Психология бедности

        Бедность имеет место быть в человеческом сообществе на протяжении всей её истории. По сути своей бедность была всегда, во все времена. Бедность неотъемлемая составляющая любого общества, любого государства. Бедность есть при любом общественном строе, как бы оно не называлось. Будь то рабовладельческий строй или феодализм или капитализм или социализм. Бедность была присуща и первобытно - общинному строю, тогда можно сказать, что бедными были все, но в тоже время в роду или племени всегда были и такие кому доставался и лучший часть пищи и лучшее место у очага. То есть и тогда при всей видимости первобытного равноправия, так называемого "Первобытного коммунизма" и общем владения всего имущества кто - то имел больше прав, хотя бы по праву своего положения или добытчика пищи. А так в те далёкие времена, в палеолите основным способом добывания пищи была охота, то и тот кто был занят охотой имел лучший кусок и повкуснее и пожирнее, не говоря уже о вожде племени, рода.

        Сегодня когда цивилизационный процесс достиг определённого успеха, когда есть страны и целые континенты с достаточно высоким уровнем жизни бедность всё ещё имеет место быть. Есть бедность и в странах с хорошо или даже высоко развитой экономикой, не говоря уже о странах где основная часть населения влачит жалкое существование, в буквальном смысле не доедая, голодая и умирая от голода. Бедность была и в первом мире социалистическом государстве, несмотря на равноправие и братство народов её населяющих. Первая причина бедности - неравномерность оплаты труда. Нет и не было такой страны где за труд все получали бы одинаково. Кто - то всегда зарабатывал больше, а кто - то меньше. А такое положение невольно приводило к возникновению такого слоя общества, которое в силу меньшего заработка имело меньше возможностей для удовлетворения своих потребностей.

        Современное общество рассматривает бедность под двумя углами зрения и отмечает, что бедность есть абсолютная и есть бедность относительная. Под бедностью абсолютной сегодня понимается состояние когда человек не может в достаточной мере удовлетворить свои потребности в пище, одежде, жилье. И его потребности удовлетворяются лишь минимально, но на мой взгляд данный вид так называемой абсолютной бедности по сути своей является нищетой. Хотя при этом человек может и не просить подаяния, не стоять с протянутой рукой, но такое существование иначе, как нищетой назвать нельзя. До недавнего времени черта абсолютной бедности, установленная Всемирным Банком (ВБ) была 1,25 доллара в день на человека, недавно ВБ
озвучил новую цифру в 1,9 доллара в день на человека.

        Что касается бедности абсолютной, то в данном определении не всё однозначно. И человек преодолевший планку в 1,9 доллара и имеющий доход, к примеру в 2 доллара не становится от этого не беднее, а как был бедным, так бедным и остаётся. И можно вести речь о бедности фактической, в которой пребывают значительные массы населения, даже владеющие каким - то жильём и работающие и даже являющиеся владельцами личного автомобиля. Но имеющийся доход не позволяет конкретному человеку или тем более семье с детьми на достаточно высоком уровне удовлетворять свои потребности.

         Бедность относительная - понятие скорее психологическое, чем социальное или экономическое. Например: человек имеет доход, который позволяет ему на хорошем уровне семью, плюс в его владении - недвижимость в виде обычной квартиры или дома, плюс относительно не дорогой, но новый автомобиль. Он в состоянии проводить отпуск с семьёй на доступных ему туристических направлениях, в том числе и за рубежом. Но он считает себя бедным по сравнению с теми, кто владеет крупным собственным бизнесом или работает топ менеджером с несравненно высокими доходами чем у него. И что позволяет такому состоятельному человеку иметь в собственности несколько объектов недвижимости, в том числе и за границей, плюс несколько автомобилей престижных моделей. Не говоря уже о долларовых миллионерах и тем более миллиардерах.

         Бедность какая бы она не была - это определённо зло и бич современного общества, каким бы оно развитым и богатым не было. Бедность - зло, потому что человек бедный чувствует свою ущербность и неполноценность. Человек бедный не может быть полноценным членом общества ибо в психологическом плане он подавлен и в буквальном смысле задавлен бедностью и нуждой. Бедность - зло и потому что человек из - за нужды иногда переступает черту дозволенного. Идёт на нарушение законов государства, не говоря уже о морали. Бедность - это среда для алкоголизма, наркомании и потенциальной преступности.

         В 2014 году был составлен рейтинг самых бедных стран, в число которых попали Египет, Замбия, Индия, Сенегал, Руанда, Бангладеш, Непал, Гана, Алжир, Босния, Гондурас, Гватемала. На противоположной стороне страны с самым высоким уровнем жизни - это Швейцария, Швеция, Норвегия, Новая Зеландия, Дания, Австралия, Нидерланды, Канада, Финляндия и Люксембург. США в данном списке находятся на 11 месте, Россия на 32. Ниже расположились такие страны, как Латвия, Эстония, Литва, ещё ниже Белоруссия и ещё ниже Украина, расположившаяся на 62 месте.

