Про Таракана и Русалку

VII The chariot/ Колесница

А почему эта история здесь? Потому, что она про сражения и средства победы.


… А из подворотни – страшный великан!
Рыжий и усатый – Та-ра-кан!
Корней Чуковский
      ***
… эти дикие туристы расползлись по побережью, как тараканы!
(из разговоров в автобусе)
***
Веселые истории на благо Утришан
/картинка: красотка в «хвосте русалки» и таракан с ней в обнимку/чайник еще там.. сотовый телефон?

Про таракана и Русалку
Или как важно вовремя промолчать

Мужик сказал – мужик сделал, это всем известно. Потому мужчины у нас в основном тихие и молчаливые – чтобы лишнего не сказать. Умный народ они, мужчины.
И неплохо бы нам, дамам у них поучиться, между прочим!

Вот вылезла, как всегда с инициативой – давайте я вам помогу, приберу летнюю кухню.
Хочу внести вклад в Дом-Коммуну на благо Утриша, душа зовет и просит. Вроде как я супергероиня-волонтерша. Спасать мир – наше все!
Инициатива наказуема, детка. Твердили тебе еще со школы, и что?

Эти старые закопченные чайники надо мной просто смеялись! А чугунные сковородки – кажется, раньше их никогда не мыли, а просто над огнем обжигали.
И плита издевалась - только сделала вид, что побелел-отмылся один бочок - тут же рядом появляются залежи старого сала и копоти еще в два раза толще.
Посуда норовит куда-то улизнуть и разбиться. Тряпка и швабра заплетаются за корни… тьфу, за ножки мебели – еще дореволюционных, наверное, столов и стульев. В углу какая-то печка древняя, сто лет назад ее топили, что ли? Хотя дом выглядит современно…

Веник и совок затеяли между собой соревнование… ну что это такое?
Замученная, я плюхнулась на продавленный старинный диван… бедненький, прости! Придется немного помучить твои терпеливые бока, местами провисающие до земли.
И тут появился Он.
Красавец, Герой… настоящий Хозяин этого места.
Во всяком случае, он точно так считал. А я застыла на месте, хватая ртом воздух: Та-ра-кан! Тараканище…

Если отбросить предрассудки и эмоции, то он был действительно великолепен. Не какой-то там пошло рыжий таракан-обыватель. Нет, это был настоящий аристократ! Блестящий, огромный, изысканно черно-коричневый… Предки его обитали еще в винных подвалах и тавернах Горгиппии. А он – пронес священные заветы тараканьего братства через века… до этого момента нашей встречи.
Вел он себя с достоинством – настоящий таракан-патриарх. И не боялся меня ни капельки… гипноз, что ли?

Тараканы и насекомые вызывают у меня священный ужас.
Когда-то я читала в журнале «Наука и мир», что они общаются на сверхзвуковой частоте. По принципу, напоминающему телепатию, ученым пока не понятному.
Посланцы другого мира, возможно. 
А еще я почему-то я вспомнила, что.
…на Утрише царят - мухи. Они жирные, липкие, настойчивые. С ними невозможно сосредоточиться - они обязательно укусят за ноги. Был у меня на Утрише прекрасно работающий способ - накидывать, если я что-то пишу, играю, планирую, даже картошку чищу… На ноги сетку от овощей.
Чувствуешь себя прекрасно в этом полиэтиленовом “хвосте русалки” - ветерочек обдувает, мухи забраться не могут - застревают в сетке. Только ходить по земле в хвосте русалки совсем невозможно – хвост позволяет только прыгать или на руках перемещаться.
Шаг - и падаешь, так как движения ограничены, «хвостом» - как пеленками или бальным платьем.

Возвращаясь к нашим тараканам.
Кстати, тараканы – это же не только насекомые! Это навязчивые мысли и мешающие страхи у нас в голове! Это – философский рассказ, между прочим…
Пока я растерянно хлопала глазами, Таракан-старожил уже достиг своей цели - моей ноги. И никуда не торопился. Таракан-патриарх. Всем своим видом он говорил: Я живу здесь уже двадцать (тридцать, сорок, сто лет?) - и уходить никуда не собираюсь. Его антрацитовая спинка влажно поблескивала у ножек инвалида-кресла - в которое я забралась с ногами. В последней надежде спастись.
Выхода не было. Поговорить, что ли с ним, сказку рассказать? Таракан-таракан, расскажу я тебе. Не сказку, а быль. Про твое племя.

