Глава 24. талисман

ГЛАВА XXIV

ТАЛИСМАН
Арсенио открыл дверь квартиры своим ключом и посторонился , пропуская меня вперед. Дверь в его гостиную, длинную и узкую комнату, которую я уже описывал, была слегка приоткрыта, и сквозь нее пробивался свет. Я пересек коридор—холл едва ли можно было назвать иначе—и широко распахнул дверь, Арсенио последовал за мной.
Там, в середине комнаты, в двух-трех шагах от большого бюро, одна сторона которого распахивалась, открывая полки и ящики, стоял лакей Луи, официант из “заведения” Арсенио в Ницце, продавец выигрышного билета, автор "удачи Арсенио". В левой руке он держал большой черный кожаный портфель или футляр для писем, в правой-револьвер , который дал ему почистить хозяин.
Он стоял совершенно неподвижно, испуганный, казалось, до полной неподвижности, и смотрел на нас с испуганным лицом. Он полагал, что на какое-то время мы благополучно устроились за столом внизу. Наши шаги на лестнице потревожили его, когда его[300] работа была почти закончена; наш вход отрезал ему путь к отступлению. Даже если бы у него хватило присутствия духа запереть дверь, это дало бы ему лишь краткую передышку; бежать через окно было невозможно; но он не выглядел так, как будто был способен оценить ситуацию или свои шансы вообще. Он оцепенел от страха.
- Брось эту штуку, негодяй!” - Воскликнул я, и я до сих пор уверен, что он послушался бы меня, сложил оружие и покорно сдался, если бы его оставили в покое. Он определенно не был создан для взлома или для совершения насильственных действий, хотя я полагаю, что обладание револьвером побудило его к этому предприятию.
Но Арсенио не оставил его в покое и не стал дожидаться , когда мой приказ возымеет действие. Как только я заговорил, он бросился вперед передо мной, издав дикий крик; это не было похоже на страх—ни за его деньги, ни за его жизнь—или даже на ярость; на самом деле, это было больше похоже на триумф, чем на что-либо другое. И он направился прямо к вооруженному человеку, совершенно не обращая внимания на оружие, которое тот держал.
Таким образом, Луи выстрелил—раз, другой. Арсенио побежал, так сказать, прямо на первую пулю. Я бросился вперед, чтобы поддержать его попытку броситься на вора—если это действительно было то, что он имел в виду—и он упал обратно в мои объятия, как раз когда вторая пуля просвистела мимо моей головы. Затем с воплем абсолютного ужаса—от того, что он сделал, Я полагаю ... Луи с грохотом выронил револьвер[301] я тоже шлепнулся на пол, уронил толстую папку и, прежде чем успел схватить беспомощное тело Арсенио и сделать что-нибудь, чтобы остановить его, выскочил из комнаты, как испуганный кролик. Я услышала, как его ноги несутся вниз по лестнице с невероятной скоростью.
Арсенио стонал и хватался за грудь. Я подвел его к потертому старому дивану и уложил там. Затем я яростно позвонил в колокольчик , который сообщался с первым этажом, где я находился. Обитель Амедео.
В следующее мгновение в комнату вошла Люсинда. быстро, но спокойно. - Неужели он все-таки сделал это сам?”
- Нет, Луис, он рылся в комоде, и револьвер тоже.——”
- А, это был Луи, я слышала, как он бежал вниз! Я сам о нем позабочусь. Сходи за доктором.” В старом палаццо не было телефонов; хозяин не тратил таким образом свои сомнительные доходы !
- Я думал послать Амедео.——”
“Так ты будешь быстрее. Иди, Джулиус.” Она опустилась на колени возле дивана Арсенио.
Когда я шел по своим делам—я знал одного доктора, который жил совсем рядом,—я встретил старого Амедео, неуклюже поднимавшегося наверх, полуодетого, и рассказал ему, что случилось. “Он выглядит очень плохо,” добавил я.
Амедео вскинул руки с благочестивыми восклицаниями. “Когда я буду проходить мимо пианино Нобиле, я позвоню отцу[302] Гарсия, и возьми его с собой наверх. Дон Арсенио -хороший католик.”
Да! Этот факт, возможно, имел какое-то отношение к тому ходу, который в конечном счете приняли события той ночи!
Когда я вернулся с доктором—он уже лег спать и заставил меня ждать,—Арсенио уже перебрался в свою спальню. Священник все еще был с ним, но когда ему доложили о прибытии доктора, он вышел, и Амедео отвел доктора к больному, которого лечила Люсинда.
