Кустодиев. Болею я Любовью
Художник - с мягкой, застенчивой натурой, твёрдым, целеустремлённым характером, необычайной работоспособностью.
Прикованный на 14 лет к постели, писал свои ШЕДЕВРЫ по РАССКАЗАМ друзей, жены, что неустанно следовала рядом, по жизни!
Не видев ни снега, ни мороза, ни далей… писал, ведомый её величеством, - ЛЮБОВЬЮ … от «услышания» радости.
Оставляет нам неповторимый мир воображаемой действительности, застывшей в красках, созданный яркий мир грез! Написанное по памяти уникального таланта того мальчишки из детства, что жил в его внутреннем кармане пиджака.
Писал Россию прежнюю, которая оставалась в памяти из прочитанных сказок, увиденных иллюстраций, а новую не успел узнать: весь мир его стал заключен видом из окна, да… нежными воспоминаниями ушедших лет…
«...нам тебя недостает, но я утешаюсь той мыслью, что когда-нибудь я увижу тебя большим и честным человеком, а может быть, и известным - чего на свете не бывает» - пишет мама сыну, в Петербург, студенту Высшей Академии художеств.
…Екатерина Прохоровна 27-и лет, мать 4-х малышей ставшая вдовой кандидата богословия, преподавателя Астраханской духовной семинарии Михаила Лукича Кустодиева, что простудился осенью, заболел и в 37 лет умер.
На учебу денег у матери не было, но Борису повезло - как сына умершего преподавателя приняли в Астраханское духовное училище, затем в семинарию, где по рисованию был лучшим в классе. С пяти лет не выпускал карандаш из рук, любил изображать на бумаге все, что видел, художником решил стать в 11 лет, когда сестра Катя взяла на выставку столичных художников из Товарищества передвижных выставок.
Картины заворожили мальчика. Второй раз он испытал это чувство, когда на каникулах попал в Эрмитаж.
Берёт уроки рисования у выпускника Петербургской академии художеств Павла Власова.
Большой, сильный, происходил из казаков, грубоватость совмещал с необыкновенной добротой, особый дар - умел распознать в ученике талант и помочь.
Способный ученик мгновенно осваивает и акварель, и масляные краски. Павел Алексеевич сказал матери: «Хватит терять время. Подавай документы в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. А не получится в Москве - езжай в Петербург, в Академию художеств».
«Ура, ура, ура! Добродетель наказана, порок торжествует! Я принят! Да! <…> В три часа отворились двери и все хлынули в залу, в которой стояли наши работы. Я нашёл свою, на ней было написано мелом – принят», – писал Кустодиев матери и сестре.
Во время учёбы Кустодиев был привлечён Репиным к работе над картиной «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года».
По признанию Репина, кисти его студента принадлежит треть полотна и 27 портретов. Ещё до окончания курса Кустодиев принял участие в выставке в Мюнхене, где был награждён большой золотой медалью Международной ассоциации.
Так всё и случится: через три года - студент Петербургской Академии художеств, ученик самого Репина!
Осенью 1903 года Кустодиев выпускается из академии с золотой медалью и правом на годовую пенсионерскую поездку за границу, в рамках которой посетил Италию, Испанию, Францию и Германию. В 1907 году его принимают в Союз русских художников, в 1909 – в члены Академии художеств.
Удивительно, при жизни Кустодиев был популярнее как сценограф и художник по костюмам, нежели как живописец. Его картины подвергались критике, зато у театров он был нарасхват – с 1914 по 1926 год им было оформлено множество спектаклей в БДТ, МХАТе, Большом и Мариинском театрах.
Кроме этого, художник увлекался карикатурой и сотрудничал с сатирическими журналами «Жупел», «Адская почта» и «Искры».
«Вот уж кто чудит, так это Кустодиев. <…> Он как будто умышленно кидается из стороны в сторону. То он пишет обыкновенные хорошие дамские портреты, вроде госпожи Нотгафт или Базилевской, а то вдруг выставляет «красавицу», сидящую на расписном с букетами сундуке. <…> Нарочитое и выдуманное безвкусие», – писали петербургские газеты.
Как это ни парадоксально, свои самые яркие и жизнерадостные произведения Кустодиев напишет, будучи прикованным к инвалидному креслу.
На его полотнах проявился уникальный мир - совершенно оригинальный и неповторимый: мир русской провинции в его парадной, праздничной ипостаси.