***
Так вот, много-много лет назад мы с мужем и маленькой дочкой купили комнату в старом двухэтажном доме.
Когда-то к дому примыкали поля, холмы и возделываемые жителями садики. Сейчас - это осколок прошлого между современными домами.
Нам достался корпус Бэ, рядом стоял брат-близнец, корпус А, это важно.
С соседями нам повезло - алкоголики-пенсионеры. Непосредственные как дети.  С их помощью жизнь подкидывает нам сюрпризы постоянно.
За окном бурлит жизнь автовокзала 90-х.
Ах, эти синие железные ларьки с окнами-решетками! Товар выставлялся поближе к стеклу, все только самое ходовое. Сигареты Родопи, газировка Миринда, жевачка блоками. Всё на витрину не входило - приходилось спрашивать.
У нас с мужем несколько таких киосков. Точно не знаю, принадлежат ли они нам - весь товар уже много раз перезаложен и какие-то долги. Муж мне ничего не рассказывает - только бурчит, что на хлеб у меня есть, а остальное - не мое дело.
Потому и комнату купили на этом месте - чтобы ближе к делу. Которое через пару месяцев рассыплется, как карточный домик.
________________________________________
Сюрпризы от соседей.
Пару слов о соседских сюрпризах.
Наши пьющие соседи из разряда пионеров-пенсионеров.
Стройные, как подростки. И одеты почти так же – дешево и современно.
Один из плюсов науки выпивать: нет лишнего веса, все уходит в энергию.
Дядя Юзя - алкоголик с интеллигентным длинным лицом, загадочным прошлым и грустными глазами. Любит поспать, покушать и всеми командовать.
Жена его Жанна - коротко стриженная брюнетка английского типа. Похожа на постаревшую солистку известной рок-группы. Какой-то европейской, точно не скажу, но вылитая. Ощипанный затылок и плечи падшего ангела, пушистая белая челка.
Лицо прорезают синие глаза в разлете морщин.
Жанночка неутомима в утреннем обыске ближних сквериков и скамеек.
Автовокзал - козырное место для сбора стеклянных бутылок, которые потом сдаются в приемку. За реальные деньги!
У нас общая ванна, прекрасно-большая под белыми арочными окнами, выходящими на все стороны вокзала Трех углов. Каждое утро там моются бутылки - и это целая Церемония. “Антисанитария!”- брезгливо бы сказала моя правильная мама - но хвала небесам, была она тогда в другом городе.
И ребенка мы на этой квартире в пластиковой ванночке мыли - ставили в ванной на табуретку. Для грудничка выдавали питание в бутылочках. Четыре бутылочки в день от вздыхающей медсестры: “Такая маленькая, а уже кефир кушает!”
Моются бутылки по утрам ершиком, от воды отчаянно пахнет хлоркой.
Тогда считали, что к хлорке организм привыкает и даже не может потом обходиться - холодную воду пили из-под-крана.
Только кипятили - убивали микробов.
-И живы ведь! - с удивлением подтверждает дядя Юзя.
Жанна орудует ершиком.
Бутылки - зеленые, коричневые, почти черные, иногда белые и синеватые (водочные, они ценятся меньше) - стукаются боками в ванной, как добродушные поросята. Во всю мочь поднимается Горячий пар. Чем лучше бутылки распаришь, тем быстрее помоешь - от него даже на трехметровом потолке краска лопается.
Бока роскошной ванной в молочно-желтых потеках …
От бутылок плавно отслаиваются и уплывают в воду этикетки – с самыми разными рисунками и историями.
Пиво – основной вид … бывает светлое и темное. Иногда в пивных бутылках попадаются окурки, которые засоряют ванную и мешают процессу.
Потому каждая бутылка просматривается и только потом опускается в ванную, но бывают случаи.
Тогда все приходится перемывать - Жанночка относится к своей репутации строго, ее бутылки всегда первыми принимают. Так как чистые и сортированные. 
Здесь можно познакомиться и с винами советского периода - … у соседей коллекция этикеток, музей можно открыть – или стену обклеить. 
Как правило, утреннего сбора хватает на дневную норму выпивки-закуски. Но проверяет Жанночка “точки” и вечером - копейка лишней не бывает. Если с сердечком что не случится - погода на Урале переменчивая. Давление, не молодые ведь уже.
Бизнес на бутылках у пионеров-пенсионеров налажен, плюс две пенсии. Еще дядя Юзя иногда что-то чинит ...

Комната у соседей с балконом, на который мы иногда договариваемся вывесить белье - дочкины пеленки и прочее.
Машинка у нас “Малютка” - дачный вариант без отжима, в нашей комнате места для сушки нет.
Можно еще белье вывесить на улицу, там натянуты веревки на детской площадке. Это странно - почти в центре города, рядом с оживленными перекрестками, идиллическая сельская картина. Сушка белья на веревках рядом с домом.
Вещи, кстати, могут с веревок украсть, тут много кто ходит. Потому надо поглядывать. Однажды старая шуба ушла, матрас еще.

Прямо со двора - выход во Вселенную. Сейчас все стиснуто парковками и домами и пространства там никакого, а тогда - было! По Вселенной мы катаемся на розовой открытой коляске - кто-то из друзей отдал, настоящий шезлонг. Моя восьмимесячная красотка сидит королевой - машет прохожим ручкой и улыбается солнцу, открытая душа.
Так и катаемся пока. Кажется, через две недели мы попали в детскую инфекционную больницу, и лето в том году закончилось. 

