём, когда он ходил не по 10-му, а по 13-му и 14-му маршрутам, и что он был не красного или синего, как теперь, а оранжевого цвета. Несколько лет назад от знатоков Омских троллейбусов с сайта «Трансфото» я  узнал, что оранжевой была не 331-я, а 231-я машина. Но это уже ничего не меняет. Примерно к 2004-му году, а может и в 2005-м я мысленно добавил к №4 ещё и №331. И даже после того, как 10-й маршрут окончательно закрыли за нерентабельностью, а 331-й окончательно ушёл из Чкаловского посёлка на обслуживание других левобережных маршрутов, я продолжал выделять его среди прочих машин, и радоваться, если удавалось на нём проехать.
Эпоха старых ЗиУ-9 подходит к концу, и в 2015 году  троллейбус №331 ушёл «на гвозди» вместе с другими своими собратьями. Но именно он стал прообразом машины, описанной мною в рассказе «Мечта на маршруте» [2].

4.

У третьего моего любимого троллейбуса – особая судьба. Во время моего приезда в Омск на учёбу в 1995 году, на маршрутах работало три СМЕ: №№ 93-94, 100-101 и 110-111. Первые две обслуживали линию «четвёрки», а третья – «тройку». И хотя они состояли из обычных ЗиУ-9, для меня они были настоящей диковинкой. Я искренне не понимал, как водитель справляется со столь громадной и неповоротливой махиной, к тому же ещё и наполненной живыми людьми.
Году в 1996-м, когда уже вовсю работали «гармошки» ЗиУ-10, СМЕ 100-101 куда-то исчезла. Спустя двадцать лет я узнал, что она попала в серьёзную аварию на выезде из Первомайского депо, и была расцеплена. Я подозревал, что могла быть авария, так как после её исчезновения на оставшихся двух СМЕ на корме второго вагона намалевали два больших прямоугольника – своеобразный указатель сочленения двух троллов.
Кроме непосредственно сочленения в СМЕ мне нравилось и другое: расположение на крыше над лобовым стеклом первой машины трёх фонариков – знака автопоезда. Аналогичные были и на кабинах фур, и на «гармошках-Икарусах».
К 2003-му году никаких СМЕ в Омске уже давно не было, некоторые их вагоны в виде отдельных троллейбусов работали на разных маршрутах. 110-й вагон так же продолжал исправно возил пассажиров на 3-м маршруте, как когда-то вместе со 111-м. И фонарики над крыше, как память о работе в СМЕ, у него продолжали присутствовать.  110-й ходил ежедневно, и с завидной регулярностью вывозил меня из Чкаловского – то до Лизы Чайкиной, то до железнодорожного вокзала, и обратно. Я изначально обращал на него внимание, но со временем стал просто восхищаться живучестью и работоспособностью этой машины. Из шести вагонов СМЕ, работавших в 1990-е до середины 2000-х дошёл только этот.
Сдаётся мне, что 110-я машина была «палочкой-выручалочкой» для всего троллейбусного депо. Уже после переезда из Чкаловского я встречал её и на 2-м, и на 12-м, и на возрождавшемся на некоторое время маршруте №8 (Посёлок Юбилейный – Московка-2). В 2010-х годах 110-й возил меня по центру и Нефтяникам, и я просто не мог не включить его в собственный рейтинг «любимчиков». Наверное, его работа была типична, но мне ока казалась особенной. Будь моя воля – и кот-волшебник «Вжух» поставил бы этот тролл первым в очереди на модернизацию.
Сейчас 110-го троллейбуса уже нет. Он ушёл в троллейбусное небытие в 2017 году, но навсегда остаётся в моей памяти как герой личной истории интереса к электротранспорту города Омска.
 
5.

Троллейбусы ЗиУ-10 – «рогатые гармошки» - своим появлением удивили омичей в конце 1995-го года. На Омском радио даже в шутку говорили, что волноваться не стоит, что эти машины – не происки нечистых сил, а новое приобретение департамента транспорта. В отличие, к примеру, от Челябинска, и других «миллионников», где число ЗиУ-10, «Икарусов», и других сочленённых троллейбусов исчисляется десятками, в Омске их работало всего два: №1 и №2. И оба многие годы обслуживали самый востребованный пассажирами 4-й маршрут. Окрас у них был бежевый, с красной «юбкой», и ехать на них было приятно и интересно. Необычным было расположение сидений в салоне, существенно отличающихся от автобусных «сочленёнок».
Как-то раз, уже в «нулевые» годы, я увидел машину №1 (уже в красном окрасе) на 3-м маршруте. Значения этому я не придал, так как посчитал это «назначение» троллейбуса временным. К тому же за годы работы на 4-ке с этими троллами даже на моей памяти бывало всякое. Как-то ехал я на одном из них до радиозавода им. Попова, так как на пересечении Проспекта Маркса и улицы 10 Лет Октября был обрыв провода, и все 4-ки шли в Нефтяники через «конечку» 2-го, 12-го и 16-го маршрутов. А в 1998-м году вообще все машины шли через Левобережье  из-за ремонта моста через Омь. Так что ЗиУ-10, не меняя трафареты маршрута, объездили едва ли не весь город.
Но вскоре оказалось, что машина №1 теперь постоянно работает на «тройке». Я стал радоваться возможностью часто ездить на ней, и вскоре она так же вошла в число моих самых любимых.
Работа этой машины завершилась задолго после моего отъезда из Чкаловского, и она была списана в 2014 году.
Тролл №2 ещё продолжал несколько лет работать на «четвёрке», но в середине 2010х его на несколько месяцев перевели на левобережные маршруты, перекрасив предварительно из красного в синий цвет, а потом (в 2015 году) также списали. На этом история работы ЗиУ-10 в Омске закончилась.

