Г. Щекина о стихах В. Рубцова

Щекина О  книге Рубцова  Добро пожловать в мои цветные  сны.
Валерий Рубцов  человек одаренный. Стройность и ритмичность стихов бросается в глаза. К тому же красота слога не  сочиннная.  а естественная.  А вот залоголовок очеь рстянутый, длинный. Его трудно запомнить.  Заголовки лучше выбирать лаконичные, чтоб они врезались впамять, в  сердце, и крмее  того,  чтоб они создавали крышу, под кторую подходят все собранные вместе стихи. А под этот заголовок подходит даеко  не все. Название рмантически затуманенное, но зовущее. А тексты есть довольно мрачные. Заголовок должен быть – сжатая реклама  одержаия. Но и тут не очень получилось.

Валерий Рубцов явно  тяготеет к прстому касическрму стро, к  ясной отчетливой рифме. Это верное направление. То есть оно близко лично мне. (некоторым ближе верлибр,  рэп и так далее). Строгой  классическй формой  отличаеся, например, «Белое стихотворение»,

«Белый иней на деревьях
Этой белою зимой,
Белый-белый весь теперь я,
Или попросту – седой».


Но некотрые сихи содержат ритмические сбои - стих «Было». Обращают на себя внимание в  основном безударные (женские) рифмы
…Стояла  сырость, грустило ремя
Хотелось пакать, но не скем было – это  одинразмер. Ниже другой:
Повсюду дождь моросил осенний
Дышало утро похладой влажной
Летели листьяв свой путь роследний
Стояла осень и было трашно.
Это все один стих.
И к концу стиха размеропять  меняется, Ужесли замахнулсянакассику стоит  выдержать стиль хотя бы до конца стиха
Авто  задает стиль первым  четверостишием.Неасное правило -дальше пусть идет так, как начал.
Он же   чинает в одном стиле.прдолжает в другом. Самсебя не  может сдежвать, его уносит в сторону.
Мне  не  хочется разбирать стихи с низовой лексикой. Например «Давайте устроим празник». Их вообще не надо бы разбирать. Просто не включть  в сборник. И  так же как образ серца – как  куска мяса на тарелке.  Физиология перевешивает. Да   стих весь заканчваеся на  словах «Я добрый. В этом вся и суть» - не сказать, какое открытие. Неумесная тема в книге –  о человечских отправлениях.Совешенно неуместнся  вещь – Друг помойеых псов. Эти в ещи стихами назвать нельзя, он унижают и автора и читателя в равной  мере. Но я надеюсь  что автор и без меня уже  все понял.
Моя позция – делиться с людьми  тем,что удалось найти тлучшего. А худшео и так  много. Эта ложка  дегтяв  бочке  меда автоматически прекращаетв деготь ВСЕ что есть в этой бочке.
К неуместным стихам в сборнике надо  добать «Кроеодиловые слезы» (или  Чиновникам». Не потому  что то я мх люблю, а потоу чтогнв переполняющий автора  уже не оставляет  места  поэзии.   А раз нет поэзии. зачем старыться? Я пониаю, проблема  отбора всегда  есть и будет. Она у каждого есть, она и уменя есть. Но  желательно выращиватьв  себе  это чувство нужности или ненужности  тестка. Этот текст про чиновников  временный, он может понят  современнками, а чепрез поколение – будет непонятен, утстареет…
Лито  эт мстерская. Всегда  могут пдскзать. Надо послушать, что люди скажут  а там уж и решать, подходят ли тебе  советы. То ты один на один с текстом. А то перед тобой  сразу несколько  мнений.Важная  вещь.
Есть у  Валерия очень негативные стих которы я упоминала. А  есть посвящени очен  человечные ипронкновенные, Например, «Зиние стихи»  или  Твои стихи мне  стся  по ночам, твое непвтримое искусство…»
Когда рукой  поэта  водит восхищеие язык егостановится другим,  вот это и есть его настоящий  язык.

Твои стихи мне снятся по ночам –
Твоё неповторимое искусство.
И я, невосприимчивый к вещам,
Забвенье переделываю в чувства,

Спешащие укрыть от суеты,
Хранящие от бед и от ненастья,
Такие же свободные, как ты,
И женственные, как твои запястья.

