Нести с собой праздник

Первого сентября Ники вместе со своими одноклассниками успешно перешла в гимназию. Нет, на самом деле, никуда они, конечно, не должны были переходить, так  как гимназия находилась в той же школе, где они до сих пор три года учились. Но теперь их занятия проходили на втором этаже, а не на первом, как в начальной школе. Было ещё много всего нового. Например, у них не было своей классной комнаты. На втором этаже были различные кабинеты - физики, химии, математики, английского языка, географии, русского языка и литературы… В каждом кабинете работал учитель по этому предмету, и ребята переходили на уроки из кабинета в кабинет. Это было очень необычно. Им пришлось сразу познакомиться с новыми учителями. Здесь на втором этаже четвероклашки вдруг заметили, сколько много детей учится в их школе! Там у себя на первом этаже они даже и не встречались с ними со всеми. Начало было положено. Главное, что у ребят не угас интерес и желание ходить каждый день в этот храм знаний.
Ники по-прежнему дружила с Юлей, но теперь их, подружек,  было трое. Девочки за лето сдружились с Ирой. Это была такая очень интересная и такая разношёрстная компания: тихая задумчивая Ира; спокойная любознательная Ники и шумная озорная Юля. Так они и ходили - всегда втроём - встречались утром перед уроками, на переменах и после школы. Каждый день у них что-то происходило: или девочки собирались вместе, чтобы подготовиться к рокам на завтра, или играли вместе во что-нибудь, или у Юли смотрели слайды. Но, честно говоря, времени свободного у них было меньше, чем в начальной школе. Теперь и уроков было больше, да и заданий тоже. Добавился английский язык. И это было очень интересно! Девочки придумали такую игру: они насобирали разные картинки и потом друг друга спрашивали, как они называются по-английски, это было интереснее, чем просто учить слова наизусть. В этих играх выяснилось, что Ира мечтает стать учительницей. Юля заявила, что она ни за что не могла бы быть учителем. А Ники ещё не понимала, кем она хочет быть. На эти вопросы она как-то отмалчивалась и всё больше задумывалась.
Как-то в конце сентября Ира сказала, что приглашает девочек к себе на день рождения. Её мама уже почти выздоровела и захотела устроить своей дочери праздник. И счастливая Ира пригласила Ники с Юлей в субботу к себе на день рождения.
Ники подумала, что же она может подарить Ире? Нарисовать рисунок она решила сразу. Ей в голову пришла мысль, нарисовать Иру - учительницу с карточками в руках, стоящую перед классом. На столе учителя Ники нарисовала большой букет цветов в вазе. Когда она рисовала цветы, то узнала в своём букете астры и георгины, которые растут в саду у бабушки и которые она, Ники, вместе с бабушкой сажала весной. Ники спросила разрешения у бабушки нарвать для своей подруги букет, и бабушка ей разрешила. Внучка была очень довольна!
Дома было много разговоров по поводу предстоящего похода на день рождения к Ире. Ожидание было волнительным. Мама купила для Иры красивые украшения для волос, так как у будущей именинницы были длинные густые красивые волосы.
И вот в субботу Ники с Юлей отправились к Ире. Настроение было замечательным. Ники несла огромный букет разноцветных астр - цветов осени и сумочку с подарками. Юля несла большую мягкую игрушку - медведя, почему-то оранжевого цвета, с огромными добрыми глазами и пушистым животом. Ники надела своё самое красивое платье, Юля тоже была неотразима.
Когда они пришли, у двери их встретила Ира с красиво-прибранными волосами, нарядная и улыбающаяся. Девочек ждал красиво-накрытый стол, в середину которого очень хорошо поместилась ваза с цветами, которые принесла Ники. Девочек угощала мама Иры. Было много всего вкусного - пудинг и пирожные, торт и мороженое, вообщем всё, что так любят дети есть на праздники. Девочки поели, подарили свои подарки имениннице и загрустили… Ира показала им свою комнату, большой шкаф со множеством книг. Ники удивилась:
- Ты что, уже прочитала все эти книги?!
- Нет, конечно. Это библиотека нашей семьи. Её собирал мой дедушка - мамин папа, когда он умер, то мы взяли все эти книги себе. И я иногда беру книги, которые мне советует мама, и читаю.
- У нас дома тоже много книг, - зачем-то похвасталась Ники. То ли она  почему-то позавидовала своей подруге, тому, как она с любовью рассказала о своей семейной библиотеке, то ли ей тоже захотелось почему-то быть такой как Ира - иметь что-то такое, что может вызвать такую гордость. И Ники, собственно, не обманывала в этот момент: у них дома действительно было много книг, но у них не было какой-то семейной истории…
Но после этого все как-то загрустили ещё больше. То ли от того, что дедушка Иры, который с такой любовью собирал эту невообразимо-драгоценную коллекцию книг, умер, то ли от того, что ни Ники, ни Юля разговор про книги поддержать не могли. И через какое-то время девочки засобирались и пошли домой.
По дороге Юля сетовала, что день рождения был какой-то скучный. Она сказала, что её следущий день рождения будет самым интересным, как ни у кого другого. Ники была отчего-то молчалива. Она как будто и согласна была с Юлей, но, с другой стороны, ей было как-то грустно, ей хотелось что-то изменить в сегодняшнем дне и ещё раз провести день рождения Иры, как-то по-другому. Но как? Она не знала.