Отец Гарсия был высоким, представительным старым священником испанского происхождения и, по-видимому, другом семьи Вальдесов, поскольку он говорил об “Арсенио” без приставки. “Я уже выполнил свой долг. Доктор ничего не может сделать—О, я видел много людей, погибших на войне, и я могу сказать! Он просто в сознании, но почти не может говорить—ему больно даже пытаться. Бедный Арсенио! Его отец был очень достойным человеком, а этот бедный мальчик был хорошим сыном Церкви. Для остальных--!” Он пожал широкими плечами:; он, вероятно, отражал мнение аристократического и старомодного кружка, который был у Арсенио. когда он был в Венеции, у него вошло в привычку устраивать поборы. - Но любопытное событие, любопытное событие, как раз после его невероятной удачи!” Отец Глаза Гарсии выпучились и, казалось , стали еще больше, когда он, понюхав понюшку табаку, медленно воскликнул: “три миллиона франков! Донна Люсинда разбогатеет!”
[303]
Старик, по-видимому, был расположен посплетничать; пока мы ждали приговора, делать было больше нечего.
- Боюсь, что игрок, да. Его отец так же сильно боялся за него—и у многих моих друзей были основания подозревать то же самое. Вы его друг, мистер ... э—э ... ”
“Меня зовут Риллингтон, сэр, - сказал я.
- Он поднял брови над выпученными глазами. —О, Дайте мне подумать! Разве сама Донна Люсинда не была Риллингтон—или я совершаю ошибку?”
“Только что, - сказал Я. Я не смогла сдержать улыбки. - Донна Люсинда чуть ли не стала Риллингтоном “——”
- А-а! - перебил он ее. - Теперь я вспомнил эту историю. Некоторые гости из Лондона привезли его в первые дни войны—я думаю, что они были агентами пропаганды вашего народа, на самом деле. Это было до того, как Италия совершила ошибку-это было до того, как Италия присоединилась к войне.”
“Девичья фамилия Донны Люсинды была Найветт. Кажется, они с матерью когда-то снимали эту самую квартиру у Арсенио.”
- Да, и мне кажется, я тоже это помню.” Однако он, похоже, не слишком много об этом помнил, потому что продолжал: - И так начался роман, я полагаю! Она очень красивая женщина, Мистер Риллингтон.”
Выражение его глаз оправдывало мое следующее замечание. - Что бы еще ни говорили о бедняге, он был преданным любовником своей жены, а она была ... абсолютно верна ему.”
[304]
- Я достаточно старомоден, чтобы думать, что это покрывает множество грехов. Насколько я понимаю, она не католичка?”
“Нет, я так не думаю.”
- Какая жалость!—сказал он задумчиво; думал ли он о душе Люсинды или о ее деньгах, я не знал-и не стану гадать. Если он и думал о деньгах, то, конечно, только одним глазом-выпученным глазом-на чужие души-как как и у Люсинды.
- Прошу вас, сударь,—спросил я, повинуясь внезапному порыву, - не знаете ли вы кого-нибудь из здешних друзей Арсенио, Синьор? Alessandro Panizzi?”
“Я знаю то, что знают все,—ответил он с внезапной яростью,—что он чумной малый, радикал, масон, атеист! Может быть, он был другом Арсенио?”
“Ну, я действительно не знаю. Сегодня днем я случайно встретил их на Пьяцце , и Арсенио представил меня друг другу.”
“Значит, он водил компанию похуже, чем мы предполагали, - сурово произнес старый священник. Если высказанное таким образом мнение было справедливым, Синьор Паницци, должно быть, действительно очень плохой человек! Я только поспешно добавил, что сам ничего не знаю об этом человеке (он выглядел верхом респектабельности) когда Люсинда открыла дверь комнаты и поманила меня. Низко поклонившись отцу Гарсиа, который все еще выглядел возмущенным при мысли о Синьоре Паницци, я повиновался ее зову.
[305]
- Ему осталось жить всего несколько минут, - торопливо прошептала она, когда мы пересекли коридор. - У него спокойный ум, и он почти не страдает от боли, за исключением тех случаев, когда пытается заговорить. И все же я уверена, что он хочет тебе что-то сказать; я увидела это в его глазах, когда упомянула твое имя.”
Он лежал в постели, наполовину раздетый. Очевидно, конец был очень близок. Доктор стоял в Ярде или двух от кровати, не предпринимая никаких попыток продолжить лечение. Я наклонился к Арсенио, наклонился низко, почти к самому его бледному лицу, и осторожно положил свою руку на его ладонь. Он действительно выглядел умиротворенным, и когда он увидел меня, призрак его обезьяньей улыбки появился на его губах. Он заговорил со стоном и усилием воли:: “Я же говорил тебе, Джулиус, что этот парень принесет мне удачу. Но ты никогда не верил ... ты никогда не верил ... в мою ... —его голос дрогнул, слова оборвались, и глаза закрылись. Это было всего несколько минут назад. еще до того, как мы оставили его в конторе старого Амедео и старой жены, которую он вызвал из их чулана на первом этаже.