Чистота и яркость красок, декоративность одежд и интерьеров, "вкусно" написанные натюрморты и точная детализация картин, что созвучны с лубком - видом искусства, близким народному восприятию.
Сюжетная направленность полотен несёт
недосягаемую народную мечту о СЫТОСТИ и ДОСТАТКЕ, о ПРАЗДНИКЕ ЖИЗНИ , без грубой реальности.
Свидетель сложного периода в становлении страны:Кустодиев пережил 2 революции и гражданскую войну.
Многие из самобытных полотен с их роскошным застольем, вселенским пиршеством – это время голода и разрухи в стране, а тут… удивительный мир её величества ЛЮБВИ.
И чем художнику становилось хуже, (В 31 год начала развиваться опухоль спинного мозга. Лечение в Швейцарии и две операции – в 1913 году в Берлине и в 1916 году в Санкт-Петербурге – не спасли художника от паралича нижней части тела, оказался прикован к инвалидному креслу, писал 14 лет свои работы полулёжа) - тем радостнее и красочнее была жизнь на его полотнах!
Завораживают волшебные мазки, остановившие мгновения праздника проводов зимы: развесёлую МАСЛЕНИЦУ со сливочными ароматами золотистых блинов, розовощёкими красавицами в санях, катание на качелях, что несёт сакральный смысл - чем выше к небу поднимутся, те ближе к БОГУ окажутся!
Выдающийся русский художник Борис Кустодиев, (чье 143-летие отмечаем вместе с масленицей), сумел создать на своих полотнах удивительный мир, где живут красивые добрые люди, где вкусно пьют и едят, где ярко светит солнце, искрится ослепительно-белый снег.
Борис Михайлович — Русский и советский художник. Академик живописи ИАХ. Член Ассоциации художников революционной России. Портретист, театральный художник, декоратор, работавший в жанре реализма.
Больной, малоподвижный, Кустодиев , разрабатывает новый жанр портрета-картины (знаменитый Шаляпин), ищет пути, подвергается критике за «дебелых купчих» и «безвкусных венер».
Всю жизнь в душе остаётся большим ребенком, идеализирует происходящее в действительности, свято веря в то, что ЛЮБОВЬ и КРАСОТА СПАСЁТ МИР.
С ЖЕНЫ, Юлии, с изящной фигурой, утончёнными чертами лица(была противоположностью « рубенсовских» Венер, купчих), - Кустодиев писал образ Богоматери на своих иконах!
В семейной жизни считал себя обладателем СЧАСТЛИВОГО БИЛЕТА: построив собственный дом (ТЕРЕМ), посадивший фруктовый сад, воспитавший сына и лапочку – дочку.
Красавица Юлия была всегда рядом - и друг, и жена, и сиделка, и врач одновременно.
…Умер Кустодиев от воспаления легких, когда ему исполнилось 49 лет в холодной и темной петроградской квартире, работая над эскизом триптиха «Радость труда и отдыха».
Захоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Его верная супруга Юлия ушла из жизни в блокаду во время Великой Отечественной войны.
В истории искусства не так много гармоничных пар, которые осуществили в своем союзе данное свыше: вместе и в горе, и в радости!!!
«Давно болею я ЛЮБОВЬЮ
В душе, что вместе с нею дал мне БОГ.
Быть может, я помазан кровью
Её, чтоб сердцем тоже занемог»…
Автор ПОЭЗИИ: Валерий СТАРОСТИН
https://stihi.ru/2021/03/13/8248
ПОСТСКРИПТУМ:
"Кто же не знает самобытный образ «кустодиевской женщины». Яркий, красочный, запоминающийся, написанный щедрой рукой художника с широтой русской души и с народным колоритом.
Таковы его русские красавицы - купчихи, купальщицы, Венеры - пышнотелые, «кровь с молоком», «добрые» и телом и душой. Искренние, простые, правдивые. Несущие заповедные каноны женской красоты, почитаемые в деревнях Руси. Вот как раньше определяли готовность девицы к замужеству? Клали на скамью орех и просили девицу сесть на него. А когда она вставала, смотрели, что сталось с орехом. Если он оказывался расколотым, то девица созрела для замужества. Если нет, то ей придётся ещё погулять - набраться соков, крепости и статусной красоты…
Спасибо, уважаемая Надежда, за прекрасную публицистическую работу,
посвящённую ПАМЯТИ самобытного русского и советского художника
Бориса Михайловича Кустодиева!!