Но эта история - только фон, предисловие к самому главному - нашествию тараканов. Та-да-да-да! Маэстро, пожалуйста, включите музыку. Тему судьбы, рока.
Людвиг ван Бетховен. Симфония # 5.

Итак… в этих старых домах тараканы повсюду. Хочешь суп помешать - обязательно держи крышку над кастрюлькой. Чтобы пробегающий по потолку таракан в нее случайно не шлепнулся.
А домов, как вы помните два, брата-близнеца А и Бэ. Рядышком они стояли, все делили пополам.
/Картина (два дома на черном и белом фоне/зеркало, таракан А и Б) – возможно, я когда-нибудь нарисую
Живем мы в доме Бэ в первом подъезде – с нашими тараканами. При этом в доме А начинается капитальный ремонт. Кажется, при капиталке меняют трубы. Может быть, даже полы и перегородки. Но самое главное - всех жильцов выселяют. Во временный жилой фонд.
По-моему, в 90-е решали вопросы так. Подробности не помню, была молодая и наивная.
Итого, соседний дом стоит пустой - все жильцы уехали. Лунная ночь. Тема судьбы, рока… Что это?
По земле ползет огромная черная туча. Она неумолимо приближается. Саранча? Нашествие темных сил?
Да нет, та-ра-ка-ны! Жильцы уехали – они ищут новый дом.
Ба-бах! Стук в окно. Настойчивый, достаточно сильный.
Удар! Стекло дрожит под напором огромной массы – армии тараканов. По стеклу перед нашими изумленными глазами ползут семейки «таракан-на таракане-из таракана», двухэтажные и трехэтажные экземляры. Самки тащат за собой яйца, а также яйца-коляски, на которых организованы тараканьи ясли.
Боевые тараканы закованы в броню и ползут, решив бороться до конца. И еще тараканьи поезда, и еще… устав наблюдать, мы решили задраить все щели – и приготовиться к бою. Будь, что будет!
 В нашей комнате делали ремонт – щели законопачены. Но тараканье воинство прорывается через другие части Дома. Перегородки трещат и рушатся. Крики, стоны победителей и побежденных … кто и где? Санитары тащат трупы с поля боя. Шум и шорохи… стоны и скрежет панцирный. Таинственная тишина наступила под утро.
Кто же победил?
- А кто их поймет, этих тараканов, кто победил? - тетя Жанна жарит макароны по-флотски на сковородке. Прикрывает крышкой и вертит головой – здесь всегда надо смотреть на потолок, чтобы таракан не упал в сковородку.
Пожалуй, стало их не в два, но в полтора раза больше. Уплотнились…ведь выжили сильнейшие.
Настоящая жизнь у тараканов начиналась ночью. Шумы, шорохи, крики. Тараканьи песни. Выяснение отношений любовных, битвы за крошки еды и пространство.
А днем они иногда выходили к нам, как на экскурсию, посмотреть.
Только что фотоаппарат с собой не брали, а так настоящие туристы.
Наши миры жили параллельно - стараясь не пересекаться, но обороняясь друг от друга.
… а я однажды была на экскурсии в тараканьем измерении.
Влажный, теплый и трухлявый Дом - рай для тараканов.
Если отодвинуть старые обои в коридоре, то там начинаются Ходы, тоннели, щели… проход в тараканий мир. Штукатурка, дранка - как это называется?
В стенах старых домов много места для тараканьей жизни.
На полу в Тоннелях лежат яйца. Много яиц. Попадаются оболочки панцирей, остатки лап - может быть, они еще каннибалы?


С потолка свисает паутина и слизь - как в фильме Чужой. Место, где проживают и зреют яйца. Где находится Тараканья Матка - это за ней тараканы пошли в чужой дом?
Тараканий туннель, Место, откуда тянет сыростью и ужасом - а если шагнешь дальше, то появятся тысячи и тысячи жильцов…
Почему Человек не любит тараканов, но живет рядом многие века? Не потому ли, что они связаны с Тараканами в его голове? Может быть, мы должны чему-то научиться друг от друга, передать какое-то Послание...

… Ты знаешь, - рассказываю я Таракану.
После Сотовой Революции - тараканов в домах почти не стало. Ходили легенды, что их погубили станции сотовой связи, излучение компьютеров и телефонов.
Ты живешь здесь много лет, значит, это - чистое и благоприятное для жизни место.   
Правда, сейчас появилось новое поколение - тараканы Х.
Которые защищены и вооружены. Не удивлюсь, что и средства сотовой связи у них есть, оружие дистанционного воздействия на нас… у тараканов есть будущее!

 Таракан шевельнул усиками, одобрительно кивнул и скрылся. Кажется, мы договорились - он разрешил мне здесь пожить в Доме и поработать немного.


Рецензии