Дома она поделилась с мамой. Рассказала, как всё прошло. Она не могла сказать, что день рождения ей не понравился, но почему на душе было так досадно, она понять не могла. Ещё она рассказала маме про большую семейную библиотеку и о том, что Ира читает книги…
Мама поднялась с дивана, на котором она как раз и сидела с книгой в тот момент, когда Ники вернулась домой. Мама открыла книжный шкаф, что-то поискала, потом достала какую-то книгу, полистала её, потом села рядом с дочерью и прочла: «Праздник нужно всегда носить с собой» 
Ники с удивлением посмотрела на маму:
- Мам, а что это значит? Как же можно носить с собой праздник? Это же не подарок или сумка…
- Понимаешь, дочь, - начала мама, подыскивая слова, - мы всегда чего-то ждём от других: мы ждём, что нас будут любить, понимать, жалеть, веселить, правда?
Ники молчала
- Нам всегда кажется, что вот мы такие хорошие, что одно наше появление должно вызывать восторг в глазах окружающих - друзей, семьи и даже чужих нам людей. Но вся штука в том, чтобы что-то получить от кого-то, сначала надо что-то предложить, самому отдать, понимаешь?
- Мам, понимаю. Подарок, например, - подсказала Ники.
- Подарок - это символ. Главное, моя дорогая, то, что этот подарок в себе несёт. Вот, например, ты подарила сегодня Ире украшения для волос, но ведь они, эти украшения, сами по себе просто пара вещиц, лежащих в коробочке. Ты ведь, когда их дарила, вкладывала в них определённый смысл?
Ники снова молчала. В это время на пороге комнаты появился папа и тоже стал внимательно слушать, что говорила мама.
- Ведь, даря их, - продолжала мама, - ты представляла себе роскошные волосы Иры и думала о том, как это будет красиво, когда она сделает причёску с твоими украшениями. Ведь так?
- Ну, да, наверное, - как-то неопределённо сказала дочь.
- Вот вы пошли сегодня на день рождения своей подруги для того, чтобы сделать ей приятное, правильно? Она же именинница!
- Да, - подтвердила Ники.
- Ну, вот, вы пришли и стали ждать, что вас будут веселить и создавать хорошее настроение. Разве это правильно?
- Нет, - снова односложно и задумчиво ответила Ники.
- Вспомни свой день рождения, например. Ведь не ты веселишь меня с папой, а мы придумываем всегда что-то инверсное для тебя в твой праздник, чтобы тебе было радостно, чтобы день этот запомнился! Всегда важно подарить человеку в его день не только какую-то вещь, но и событие, понимаешь?
- Мама, но что же мы могли сделать?! - недоумевала Ники. Она готова была заплакать.
Мама это заметила, немного смягчила тон и продолжила:
- Ну, например, вы могли бы насочинять кучу историй, например, про подарки, которые принесли с собой или ещё что-то придумать, чтобы вам втроём было интересно. Помнишь, как-то мы с тобой придумывали историю о твоих мягких игрушках, как они лежали на полке в магазине, грустили, потом все подружись, потом договорились, что  покинут магазин только все вместе. Мы дали им имена. Вспомни! - мама как-то с грустью в глазах смотрела на Ники. Она очень расстроилась, ей было больно от того, что её дочь грустит и так беспомощна в этой своей тоске…
- Да, помню! - Воскликнула Ники.
- Думаю, Ира - очень начитанная девочка, вам с Юлей очень повезло с подругой, - закончила мама.
Лицо дочери вдруг озарилось, она посмотрела на папу, потом на маму и с загоревшимися глазами сказала:
- Точно! Я знаю, что делать! Я должна завтра пойти к Ире и предложить ей придумать историю про её день рождения. Знаете, как?
Родители отрицательно покачали головами, молча смотря на Ники.
- Смотрите, в комнате у Иры стоят книги, много книг. Ночью, когда все спят, герои этих книг разговаривают между собой. Например, Незнайка знакомится с Дюймовочкой, а Маленький Принц приземлился на необитаемом острове  и помог Робинзону Крузо… Точно! - фантазировала Ники.
- Здорово! - в разговор вступил папа. - Никогда бы до этого не додумался! - похвалил он дочь.
- Мама! - Ники посмотрела на маму, - как ты думаешь, у меня получится завтра принести с собой праздник? Мне так хочется ещё раз поздравить Иру с днём рождения!
- Ну, конечно, получится! - ответила мама почему-то тихо и незаметно вытерла слезу со щеки.
- Как здорово! Вот так просто можно открыть шкаф и найти подсказку? Мама, как ты это сделала?
- Это не я, Ники. Это сказал известный американский писатель. Но для того, чтобы эту подсказку достать из шкафа, как ты говоришь, надо много читать, моя дорогая! Поверь мне, в этом шкафу, - она показала на шкаф с книгами, -  столько подсказок, что тебе на всю твою жизнь хватит!
- Правда? Но как же я их так быстро найду, как ты сегодня? - от удивления Ники чуть не захлебнулась.
Мама с папой засмеялись:
- А для этого у тебя и есть вся твоя жизнь в распоряжении! Читай, узнавай, пользуйся! Каждая книга обязательно научит тебя чему-нибудь! Смотри, сколько ты уже знаешь: и про Робинзона Крузо, и про Маленького Принца, и про Вареньку, которая хотела вылечить своего дедушку…. Это всё такие подсказки, такие твои помощники.
- Ой, здорово! Папа, я пойду скорее рисовать, чтобы завтра мы могли историю придумывать!
Ники сорвалась с места и нетерпеливо побежала в свою комнату для того, чтобы завтра уже точно принести своей подруге праздник, который сегодня она с собой захватить забыла….

              14.03.2021


Рецензии