К этому времени полиция уже была на месте происшествия; нет нужды вдаваться в подробности их формальностей, хотя они и заняли некоторое время. Дело казалось простым, но нам с Люсиндой было сказано, что мы должны оставаться там, где находимся, в ожидании расследования, ареста и суда над Луи; мы не знали его ни под каким другим именем, и знали о нем не больше, чем то, что он сказал. Арсенио мне все рассказал. Вскоре после полуночи Люсинде разрешили удалиться в свою квартиру, а мне-в мою. через полчаса один из них остался дежурить в холле палаццо, и, конечно, они забрали этот портфель с собой.
В конце концов формальности оказались всего лишь формальностями, и не более. Через два дня в Большом канале нашли тело, пролежавшее в воде, по-видимому , около тридцати часов. Мы с Амедео его опознали . Вывод был таков: хотя Людовик и не был склонен к борьбе, у него была та форма мужества , в которой его хозяин в последний момент потерпел неудачу; вероятно, он не был добрым католиком. Я чувствовал себя в долгу перед ним за то, как он кончил; это избавило нас от многих неприятностей. Бедняга! Я не думаю, что у него было больше намерений убить Арсенио, чем у меня. То знание о том что у него есть столько денег пересилило его алчность; возможно, он чувствовал в этом какое-то право собственности! Обладание револьвером, вероятно, навело его на "Энтерпрайз". Но настоящая стрельба была, смею поклясться, инстинктивным актом самозащиты; яростный, казалось бы, ликующий порыв Арсенио привел его в ужас . Как бы то ни было, ему пришел конец; талисман принес удачу и, выполнив свою функцию, пошел своим назначенным путем.
Но это еще не конец Дону Арсенио Вальдесу! Этот замечательный человек подготовил посмертные эффекты, столь характерные для него по своей сути, но столь сверххарактерные, что он, казалось , искусно пародировал или пародировал самого себя: в эти последние дни он, должно быть, находился в состоянии[307] возбуждение, доходившее почти до головокружения (на банкете он казался едва ли в здравом уме), полная жертва собственного тщеславия и позерства, хвастался на краю могилы, умудряясь хвастаться даже после того, как она сомкнулась над ним, и размышлял-я нисколько не сомневаюсь,—как все это произведет впечатление на Люсинду. Нельзя сказать об этом только одного: он преуспел в том, чтобы оттоптать его той уксусной комедией, которая была истинной отличительной чертой мартышки Вальдеса.
Довольно рано утром после катастрофы—если это подходящее слово-я сидел в своей комнате, размышляя об этом и ожидая вызова от Люсинды, когда мне был оказан визит от этого чрезвычайно респектабельного (?), самого чумного (?) персона, Синьор Алессандро Паницци. После изощренных причитаний и панегириков (это бы согрело Сердце Арсения слушало их), и объяснения о том, как он, занимая важное положение, был в тесном контакте с полицейским начальством и поэтому слышал обо всем непосредственно, что произошло, а следовательно , слышал и об этом ужасном преступлении, как только узнал о нем. встал с постели—он подошел к цели своего визита. Я был, как он узнал от покойного джентльмена, его близким другом, а также близким другом семьи Донны Люсинды; знал ли я, что Дон Арсенио распорядился своим имуществом в день своей смерти?— "вещь, которая могла бы произвести впечатление на глупых и суеверных людей", - заметил Синьор Паницци.[308] с грустной, но высокомерной улыбкой. Он сам, как нотариус, составил документ, который Дон Арсенио оформил по всем правилам; документ находился у него на хранении; он достал из кармана копию или, скорее , конспект ее оперативной части. Чтобы как можно короче подытожить этот документ, Арсенио завещал: во-первых, десять тысяч лир преподобному Отец Гарсия, надеясь, что за его душу отслужат мессу, если это позволит Святая Церковь ( похоже, у Арсенио были свои сомнения, обоснованные или нет, я не знаю, и, как сложились обстоятельства, он не знал, что делать). оказалось, несущественно); во-вторых, весь остаток его имения жене, самой превосходной Синьора Донна Люсинда Вальдес, его единственная оставшаяся в живых близкая родственница; но, в-третьих, должен ли упомянутый самый превосходный Дама, будучи уже полностью обеспеченной (!), принимает только палаццо—как это было его искреннее желание что она должна принять это, своего исконного проживания—и отказаться от наследства своего личного имущества, тогда и в этом случае, он завещал всю что личного имущества, чтобы Синьор Алессандро Паницци и два других джентльмена (я забыл их имена, но они оба были, впоследствии я узнал от Отец Гарсия, “чумной” друг Паницци, как можно предположить, и естественно чумной), на доверии применить то же самое, в тех формах, которые разрешены законом, к пользе и пользе города Венеции и его жителей, которые и которые были так дороги народу. сердце приемного но преданного сына Саида Город, Арсенио Вальдес.