Твои стихи на цыпочках, во сне
Ко мне приходят, будто на картинке.
Уснувший город тонет в тишине,
Твои стихи – летящие снежинки.

Твои стихи – полночные мечты –
В мои ладони падают и тают.
И я такой же грустный, как и ты.
Я их люблю, их вижу, осязаю.

Я даже их немножечко боюсь
И, засыпая чувствами наружу,
Надеюсь, что кому нибудь приснюсь.
Твои стихи заглядывают в душу.

Целую эти зимние цветы,
Я с ними сплю, грущу и улетаю.
Такие же прекрасные, как ты,
Твои стихи, Самойленко Наталья.

2017

У В. Рубцова есть особенность:  многие явления он покзывает в будущем времени.
Психологически обьяснимо: если в настояшем все  мрачно, то в будущем будет  иначе. Примеров можно много привести.
В  такой манере напинисан стих «Белым  снегом»  использующий глаголы – выпаду,  коснусь, постучусь, приду, поздравлю, размякну  расстаю…
Этои глаголы  удущего времени несовершенного вида  создалает особую атмосферу  зыбкости, незавершенности, легкости, иллюзорности.
В равной степеи  будущее событие можно увидеть  оень грустным. например «Когда-нибудь усталость одолеет»: написано прпомощиглаголов  одолееет, придет, не согреет, буду  жить, буду  пьян, возьмусь, узнаю…  Нокогда  автора «несет» ионзаканчивает  намыленным  шнурком, весь налет романтикиисчезает. Остается пустота… Такая  есть опасность  у  длинных стихов. А  закончи он   пораньше – изящная. дымчатая   вещь получоась бы.
И еще одинпример удачного  приенения приема будущего времени -  стих «Листопад». Там напрмер собраны  такие слова – покину,  проснусь. пойму, шепнет,  уйду,  утону… Такой  прием   есть и  у дугих  авторов,но у В.Рубцова повторяю, он испоьзуется особенно  широко.

 Вообще  сильная лирика  Валерия Рубцова. если ее  расссмотреть повнимаетльнее, состоитпочти вся из природных описаний. Листпад. Снегопад. Дождь иредкое тепло. Вся надежда на  природу.кото тая  неисчерпаема. Но если жействительно посоветовать, то я посоветовала бы   автору расширять темаптику стихов. Природа  это чудесно, но  человечскиеотношения – стольже разнообразные и так же вовышают. Некоторые  образцы  лирики В.Рубцова  можно сравнить со средневековыми балладами, которые  слагали  рыцари для  своих прекраснх дам.
Здесь я имею в  виду очень образное стиховторение «Об истине», где  дждь сшвает небо и зелю и сшивает  Ее и Его.И фраза «Истина во  мне» очень очеловечивет. Одухотворяет само понятие истины.

Технически стихи имеют  интересны рифмы и многие написаны на один-два рамера. Мне кажется заслуга автора  ужев том. Что он  морально всякй раз  бо рется с стбой и не дает захлестнуть дущу отчаянием.Поэтому  сила этих стхлв не только в их складности. Но в том, что лирческий   находит в  сбе  силы  жить.

Все это мы  находим  в  стихотворении  «Мелодия  души» или мелодия которя  идет  изнутри.

Осенняя мелодия души,
Сорвавшись, улетает в небеса.
Она как все, она стремится жить,
И чувствовать, и верить в чудеса.

Она желала этого давно,
Мечтала, горько плача по ночам.
И вот теперь распахнуто окно,
И стрелки отсчитали первый час.

Поцеловав души холодный лоб,
На цыпочках прокравшись до окна,
Покуда не схватил её озноб,
Ушла. Туда, где полная луна.

Кружа над жёлтым полем фонарей,
Вдыхая сырость вместе с тишиной
И делаясь от этого сильней,
Отправилась искать себе покой.

А утром, отогревшись у костра,
В осеннем вальсе листьев закружит,
Уйдя как можно дальше со двора,
Найдёт себе того, кто хочет жить.


Рецензии