Педагогическая проза

     У великого педагога Макаренко в результате грамотной и продуманной работы с детьми и подростками получилась «Педагогическая поэма» - книга, которая до сих пор актуальна для тех, кто действительно хочет добиться реального воспитания своих или чужих детей без срывов и провалов.
      Однако всё больше в современной педагогике случаев, когда учителя, воспитатели, или вожатые терпят постыдные неудачи, срываясь на некорректные высказывания и действия. Эти случаи уже уместнее назвать «Педагогическая проза», так как поэтическим полётом их явно не назовёшь. Такие эпизоды интересны именно своей спонтанностью. Итак, начнём:
       Детский сад. Мальчик по имени Вася повадился кусать других детей. Нормальные уговоры не помогают. Наконец воспитательница решает напугать Васю. Она обещает оторвать ему нижнюю челюсть и сделать всякие укусы невозможными. Покусанные дети в полном восторге!
      Летний лагерь. Сыну лет 10. Он в столовой оказывается за столом с вожатыми. Приехал поздно. Другого места просто нет. Во время завтрака почистил яйцо и не съел его. Вожатый заметил и потребовал от сына написать письменную объяснительную о том, почему яйцо так и не было съедено. Это, конечно, уже не проза, но ещё не поэзия.
      Первый класс. Учительница Ольга Ивановна говорит детям:
- Вы не хотите видеть во мне человека, значит, теперь я робот. После этого несколько дней она на обращение детей:
- Ольга Ивановна, - без всяких эмоций отвечала
- Я не Ольга Ивановна, - я - робот! Народ испугался и притих, тогда она стала опять Ольгой Ивановной.
       Летний лагерь. Сына откровенно травят. Он терпит не жалуется. Наконец его младший брат рассказывает всё вожатому. Тот проводит беседу с зачинщиком травли.
- Если наезды повторятся, то тебе лучше будет пойти и повеситься в туалете самому! – грубая проза, но сыну стало существенно легче.
      И напоследок, просто «песня». У сына в первом классе отбирают тетрадь для выполнения домашних заданий и каждый день ставят ему два за отсутствие домашней работы в этой тетради. Ребёнок не может идти в школу, весь на нервах. Вместо него иду в школу я и решаю вопрос на уровне директора. Домой прихожу с тетрадкой для домашних заданий. Переходим в другую школу к нормальной учительнице. Спрашиваем:
- Ну как учительница?
- Заманивает.
- Что значит заманивает?
- Делает вид, что хорошая, а потом расслабишься, поверишь, а она раз - и всё!
- Что всё?
- Ну покажет своё истинное лицо…
Классу к третьему ребёнок поверил, что учителя и правда бывают хорошими.


Рецензии
Интересные примеры привели, Однако с Макаренко и его поэмой нынче не просто.

Повесть хорошо написана, хотя не всё в ней правда, кое что он приукрасил. В реалии его вызывали на парткомиссию и хотели отдать под суд за некоторые непедагогические приёмы.

Осмелюсь напомнить, когда его главный заводила "достал" своим неподчинением, он просто дал ему в морду и воспитанникам это понравилось. Дисциплина была укреплена. Попробуйте нынче в школе заехать в физиономию ученику - последствия предсказуемы. Так же как обязанность трудиться и пр. (нынче заставить трудиться никто не имеет права). Ну и т.д.

Перечитайте. Обнаружите для себя много нового и будет с чем сравнить.
С уважением

Евгений Пекки   24.11.2023 20:18     Заявить о нарушении
Спасибо за интересный отзыв, Евгений. Мне однажды помогал академик в области психологии. Сам он бывший детдомовец. Воспитанник Макаренко!
Слово поэма в заголовке предполагает наличие авторского вымысла в произведении.

Терехов Максим Юрьевич   24.11.2023 23:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.