Хованщина белому лебедю слава, лАду, ладУ!
В последнее время Мариинка не перестает по-хорошему удивлять и радовать! Вчера я испытала настоящее потрясение! От "Хованщины"! От оперы, множество раз слышанной и виденной на этой сцене! От грандиозной музыки Мусоргского, от леденящего кровь сюжета, от гениальной постановки 1952 года, настоящего сценического шедевра режиссера Леонида Баратова и легендарного театрального художника Федора Федоровского, от феноменального исполнения, от которого теряешь дар речи и можешь только восклицать: "Господи, это невероятно!" И думать: "Великая опера с великой музыкой об исторических потрясениях и великой истории великой страны и великого народа в исполнении великого театра!" И тут нет никакой натяжки и никакого преувеличения!
Музыка вчера в опере по взмаху дирижерской палочки Валерия Гергиева говорила, живописала, рисовала картины, предупреждала, грозила, вершила суд, карала и воплощала божий промысел! Этот оркестр надо было слышать! Что-то из ряда вон выходящее! Уже в увертюре было понятно, что это будет не просто спектакль - событие! "Рассвет на Москве-реке" был виден, поражала многослойность музыкальных красок, что редко бывает слышно так отчетливо. Звуки просыпающегося города - пропели петухи, откликнулись другие, вдалеке пастух сыграл на дудочке, отворились ворота, загомонили люди, солнце озарило небо и тревожно ударил колокол. Ох, неспокойные времена! Смута, раскол, козни, наветы, доносы, бунты, казни... Удивительна мощная оркестровка музыки, сделанная Шостаковичем в 1959 году! В других театрах обычно исполняют прежнюю, осуществленную Римским-Корсаковым. Она мягче, спокойней. А эта, жесткая, придает опере неотвратимый трагизм, сокрушающую предопределенность судьбы, фатальную обреченность перемен. Не зря же царь Петр Великий маячит все время на горизонте и лишь на минуту безмолвно появляется на сцене! Грядут перемены, собьет молодой царь спесь с гонорливых бояр, обреет их бороды, оденет в немецкое платье, вытащит из разгульных вотчин, заведет свои порядки и всех по ним жить заставит! Но пока еще сильны бояре, крепка их хватка, не хотят они расставаться со старым укладом! Моя вотчина и я в ней хозяин! И никто мне не указ! И войско есть свое, и персидки пляшут, и дворовые ублажают, и неугодного, если что, можно от души на конюшне выпороть! И этот строптивый боярский дух витал на сцене, проявлялся в каждом персонаже, в грандиозных декорациях, в каждом звуке музыки и голосов, в каждом движении артистов!
Столько удивительных для оперы говорящих об эпохе деталей вложил в оперу Мусоргский, ведь либретто - это тоже его детище, сюжету оперы композитор придавал огромное значение. И получились исторические картины из народной жизни! Богатый и спесивый боярин Шакловитый оказался неграмотным. Хочет тайно написать подметное письмо и сдать с потрохами князя-конкурента Ивана Хованского, что тот сына Андрея мечтает посадить на царство, да не может. Надо подьячему, что сидит в будке на Красной площади, довериться. Хоть стращает он его всякими карами, если тот сболтнет лишнего или узнает его невзначай, а боязно! Царь скор на расправу. Неграмотны и крестьяне, идущие на заработки, они не могут прочитать, что на камне у Лобного места (место казней) высечено, а им любопытно! Только подьячий грамоте обучен, и на должность свою поставлен, чтобы читать-писать для неграмотных, за деньги. И пользуется он этим вовсю. Замечательно эту харАктерную роль исполняет Андрей Попов. А ведь заставит царь Петр боярских сынков учиться, постигать не только три боярские науки - охоту, верховую езду и стрельбу в цель, а на остальное холопы есть, но и армфметику с геометрией, фортификацию с кораблестроением и прочие премудрости, к которым их головы были не приучены.
В Москве небезопасно, особенно для женщин. Именитые и богатые в основном еще сидят по теремам под замком. Иначе не уберечь! А остальным, как повезет! Прямо у Кремля могут напасть и сделать, что захотят, хоть убить. Не только стрельцы, но и сами князья и бояре. Как молодой, а затем и старший князь Хованский с немецкой девушкой Эммой. А потом князь Голицын - с Марфой.