6.

Моё эссе было бы неполным без ещё одной истории. Проезжая по улице Красный Путь во второй половине 1990-х гг. я видел на территории троллейбусного депо одиноко стоящий грузовой троллейбус ТГ-4 (модель КТГ-2). Нередко я встречал его, двигающимся по улицам города, в том числе и за пределами троллейбусных линий. Один раз из окна колледжа «Ин.яз. - Омск» я наблюдал эту машину стоящей на улице Булатова. А двумя годами раньше – на ремонтирующемся Комсомольском мосту через реку Омь. Такие троллы спокойно могли обходиться и без контактной сети. Груз в кузове я видел лишь однажды: это были запасные троллейбусные колёса.
Мои постоянные читатели знают, что я люблю всё необычное. Так что моё внимание к этой машине не удивительно. Но стать «любимым» ТГ-4 стать для меня не успел. В то время я ещё адаптировался к городской жизни, городской электротранспорт продолжал быть мне в новинку, а когда я стал более-менее хорошо разбираться в подвижном составе, этот «грузовик» из депо уже исчез.
Где-то с 2005 по 2008 год, проживая в Чкаловском и размышляя о своих любимых троллейбусах, я осознал, что ТГ-4 тоже для меня значим и интересен. Что бы хоть как-то восполнить то, чего не вернуть, я стал читать информацию о грузовых троллейбусах в Интернете. Я даже сделал для себя небольшой альбом с распечатанными цветными фотографиями таких машин из разных городов бывшего Советского Союза.
За годы интереса к электрическим «грузовикам» я видел их вживую несколько раз, но в основном в Челябинске. В Омске мне удалось наблюдать такой тролл лишь однажды. Я стоял на Театральной площади, как вдруг заметил ТГ-10, абсолютно идентичный ТГ-4 электрический «грузовик» Кировского троллейбусного депо, заворачивающего с Проспекта Маркса на улицу 10 Лет Октября.  Он был последней подобной машиной нашего города, и в 2013 году он окончательно «ушёл на пенсию».

7.

На этом мой список любимых Омских троллейбусов (№№ 4, 331, 110 и 1) можно считать исчерпанным. Причём, даже упомянутые грузовые троллейбусы в него не входят.
Но для более полной картины отмечу и другие примечательные для меня машины.
В 1995 году, когда я только-только приехал в Омск, обратил внимание на учебный троллейбус №84 жёлтого цвета в полоску и большой надписью на кузове «МАКЕА», чаще ходивший пустым, но изредка - по 4-ому маршруту.
Ещё хорошо помню троллейбусы-столовые. Одну такую я часто видел в окно из корпуса университета на Проспекте Мира. Вместо указателя маршрута там была надпись: «Передвижной пункт питания» (№30). Со второго этажа можно было  видеть, что в салоне у него не сидения, а обеденные столы. У диспетчерской на Левобережье весь день дежурило «Кафе «Ветерок» (№378). Я даже читал статью про эту машину в одной Омской газете.
А буквально год-полтора назад я обратил внимание на ещё одну пассажирскую машину марки ЗиУ-9 - №250, работающую на маршруте №67. Её салон окрашен в красивый салатово-зелёный цвет, и мне это очень понравилось. Но ничего примечательного в этом тролле нет, и любимцем в полном смысле слова его не назовёшь.

8.

Рубеж 2020-2021 годов ознаменовался в нашем городе новой троллейбусной эпохой: на средства национального проекта в Омск пришли новые, современные и очень красивые троллейбусы «Адмирал». Их так много, что они окончательно подвели черту под историей эксплуатации машин начала и середины 1990-х.
Не за горами то время, когда транспортники-краеведы будут копаться в архивах и старинном контенте социальных сетей, дабы найти подробности давно списанных и ушедших в небытие троллов: ЗиУ-9, и созданных на их основе СМЕ, ЗиУ-10, фургонов и бортовых «грузовиков»… Я предлагаю немного облегчить их кропотливый труд, и каждому, кому не безразличен общественный транспорт, написать свои воспоминания о нём.
Ведь машины, как и люди, живут до тех пор, пока о них помнят.

Литература:
1. Городской электротранспорт. – База данных. – Фотогалерея. // https://transphoto.org/
2. Демешко В.Н. Мечта на маршруте. // http://proza.ru/2017/06/10/203

12 - 13 марта 2021 года.
 
Полный список произведений автора: http://proza.ru/avtor/demits


Рецензии