         Китай, который объявил о ликвидации абсолютной бедности, в 1993 году имел 661 миллионов китайцев, находящихся в положении абсолютной бедности, что на том момент составляло 57% от общей численности населения. В 2016 году в абсолютной бедности пребывало 6.9 миллиона китайцев или 0,5%. На сегодня как было объявлено абсолютная бедность в стране ликвидирована. Что несомненно является большим достижением для Китая, как страны с огромным населением. В чём явная заслуга руководства страны и Коммунистической партии Китая.

         В России абсолютная бедность была ликвидирована в 2010 году. Сегодня в стране нет людей, живущих менее чем на 1,9 доллара в день на человека, что по современному курсу составляет приблизительно 140 рублей в день или приблизительно 4,2 тысячи рублей в месяц на одного человека. Ликвидация абсолютной бедности, а по сути нищеты дело хорошее, но не достаточное ибо в России миллионы людей, в том числе и работающих, но не имеющих достаточного дохода для содержания семьи и детей.
       
         Для установления количества населения находящихся в бедном положении принят так называемый "Прожиточный минимум", который на 2021 год составляет в среднем на человека 11 653 рубля. Прожиточный минимум для трудоспособного населения установлен в размере 12 702 рубля, для детей - 11 303 рубля, для пенсионеров - 10 022 рубля. Данная сумма по конкретному человеку способна удовлетворить потребности лишь на минимальном уровне, что вольно или не вольно ставит его в положение бедного.

         Человек, имеющий доход на уровне прожиточного минимума и даже немного выше не может позволить себе многого из того, чем пользуется люди состоятельные и удовлетворяющие свои потребности неизмеримо выше, лучше и качественнее, чем бедняк. Что порождает в последних не только недовольство своим бедным положением, но что гораздо хуже так это то, что вину за такое своё положение он накладывает на власть имущих. И это порождает в человеке бедном чувство зла и злобы, не говоря уже о недовольстве и власть имущими и людьми состоятельными.

         Бедность представляет собой угрозу стабильности общества и государства. Бедность - это и бич и своеобразный дамоклов меч, грозящий дестабилизацией, чем всегда, во все времена пользовались и пользуются те кто находятся в оппозиции к
действующим властям. И пользуются достаточно эффективно, находя отклик в умах бедного слоя населения.  Оппозиция достаточно умело этим пользуется, используя бедных и бедность  для достижения своих не всегда благостных целей.

         Государство хочет оно того или не очень хочет, но вынуждено заниматься проблемами, связанными с бедностью. Хотя до не так уж недавнего времени бедность принималась, как естественное и неизбежное состояние общества и никаких мер государства в этом отношении не принимало и ни о какой борьбе с бедностью на уровне государств не было и речи. На общественном уровне отдельные личности оказывали помощь бедным, тем или иным способом старались облегчить и улучшить положение бедных хоть в какой - то хотя бы и минимальной мере. Что конечно было делом хорошим и даже благородным и находило отклик в сердцах и душах благодарных людей. Но в целом такая помощь, хоть даже и существенная не могла  изменить положение с бедностью и бедными.

        Проблема бедности более - менее может быть решена только на государственном уровне. Проблема бедности, несёт в себе множество других проблем и дело здесь не только и не столько в финансовом благополучии государства. Даже государства экономика которых достаточно высоко развита, являющихся богатыми, как к примеру США не в состоянии решить данную проблему в полной мере и поставить точку в данном вопросе. Конечно бедность в США или бедность в России и тем более бедность в некоторых странах Африки отличается по своему содержанию и характеру. Но психологическое состояние человека бедного что в США, что в России, что в некоторых странах Африки находится приблизительно на одном уровне. В любой стране мира бедный остаётся бедным и находится если не на самом дне, то в близком к этому состоянии. Ибо он ощущает свою неполноценность и несостоятельность, что делает человека бедного психологически ущербным.

         Ясно, что абсолютное большинство людей не желает быть бедными и тем более нищими и так или иначе стремятся вырваться из такого состояния. По различным опросам в России желаемый размер зарплаты в среднем составляет от 150 000 до 160 рублей в месяц. Желаемая пенсия выражается в более скромных суммах и составляет от 38 до 45 тысяч рублей. Кто - конечно и сегодня имеет такую зарплату и такие пенсии, но таких мало и таковых гораздо меньше чем людей бедных и людей находящихся вблизи черты бедности.

         Если для устранения абсолютной бедности необходимо что бы та часть населения, которая пребывает в этом положении преодолела порог абсолютной бедности и имела бы доход выше этого порога и данная задача будет решена и решается и уже решена некоторыми странами. Но проблему бедности в целом это не решает. Бедность видимо настолько острая проблема, которую не так просто решить и Решить которую ещё никому в этом мире не удалось и скорее всего не удастся. И кто бы не находился у власти в стране или во главе государства и как бы он не желал добра и благополучия народу страны в его силах, в лучшем случае будет возможным лишь улучшить в какой - то степени положение бедных. И это максимум того, что власть может сделать.
        Положение с бедностью потому не разрешима в принципе, что причина бедности в большей мере кроется в психологии человека, то есть зависит от человеческой сущности, которая в том числе находится в прямой зависимости от человеческих потребностей. И которую удовлетворить в полной мере практически невозможно. Ибо потребности в зависимости от доходов постоянно возрастают и данная тенденция нескончаемая. Проблема бедности не решаема в том  числе и в связи с тем, что любые природные ресурсы ограничены, что в свою очередь ограничивает производство материальных благ.