Духовная власть еще сильна, но дни ее сочтены. Грядет раскол, нововведения патриарха Никона, опала протопопа Аввакума, гонения на раскольников, многолетнее противостояние старообрядцев и истинных православных. Но Досифею (Станислав Трофимов), главе раскольников еще под силу усмирить разпоясавшихся князей. Это одна из самых впечатляющих ролей Станислава Трофимова! Величественный и властный во всем - и мощным голосом, и дородной статью, и благородной повадкой - Досифей воспринимается центром порядка и справедливости в царящей кругом смуте и зыбкости. Но его взгляд на мир не сводится к устрашению небесной карой и осуждением любого естественного движения человеческой души. Напротив, он не дает ретивой фанатичке Сусанне набрасываться на Марфу за ее воспоминания о любви Андрея Хованского.
Никакой суеты в Досифее, достоинство и спокойствие - духовные материи не терпят спешки.
Медленные темпы музыкальных номеров позволяют певцу раскрыть все стороны своего роскошного баса, дают возможность публике насладиться глубоким звучанием низов и красотой среднего регистра. И финал оперы с ритуальным самосожжением раскольников в скиту становится апогеем этого спокойствия! Напутственное слово духовного пастыря исполнено нерушимой уверенности в правильности происходящего! Огонь пожирает молящихся, которые предпочли добровольную мученическую смерть предательству догматов веры! Да и выбора у них не было - царь повелел расправиться с непокорными. Не в огонь, так в полымя!
А какие вчера подобрались другие певцы! Как бесподобно пели, как играли, какие яркие образы создали! Мороз по коже!
Самовластный князь Иван Хованский (Михаил Петренко), начальник стрельцов, готовый вершить судьбы всех и вся! Желчный, неуживчивый самодур, любящий хлебнуть медовухи, и самоуверенный поборник старых правил жизни. Очень колоритный и достоверный персонаж получился у Михаила Петренко! И повелительный голос артиста под стать всему - сочный бас призван владычествовать, он не терпит возражений. В своем "дому"он - бог, царь и воинский начальник! Скажет: "Славьте!", будут славить, велит песни петь, запоют, накажет забить батогами гонца, принесшего плохую весть, тоже сделают. Но и в грозный час все ждут от него решения, как быть. "Батя, батя, выйди к нам!" - потрясающий хор в финале третьего действия! Настоящий вокальный шедевр! Дрожь пробирает от него!
Боярин Шакловитый, этот истовый поборник старых обычаев и блага земли русской, в исполнении Евгения Никитина был впечатляющ! Он сам по себе, но тоже жаждет власти. Тут и обмануть не грех, и донос написать, и убить! Что-то дьявольское звучало в его голосе, когда он, хохоча, вырывал княжеский посох из рук убитого подосланным холопом князя Хованского. Такой ни перед чем не остановится!
Великолепна была Екатерина Семенчук в роли Марфы, сильной, уверенной, непоколебимой в своей вере, но временами мечтательной и лиричной. Не дрогнувшей рукой она поджигает часовню, где раскольники, и она в том числе, собираются сгореть, чтобы соединиться с Всевышним. Прекрасный дебют!
Милая лютеранская девушка Эмма Евгении Муравьевой добавляет ярких красок в общую картину бесчинств Хованских, сына и отца. Младший Хованский (Евгений Акимов), шумный, громогласный - самая странная фигура в опере. Трус, насильник, озлобленный негодяй, неверный возлюбленный, сквернослов и упрямец. Марфу иначе как змеей и злодейкой не называет! А его прочили в цари! Не смешно ли!? Это вместо Петра Первого! Абсурд!
Коварен и самолюбив князь Голицын (Олег Видеман). Достойное воплощение роли.
Обратил на себя внимание Ефим Завальный в небольшой роли протестантского пастора. Сильный голос приятного тембра, умелое выстраивание роли, хороший вокал.
И еще одна актерская удача - раскольница-фанатичка Сусанна Ларисы Гоголевской. Роль харАктерная, призванная подсветить человечность другой раскольницы - Марфы, которой ничто человеческое не чуждо.
Страшную создал оперу Мусоргский, хотя и не закончил ее оркестровку. Ее и ставить-то боялись. 14 лет опера ждала премьеры, которая состоялась в любительском театре! И 25 лет потребовалось, чтобы она усилиями Шаляпина была поставлена в Мариинском театре в 1911 году, 110 лет назад! Шаляпин выступил не только в партии Досифея, но и стал режиссером спектакля.
По пальцам можно пересчитать и другие постановки оперы. Та, что мы смотрим в Мариинке сегодня, была создана в 1952 году и восстановлена в 2000-м Юрием Александровым и Юрием Лаптевым.
Вчерашним вечером опера словно явилась заново в невообразимом, совершенно потрясающем качестве! Шедевр!
Свидетельство о публикации №221031400170