[309]
” Потрясающе! - воскликнул Синьор Алессандро Паницци. - Он протянул мне реферат и добавил: - Может быть, вы захотите показать его этой прекрасной даме?” - Он сделал паузу. “Вопрос, конечно, в том, какой курс она изберет. Сумма, как я понимаю, очень большая.”
Тревога, прозвучавшая в его голосе, была естественной и достойной уважения для Венецианского патриота—и вполне понятной для джентльмена, видевшего, что ему выпал шанс завладеть важным общественным доверием. Из этого можно было бы извлечь немалую славу ! Но я не обратил особого внимания на его тревогу.
- Ты совершенно прав. Это потрясающе, - сказал я, широко улыбаясь против воли. Как же Арсенио, должно быть , наслаждался этими инструкциями! Неудивительно, что он выглядел довольным, когда я встретил его с Паницци на площади; и неудивительно, что Паницци был так почтителен. Предвкушение для Арсенио посмертной похвалы, которую он придумывал,— разговоры о нем после его смерти, домыслы о нем! Потому что, конечно же, он был в полной безопасности. Люсинда—и он это знал. Я полагаю, что он был вынужден, хотя и не претендую на знание закона, оставить ей часть своего имущества. Но это было красиво, еще более галантно и благородно отдать ей все это—в полной уверенности, что она не возьмет деньги, принесенные выигрышным билетом! И рядом с ней в его сердце возник его любимый город Венеция! Если не возлюбленная Люсинда, то ... [310] любимая Венеция! Две королевы его сердца! Какой прекрасный расцвет! Какой выход для себя он приготовил! Аплодисменты будут звучать громко и долго после того, как он покинет сцену.
“Конечно, возможно, - сказал синьор Паницци , - что наш оплакиваемый друг обсуждал этот вопрос со своей женой, и что они не были знакомы.——”
“Ну, в этом нет ничего невероятного. Вы хотите, чтобы я рассказал ей об этом?”
“Было бы, без сомнения, удобно иметь, как можно скорее, указание на нее.——”
- Естественно. Я поговорю с ней и сообщу вам ее мнение как можно скорее. Это большая сумма, как вы говорите. Возможно, она пожелает уделить этому некоторое время.” Я знал, что она не отнимет и пяти минут.
- Я могу сказать вам—не нарушая доверия, я думаю,—что наш несчастный друг сначала был склонен ограничивать свое благодеяние, в случае если оно станет возможным из-за отказа его жены, исключительно церковными благотворительными организациями. Я позволил себе вольность—честь—предложить ему более широкий охват. ‘А зачем быть секционным? - Предположил я. - Благодарность, память всех ваших сограждан—это было бы гораздо важнее, Дон Арсенио. Я позволил себе сказать: И эта мысль пришлась ему по душе.”
- В таком случае, - заметил я, - Венецию врядли можно назвать ... я меньше обязан вам—Венеции в целом, я имею в виду,—чем самому бедному Арсенио!”
- Нет, нет, я не могу этого допустить. Но Я горжусь, если у меня, в любом случае, был скромный ребенок.——”
- Вот именно. И если это выяснится—а почему бы и нет?—все будут вам очень благодарны , за исключением, пожалуй, исключительно церковных благотворительных организаций! Кстати, вы знаете этого отца - Гарсия? Он живет в этом доме, на втором этаже, и мы позвали его повидать Арсенио—прошлой ночью, вы знаете,—прежде чем он умер.”
- Я не знаю Отца Гарсиа лично, - сухо сказал он, - но очень хорошо знаю его репутацию.” Я ждал, что он скажет об отце Гарсии. - Настоящий реакционер, черный реакционер и не слишком хороший итальянец.” Он понизил голос и прошептал: “сильно подозревается в симпатиях к Австрии!”
“Понятно, - серьезно ответил я. Он почти поквитался с “чумой " старого священника.”
Он встал и церемонно попрощался со мной. Уходя, он сказал: “это завещание—и независимо от того, вступит оно в силу или нет, оно должно получить огласку—исходящее от члена старой реакционной знати—испанского Католика— вполне может считаться этапом в растущей солидарности Италии.”
Похоже, даже сам Арсенио не ожидал такого!
[312]
ГЛАВА XXV


Рецензии