Маргарита Сергеевна Белякова

Впервые она вошла в театр через служебные двери в 1989 году.
У нее в тот момент не было театральной специальности, но работать она хотела именно здесь. Ее манил загадочный мир театра, в душе жила жажда творчества.
Незадолго до этого решительного шага она окончила педагогический институт. И вдруг, как это иногда бывает, остро ощутила, что выбрала не тот путь, по которому ей хочется идти всю жизнь. Нужно было все начинать заново, и она начала…

В театр Маргарита Сергеевна было принята на должность гримера-постижера. Есть такая профессия в парикмахерском цехе театрального дела.
И тут ей, впервые, крупно повезло: ее учителем и наставником стал Заслуженный работник культуры России Анатолий Федорович Сладков. Он тогда возглавлял парикмахерский цех театра.

Сегодня в своей рабочей комнате Маргарита Сергеевна создала небольшой мемориальный уголок памяти, в котором хранит вещи, которыми когда-то работал Анатолий Федорович, и на которых она сама училась новому ремеслу. Но это сегодня…

А тогда, в прямом смысле слова, она стояла за плечами Мастера, внимательно наблюдая за его работой. За каждым его движением, каждым жестом. Анатолий Федорович всегда брал на себя выполнение самых сложных гримов, причесок, накладок и «пластических операций».

Не сразу доверил он Маргарите самостоятельную работу. Наконец, этот день настал: ей было поручено подготовить и одеть арабчат в опере Дж. Верди "Аида". На «арабчатах» Маргарита Сергеевна училась «держать щипцы», вращать ими, создавая курчавый головки. В спектакле их было восемнадцать. Это трудная работа она не сразу получалась, о это еще не все трудности: нужно было одеть парики и закрепить их так, чтобы они не сползали во время спектакля. Арабчата активно двигались на протяжении всего действия.

Она справилась со своим первым и таким трудным заданием. Справилась и помнит о нем всю жизнь.

Работа со щипцами очень трудная и почти забытая сегодня техника. Но она, по мнению Маргариты Сергеевны, самая надежная. Не одна плойка не может заменить щипцы и не удержит прическу. А это особенно важно для артистов балета.
В первые годы своей работы в театре, Маргарита Сергеевна, перенимая опыт Мастера, стала самостоятельно делать сложный грим, овладела мастерством работы с пластическими деталями, стала безупречно формировать горбинки (имеется в виду нос), создавать шрамы, увечья, раны…научилась мастерству портретного грима. Она создает острохарактерные гримы, которые должны сохраниться в течении всего спектакля и не «потечь» в процессе работы.

Но это только одна сторона ее новой профессии: в ходе спектакля часто бывают переодевания, которые нередко сопровождаются и сменой прически. Работа должна быть точной и молниеносной. Ведь оркестр не остановишь и не попросишь зрителей подождать пока будет выполнена ее работа.
Особенно сложно работать с женскими образами. В некоторых спектаклях актрисы переодеваются по 6 – 7 раз.

Зрителям нравится, когда на каждый новый выход актриса меняет костюм. Это действительно украшает спектакль. Зрители представить себе не могут, в каком темпе и с каким напряжением работают костюмеры и парикмахеры.
В «Пиковой даме» 94 переодевания, в «Лебедином озере» - 77, в «мистере Икс» -48.
Нервное напряжение так велико, что порой кажется, что в воздухе скапливаются электрические заряды. Вздохнуть спокойно можно только после окончания спектакля.
В недалеком прошлом работа парикмахерского цеха имела совсем другие ритмы. Все спектакли «работались» в париках, а их можно было приготовить заранее. Сегодня парики используются только в исторических спектаклях, там, где нужно сохранить стилистику прошлых веков.

Эстетика современного спектакля требует, чтобы на сцене были прически из живых волос. А это значит, что нужно создать прически всем участникам спектакля. А их иногда бывает около 150-и человек.
В 2005 году Маргарита Сергеевна сама стала возглавлять парикмахерский цех. Став руководителем, она остро ощутила, что кроме профессиональных навыков, ей нужны дополнительные управленческие знания.

И она вновь села за студенческую парту поступив в университет. Маргарита Сергеевна успешно закончила культурологическое факультет, с углубленным изучением менеджмента в культуре. К учебе она относилась очень серьезно, ей нужны были глубокие знания, а не диплом о высшем образовании. Диплом ею был давно получен. Глубокие знания ей нужны были для того, чтобы грамотно управлять собственным коллективом.

Университет она окончила с отличием и получила предложение поступить в аспирантуру. Но пока работа не оставляет ей такой возможности. Думаю, что она еще вернется к этому позже. Потому что в этой деловой, интеллигентной женщине живет неистребимая жажда знаний. Несколько ее статей опубликованы в вузовском сборнике научных работ. Одна из ее статей посвящена театральному гриму. Работа так и называется «Театральный грим как элемент в создании художественного образа».

Маргарита Сергеевна постоянно совершенствует свои знания, продолжая обучаться в мастер-классах ведущих российских специалистов ее профиля.
Удивительно, но первая профессия педагога все-таки пригодилась ей. Она стала преподавателем, только содержание преподаваемого предмета изменилось: она ведет «Мастерство грима» в театральном училище им. Е. Евстигнеева и консерватории им. М. Глинки. Она готовит будущих артистов к их первому выходу на профессиональную сцену.

Одной из безусловных заслуг Маргариты Сергеевны является то, что ей удалось создать творческий коллектив цеха, который сегодня работает безукоризненно. Она подбирает своих коллег с той же тщательностью, с какой опытный ювелир подбирает жемчужины для дорогого ожерелья.
В цехе работает всего пять женщин (совсем недавно их было 15, но в ходе «оптимизации» произошло сокращение штата). Работа цеха усложнилась, но мастера с ней справляются.

Маргарита Сергеевна прекрасный психолог и своих сотрудников она учит чувствовать состояние артистов перед выходом на сцену. Среди них самих, кстати, есть и те, кто сам прошел через горнило сцены.
Тамара Викторовна Гуляева в прошлом была артисткой хора, Екатерина Крайнова работает в цехе семнадцать лет и сегодня она стала мастером, которому доверяются сложные операции.

Малочисленная команда мастеров успешно справляется со своими производственными задачами, помогая артистам органично существовать на сцене в ходе спектакля.
Не часто можно увидеть, что после спектакля артист, окрыленный своим успехом, спешит в парикмахерский цех с цветами, чтобы выразить благодарность за помощь.
Маргарита Сергеевна часто получает эту искреннюю благодарность и букеты цветов от возбужденных и счастливых исполнителей только что закончившегося спектакля.
И кажется, аплодисменты зрительного зала адресованы и ей, человеку трудной профессии, преданному и любящему свой театр, театр, который стал ей вторым домом.
 


Рецензии