Второшкольница. Часть 7. Весенние каникулы, 1969

Весенние каникулы – ПРИБАЛТИКА

На весенние каникулы группа из нашего девятого класса поехала в Прибалтику, точнее в Каунас. Группа собралась не очень большая, около пятнадцати человек. Руководителем был Яков Васильевич Мозганов, и в помощь ему выступили его жена и подруга жены,быстро получившие прозвища «Вера и Мегера». Кроме учеников «Ж»-класса поехала с нами Лена Матецкая из 9-го «Д». Жили мы в физкультурном зале школы, директором которой была Фаня, кажется подруга мамы Жени Бунимовича учительницы математики. К нам были приставлены в качестве гидов ученики класса Фани, восьмиклассники Федя («маленький») и Женя («большой») Они сопровождали нас в прогулках по этому уютному литовскому городу. Мы ели картофельные «цеппелинас» и холодный лиловый борщ, ходили в городской музей в помещении костела, видели поразивший меня музей Чюрлениса и вывернувший душу Музей Девятого форта, где кожей ощущаешь несчастья обреченных здесь фашистами на смерть десятков тысяч евреев. Съездили в замок Трокай.

Потом мы съездили на поезде в Вильнюс, где были на кладбище и в синагоге – просто проходили мимо по улице и зашли. На втором этаже пекли мацу к пасхе. Нам разрешили подняться, осмотреть пекарню. Пожилой маленький мужчина в белом фартуке и с мукой в бороде спросил с типичным выговором «Ну, вы хоть говорите на идише?», на что я, девочка с раскосыми глазами, ответила за всех с искренним сожалением в голосе: «К сожалению, нет».

Заказали экскурсию по городу, которую вел забавный человек в смешной кепке, его вид и неуклюжие выражения на неродном ему русском языке нас ужасно смешили.

Мы должны были по плану ехать в этот же день в Москву, но погода была хорошая, нашелся подходящий поезд, и мы поехали вместо этого в Ригу. В Риге далее на электричке в Дзинтари на побережье, в Юрмалу. Пришли к морю, а вместо него – ледяная пустыня, море замерзло. Светило яркое солнце, мы гуляли пешком по замерзшему ледяному морю, пока нас милиционер из моря не выгнал - уже был март, и снежный наст моря был ненадежен. Было весело гулять по белому морю, все дурачились. Саша Микаэлян одел шапку и муфту Наташи Зориной, так и сохранился на фотографии. В этой поездке активно всех снимали Сережа Шугаров и Саша Коблов. В Москву уехали в этот же день на ночном поезде в общем вагоне. Запомнилось, как какая-то женщина в проходе истерически кричала: «Я не заслужила, чтобы меня в 5  утра называли идиоткой».

Весной 1989-го года, ровно 20 лет спустя я опять участвовала в школьной поездке в ставший вдруг разноцветным город Каунас. Дома были раскрашены теплыми и яркими красками, но теперь руководителем и учителем был мой одноклассник и друг Женя Бунимович, который сопровождал свой «математический» девятый класс, в котором он был классным руководителем. С собой в поездку он взял свою жену (Наташу Зорину) и меня (подругу жены), т.е. опять «Веру и Мегеру». Ученики жили в той же самой школе, где директором был выпускник школы, тот самый Федя «маленький», некогда сопровождавший нас, а бывшая директриса Фаня, Федина учительница, была теперь его женой и преподавательницей в этой же школе. Вот такое «дежа вю».

Мы с Наташей ночевали у Феди и Фани в большой уютной квартире в комнате старших дочек от первого брака Фани, которые в это время были в отъезде, в то время как их мама сидела дома с новеньким младенцем (уже от Феди) и готовилась к отъезду в Израиль.Через довольно короткое время они всем семейством переехали в землю обетованную, где молодой Федя вдруг умер от инфаркта.


Рецензии