Искренне признателен за включение станса в Ваше талантливое эссе!
С искренней признательностью и теплом созвучной души соавтора,
Валерий (Чёрный Водолей).
Валерий Старостин 14.03.2021 23:29
PSS:
БЛАГОдарю за добрые слова рецензии,уважаемый ВАЛЕРИЙ!
Всенародное празднование МАСЛЕНИЦЫ в России,привело к обращению ЕЁ к истокам, которые так точно прописаны на холсте одноимённой картины художника - Бориса Михайловича КУСТОДИЕВА автора, чьё 143-летие со ДНЯ РОЖДЕНИЯ совпало с весенним разгуляем: сливочным ароматом золотистых блинов, детским весельем, в которое всегда хочется вернуться!
Вглядываясь в удивительно светлую, праздничную "МАСЛЕНИЦУ",где автор изобразил мир русской провинции, её детализацией, созвучной с ЛУБКОМ - искусством, близким народному восприятию.
Каково удивление у моих читателей вызывает тот факт, что сюжетную направленность на народную мечту о СЫТОСТИ и ДОСТАТКЕ, ПРАЗДНИКЕ ЖИЗНИ, в смутное время голода ... пишет художник- философ - оптимист - инвалид, прикованный к постели.
Создал в последние 14 лет жизни самое лучшее: самобытные полотна с вселенским пиршеством – удивительный мир её величества ЛЮБВИ, где живут красивые, добрые люди, где ярко светит солнце, искрится ослепительно-белый снег, разлита божественная чистота вокруг.
Свидетель чудовищного периода в становлении страны: пережил 2 революции, гражданскую войну...в холодной и темной петроградской квартире, уйдёт из жизни в свои 49 лет,оставив нам ВСЕЛЕНСКУЮ ЛЮБОВЬ на своих полотнах, оставив на рабочем столе незаконченный эскиз триптиха «Радость труда и отдыха».
СПАСИбо, уважаемый ВАЛЕРИЙ, спасибо!
К 143 –ей годовщине со ДНЯ РОЖДЕНИЯ
БОРИСА МИХАЙЛОВИЧА КУСТОДИЕВА
Надежда Зернова
Свидетельство о публикации №221031401583
Светлая память Борису Михайловичу Кустодиеву!!!
Спасибо, Надежда, Валерий, за вашу память о великом Художнике!!!
С уважением, Алексей
Алексей Балуев 15.03.2021 11:32 Заявить о нарушении
СПАСИбо за отклик ДУШИ, уважаемый АЛЕКСЕЙ!
Вот так, живёшь, пользуешься благами труда ГЕНИЕВ земли РУССКОЙ, не задумываясь, каких усилий всё это стоило... ИМ... при жизни.
В праздничную неделю МАСЛЕНИЦЫ, заглянула в поисковик, "освежить" всё об одноимённой картине... а тут... ЖИЗНЬ АВТОРА - НЕПОЗНАННАЯ ВСЕЛЕННАЯ!
Буйная роскошь красок расцветает пышным цветом на картинах БОРИСА МИХАЙЛОВИЧА: изображение жизни глубинки РОССИИ, ее устоев, ее корней.
В голодный 1918 год, в холод и разруху больной, прикованный к креслу художник, пишет о красоте, полнокровной яркой жизни, сытости - вселяя надежду на будущее... в котором мы сегодня живём не задумываясь, наслаждаемся стабильностью, миром и красотой.
Тогда КУСТОДИЕВ писал: с ВЕРОЙ, НАДЕЖДОЙ, ЛЮБОВЬЮ к РОССИИ, своему народу.
...Выходец из многодетной интеллигентной семьи с добрым нравом, твёрдым характером, великой работоспособностью.
Русский и советский художник. Академик живописи ИАХ. Член Ассоциации художников революционной России. Портретист, театральный художник, декоратор.
К 143-ей годовщине со дня рождения великого АВТОРА!
БЕЗГРАНИЧНОЙ ПАМЯТИ... так и просится написать:"ПРОСТИТЕ НАС, всех, за забвение, которое, невольно возникло к ИМЕНИ ВАШЕМУ...
СВЕТУ и ДОБРУ, что рассыпано на полотнах талантливой рукой, застывшее в щедрых мазках ярких красок!!!
СПАСИбо за слова добрые, чувства высокие, уважаемый АЛЕКСЕЙ, спасиБО!
Искренне
Надежда Зернова 16.03.2021 15:45 Заявить о нарушении