Неаполитанская песенка

Посвящается моей бабушке и всем бабушкам на свете.
Жила-была старушка.
Вязала кружева.
И если не скончалась,
Она еще жива.
И ходит за грибами,
И вишню продает.
Живет себе старушка
И никому не лжёт!
             (Л.Кэролл «Алиса в зазеркалье»).
   
Привет, Наташка.
Я тебе обещала прислать полный отчет о моём пребывании в европейском сапоге. Так вот, собралась с духом, перетряхнула мои записки и решила написать тебе очень подробное письмо, на ста двадцати восьми страницах. Если читать не замучаешься, то читай.    Терпеть не могу сериалы, а тут расписалась. Но ничего не поделаешь: иначе ты просто не поймешь, почему я уехала из райского уголка Европы.  Если своим подружкам я могу просто рассказать – ничего не нужно писать даже, то с тобой-то иначе: мы же с тобой только переписываемся… Но я не жалею – жизнь долгая, земля круглая, может быть, еще и встретимся когда-нибудь.   
Одна подружка сказала мне, что я получила бесценный жизненный опыт. А я думаю, что я получила опыт экстремальной туристки. Обычный турист такого не увидит и не узнает. Эмигранткой в полном смысле этого слова я не стала: я могла вернуться в любой момент, даже через депортацию. Прийти и сдаться: отправьте меня домой. То есть, так и не перешагнула черту невозвращения, когда что-то стало непоправимым. В этой жизни все можно поправить, пока мы живы.
Лично я предпочла бы прочитать это все в книжке, а не испытывать на собственной шкурке: она же у меня одна-единственная.  Сейчас мне снится, что вот я и вернулась, снова приехала в Италию, и у меня нет ни одного документа. Как жить, что делать – понятия не имею, и ни единого клочка бумаги, на котором есть моя фамилия с фотографией – даже ксерокопированного… Это в какой-то другой жизни было и не со мной.
Никто больше тебе такого не расскажет. Просто заговор посвященных какой-то: говорящий не знает, знающий – не говорит. Потом я уже услышала такую формулировку. Как люди выживают в России? Да держат скотину, скотина работает в Европе или в Москве и высылает денег.
Ладно, начну по порядку, с самого начала. Опустим тонкости получения визы, покупки билета – это у каждого по-разному получается, и причины отъезда в чужую страну тоже свои у каждого. Все мы едем за лучшей жизнью. В общем, подружка посоветовала мне не платить за посредника в агентстве: деньги отдашь, а работу тебе предоставят самую плёвую, в рабство продадут натуральное. Я и поверила. И потом это ещё  как подтвердилось. Если бы я слушалась подружку и во всем остальном, может быть, не вернулась бы так скоро.
Честное слово, не знаю, что тебе было бы интересно. Мне, например, все: от того  - где и как спят и что едят, до того, как трудятся и проводят свободное время.
Поэтому и буду описывать все подряд, как оно было. Как я увидела, что услышала от других, таких же, как я, экстремалов. Сейчас звонят мне друзья из Италии. Спрашивают, как себя чувствую. Отвечаю: слава Богу, что это было, но, слава Богу, что всё это уже кончилось! Я радуюсь нашим победам в футболе, в хоккее, на Евровидении. И мне до фонаря сегодняшние итальянские новости. Как они там задыхаются в своем мусоре, и как  собираются сбросить его в Везувий. Давно извержений не было. Как проводят образовательную реформу: и без того неграмотность поголовная, так они еще и сокращают количество учителей и ВУЗовских преподавателей…
Продолжение следует....


Рецензии