Несколько мыслей о науке, философии и марксизме

1. Философия имеет существенное сходство с наукой (разные разделы в разной степени), но, конечно, наукой не является. Это системная мировоззренческая рефлексия, сориентированная по преимуществу на построение базовой направленности (направленностей) жизнепостроения. 2. Интеллектуально развитому обществу философия атрибутивна, ну, как мозг развитому животному. Инфузория живет без мозга, инфузории есть и среди homo sapiens. 3. То, что философия сегодня институционально "располагается" в значительной мере внутри науки, имеет плюсы и минусы, так было не всегда, и не факт, что всегда так будет. По отношению к науке онтология и философия познания выполняют интегративную функцию, которая внутри самой науки невозможна в силу уже самого характера структуры научного знания. Но всякая интеграция имеет своим ядром некие основания, ВНЕШНИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К НАУКЕ, собственно философские (что вовсе не означает их противоречия науке; при этом за бортом оставляю тематику внутринаучных противоречий). Картины мира - функция философии; при наличии развитой науки они интегрируют в себя научное содержание. 4. Социальная философия Маркса, его философско-антропологические идеи (последние в общих курсах советской философии не изучались) - мощное учение, навсегда вошедшее в историю философской мысли. Теоретический анализ СОВРЕМЕННОГО МАРКСУ "капиталистического" общества, видимо, на то время самый глубокий. Теория познания "марксизма", изложенная исходно, в основном, Энгельсом, уже тогда была анахронизмом, поскольку полностью игнорировала гениальный кантовский прорыв, а уж в ленинской версии совсем философски безграмотного "Материализма и эмпириокритицизма" - и говорить нечего. Это примерно, как учение. что Земля стоит на слонах, а те на черепахе в эпоху теории большого взрыва. Но понять это может только философски образованный человек, а не тот, кто кроме "диамата" ничего не знает. 5. В советских курсах "марксистско-ленинской философии" с конца 50-х годов почти всё зависело от преподавателя. Талантливые и образованные преподаватели умудрялись вкладывать в оболочку диамата-истмата общефилософское захватывающе интересное содержание, у них на лекциях был аншлаг, они учили думать, в т.ч развивали методологическое мышление, о них сегодня с благодарностью и вспоминают. Но большинство было идеологическими толмачами, не читавшими толком не только Маркса, но даже Энгельса и Ленина, способными лишь коряво пересказывать официальные учебники. 6. В 60-е - 70-е в рамках официальной советской философии сформировалось довольно много высококвалифицированных исследователей, и некоторые работы, особенно в далеких от идеологии областях, в т.ч. в философских проблемах "позитивных" наук и, в какой-то мере, в истории философии, писались на очень достойном уровне. Хотя необходимость под всякую собственную оригинальную идею выискать какую-нибудь цитатку из "классиков" сильно мешала.


Рецензии