Инженерные байки. Честь мундира

                «Трагедия ужасна всем, кроме одного —
                из нее можно  извлечь уроки.»
                New Times, № 36,12 октября 2009 г.

В 80-е годы прошлого века я с соавторами заключил договор с «Энергоатомиздатом» на публикацию книжки «Механическое оборудование и стальные конструкции гидросооружений. Уроки аварий и повреждений» (вообще идея написать такую книгу впервые возникла еще в 70-е годы у Е.Е. Это был наш лучший специалист докомпьютерной эпохи по инженерным расчетам стальных конструкций. Я многому у него научился. Аристократ по происхождению, Е.Е. был алкоголиком, как многие талантливые русские люди.  Он потихоньку начал собирать материал, но вскоре,  к сожалению,  заболел и скончался от рака).
   
 Некоторые аварийные случаи уже были когда-то описаны в периодической печати, часто без необходимого анализа, кое-что было непосредственно связано с моей работой (приходилось выезжать на объекты,  производить обследования и натурные испытания, расследовать повреждения и аварии) , некоторые материалы мне передали коллеги из нашего московского, а также из ленинградского и запорожского конструкторских бюро. Главной задачей было тщательно проанализировать каждый случай и найти причины аварии или повреждений. Причины эти отличались многообразием:  несовершенство норм,  ошибки проектирования,  дефекты изготовления и монтажа, неверные действия  эксплуатационного персонала. В конце концов был собран богатый материал по 66 эпизодам (из них десять зарубежных), касающимся затворов различных типов, облицовок, сороудерживающих решеток, напорных трубопроводов, механизмов.
 
Когда рукопись была подготовлена, чтобы передать ее в редакцию требовалось подписать так     называемый  акт экспертизы. Это документ, подтверждающий, что текст не наносит ущерба государству, так как не содержит никаких государственных тайн и других секретных сведений, которые запрещено публиковать в открытой печати. В нашей организации я был секретарем экспертной комиссии и обычно сам готовил эти акты экспертизы для публикаций наших сотрудников. Но в данном случае я был автором, поэтому обратился за актом экспертизы в вышестоящую организацию - в наш трест.  По-видимому, там очень испугались слова "авария" в названии книги, не захотели брать на себя ответственность и сказали: пойдём в Министерство. В главке по этому поводу собрали целое совещание, многих смущало слово "аварии". Один из сотрудников главка горячо доказывал, что не стоит такую книгу публиковать, зачем нам самим пачкать свою репутацию. Напрасно я доказывал, что отрицательный опыт самый ценный, что важно не повторять в будущем допущенных ошибок. Напомнил, что уже опубликовано несколько книг об авариях строительных конструкций, что вышла книга "Аварии на объектах котлонадзора". В конце концов было найдено "соломоново" решение: книгу публиковать, но из названия слово "авария" исключить. Так в результате этого компромиса появилась новое довольно скучное название "Повышение надежности механического оборудования и стальных конструкций гидросооружений". С таким названием наша книга была опубликована в 1987 году тиражом 1950 экз. и ее приобрели все проектные, конструкторские организации, вузы  и техникумы.

17 августа 2009 года на Саяно-Шушенской гэс произошла авария  с катастрофическими последствиями, погибли 75 человек.
Авария произошла вследствие разрушения на гидроагрегате № 2 шпилек крепления крышки турбины, проработывших не один десяток лет. К моменту аварии половина шпилек оказались уже разрушенными ранее. Ремонт, выполненный за 5 месяцев до аварии, отличался низким качеством, разрушенные шпильки не были заменены, чвсть шпилек не была должным образом затянута. После ремонта вибрация агрегата уже превышала допустимую и постепенно увеличивалась, а в последние дни перед аварией выросла втрое. Несмотря на это персонал станции не отключил агрегат и не опустил быстропадающий затвор на водоприемнике, как положено по инструкции. Это привело к разрушению крепления, срыву крышки турбины, затоплению машинного зала и гибели людей.

«Акт технического расследования причин аварии...» появился, наконец, только через полтора месяца на сайте Ростехнадзора, но через сутки был удален. Специалисты (Евгений Любашевский) назвали этот документ «ахинеей для дилетантов». Там не было ни анализа технических причин разрушения, ни ответов на вопросы о безответственом, непрофессиональном поведении эксплуатационного персонала. Чувствовалось ведомственное политиканство, желание навести тень на плетень и скрыть реальные причины аварии и виновных.
 
По сведениям из заслуживающих доверия источников в 1983 году на Нурекской ГЭС произошла авария, вызванная динамическим разрушением крепления крышки одной из турбин вследствие некачественной затяжки шпилек. Катастрофических последствий аварии удалось избежать благодаря быстрому срабатыванию аварийного предтурбинного затвора. К сожалению, этот случай был засекречен. Повидимому, опять старались "защитить честь мундира" Минзнерго, РусГидро, Ростехнадзора. Возможно, при доведении результатов расследования данной аварии до всех технических служб, которых это касается (эксплуатационников, монтажников, ремонтников, технического надзора) катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС можно было бы избежать.  Ведь причины аварии там были такими же. Правда, в проекте СШГЭС (автор — Ленгидропроект), в отличие от Нурекской ГЭС, не был предусмотрен аварийный затвор перед турбиной (экономия!), но средство защиты в виде быстропадающих затворов на водоприемнике все же было,  приводы механизмов этих затворов имеют автономное питание. Повидимому, это средство защиты не находилось в надлежащей готовности. Насколько мне известно, опустить затвор второго агрегата удалось лишь вручную, к этому моменту с начала аварии прошло не менее получаса.
 
Анатолий Попов, гидроэнергетик с сорокалетним стажем, справедливо отмечает, что по всей вертикали управления энергетикой, начиная с вице-премьера, курирующего энергетический комплекс (Игорь Сечин) и кончая руководством конкретной электростанции, квалифицированных специалистов-инженеров заменили «менеджеры», а современные правила технической эксплуатации электростанций (когда-то я лично участвовал в составлении этих ПТЭ) нацелены не столько на безопасную эксплуатацию, сколько на извлечение максимальной прибыли. 
Обычно крупные аварии бывают следствием действия совокупности нескольких неблагоприятных факторов. В данном случае такими факторами явились низкое качество ремонтных работ, преступные ошибки эксплуатационников, нарушивших служебные инструкции, неготовность механического оборудования к оперативной работе. И все это связано со снижением общего уровня управления энергетической отраслью.

После такой трагической аварии возник вопрос о переиздании нашей книги. Но после более года переписки с инстанциями идея эта была похоронена в бюрократическом болоте.


Рецензии