Камень. Труд в артели Богатырь. 1930г. Томаковка

Владимир Шабля. КАМЕНЬ. Биографический роман.
Труд в артели «Богатырь».
1930 год, июнь. Томаковка.

Светало. Нетерпеливое июньское солнце с каждой минутой всё настойчивее выглядывало из-за горизонта. По ещё не проснувшейся степи разливалась залихватская мелодия, которую выводили два десятка мощных голосов:
«Їхав козак за Дунай,
Сказав: "Дівчино, прощай!"
Ти, конику вороненький,
Неси та гуляй!».
Это члены артели «Богатырь» продвигались к своим колхозным землям, расположенным за три километра от их усадеб. Дети и пожилые ехали на подводе, примостившись посреди инвентаря для обработки земли и косьбы. Остальные же шли пешком.
На сегодня к шести часам утра колхозники заказали МТС-овский трактор для культивации междурядий, и нужно было заблаговременно подготовить ему фронт работ, выбрав для машинной прополки самые подходящие участки. Кроме того, мужчинам предстояло косить на неудобьях кормовые травы, а женщинам – ворошить сено.
Придя на место, все дружно принялись за работу. Иван, Данил, Василий и Дмитрий вместе с ещё дюжиной мужиков взялись за косы. Мария с Петей и Колей занялись в составе женско-детской компании переворачиванием сена. Отлынивающих среди артельщиков не было: все знали, что работают на себя. Кроме того, никто не хотел предстать перед родственниками и друзьями в неприглядном свете.
Работать в утренней прохладе было приятно; то тут, то там периодически раздавались шуточные реплики, за которыми следовал громкий искренний смех.
– Я пойду намечу участки для трактора, – сообщил спустя некоторое время председатель артели Иван Шабля, – да прикину, в какой последовательности их нужно обрабатывать, чтобы нам было удобно запалывать начисто.
Он пошёл к дальнему полю и минут пятнадцать расставлял тычки и палочки на рядках. Затем вернулся к основной группе артельщиков и снова присоединился к покосу.
Ровно в шесть приехал трактор. Иван объяснил трактористу задачу и тот приступил к работе. Остальные же члены артели постепенно стали переключаться на запалывание рядков, обработанных трактором.
Через час трактор уехал на поля соседней артели, а колхозники весь оставшийся световой день приводили в порядок участок с прополотыми им междурядьями. Только в самую жару люди сделали короткий перерыв на обед.
С работы шли уже по темноте. Но всё равно с песнями. Правда, теперь репертуар состоял больше из протяжных медленных мелодий.
Дойдя до заросшей камышом речки Томаковки, колхозники проследовали вдоль её берега к небольшой запруде, где можно было искупаться. Дружно и с радостными криками бросились они в тёплую ночную воду, которая прекрасно снимала усталость. Вволю наплескавшись, счастливые артельщики разошлись по домам: надо было выспаться перед следующим рабочим днём.


Рецензии