        В данной ситуации всегда и в любой стране мира кто - то будет обладать большими, а кто - то и меньшими возможностями для удовлетворения своих всё возрастающих потребностей. Что создаёт условия для расслоения общества и естественно в таких условиях и существование бедности и пребывание в бедности некоторой части населения. Можно улучшить экономическую ситуацию в стране, можно даже в этом отношении вывести страну в мировые лидеры, но проблема бедности, как была так и останется. Бедность при хорошей экономике примет иной вид, у бедности будут иные характеристики и иные условия жизни, да и сам уровень жизни изменится в лучшую сторону. Но это не изменит положение с бедностью кардинально и бедность, как и бедные были и будут.

        Возникает вопрос:"Можно ли проблему бедности решить раз и навсегда?". Хотя бы в одной отдельно взятой стране. Если верить Марксу и его коммунистической теории, то согласно его теории проблема бедности вполне решаема и разрешима. Маркс выделяет три эпохи в развитии человечества. Первая - предыстория или "Царство естественной необходимости". Вторая - эпоха уничтожения частной собственности или "Эпоха коммунизма" и третья - "Эпоха положительного коммунизма" или " Эпоха гуманизма". В первую и вторую эпоху проблема бедности не может быть разрешена в силу известных причин. Ибо обе эти эпохи лишь подготовительные к третьему периоду, когда гуманистические идеи восторжествуют и лишь в третью эпоху с бедностью будет покончено навсегда.

        Что собой представляет Эпоха гуманизма. По Марксу Гуманизм - свободная ассоциация всесторонне развивающихся индивидов, не состоящих друг по отношению к другу в каких - либо производственных отношениях. Их отношения к друг другу - это чисто человеческие отношения в их совместной деятельности по овладению формами общественного сознания, по реальному воплощению в жизнь идеалов Истины, Блага и Красоты.

        Но возникает большой вопрос:"Возможны ли чисто человеческие отношения у всех без исключения людей на Земле". Вся предыдущая история человечества опровергает данное положение Маркса. Сущность человеческой природы, которая не изменилась за тысячелетия существования человечества подвергает большому сомнению возможность изменения в данном ключе в целом всего человечества. Столь масштабное и кардинальное изменение человеческой природы возможно лишь при условии, что человек в духовном плане настолько усовершенствуется в своём развитии, что действительным станут "Чисто человеческие отношения". Может быть в отдалённом будущем подобное перерождение человека и станет возможным. И гений Маркса предвидел и предсказал подобные преобразования. Но на данный момент в это верится с трудом.

        Показательно в этом отношении влияние Мировых Религий на человека в частности и на человечество в целом. Все мировые религии призывают человека к добру, любви и стараются изменить человека в лучшую сторону. В какой - то мере, весьма и весьма мизерной доле это религиям удаётся. И некоторым представители рода людского удаётся достичь значительных высот в духовном своём развитии и они следуя канонам религии становятся в этом плане людьми, которые обрели духовность на достаточно высоком уровне. Но удаётся это всё же малому количеству людей и лишь единицы, достигшие небывалых высот провозглашаются святыми. Но абсолютное большинство не в силах в полной мере избавиться от влияния зла несмотря на сотни и тысячелетия существования мировых религий.

        Отсюда, на данный момент следует неизбежный вывод, что удел абсолютного большинства людей это пребывание в цепких лапах зла, что автоматически делает невозможным сделать это абсолютное большинство абсолютно человечным. Что естественно исключает саму возможность всех людей сделать равными в возможностях потребления материальных благ. Пока человек и человечество такое какое оно есть, то ни о какой ликвидации бедности в полной мере не может быть и речи.

        Таким образом остаётся лишь констатировать факт, что бедность абсолютная при определённых условиях может быть ликвидирована, что произошло и происходит в некоторых странах. Бедность фактическую, которая есть во всех странах мира и в которой пребывают сотни миллионов человек на Земле на данный момент, да и в ближайшем будущем ликвидировать в полной мере никому не удастся. А о ликвидации бедности относительной вообще речи и быть не может.

        Можно верить или не верить Марксу, а будущее настолько туманно и неопределённо, что сегодня остаётся только верить в себя и прилагать максимум усилий для преодоления бедности на собственном фронте борьбы с нею. Находить пути решения улучшения собственной жизни. Быть реалистом и воспринимать мир таким каким он и является и стараться самому изменяться в лучшую сторону.

                06.03.2021 г.

       


Рецензии