Манифест- 17. О тираноборцах

 Есть несколько литературных источников, на которые ориентировались все авторы исторических произведений.
Шумеры. Их Всемирный Потоп - мегаэкшн всех  времён и народов.
Первый фольклорист Авраам «вышел  из  шумерского Ура».  Почистил тамошние традиции  общественных отношений  от  наслоений,  принесённых семитами,   создал учение, дивиденды от которого,  как истый семит,  оформил на себя.
 Гомер.
 Геродот.
  Легенда о гибели Цезаря.
История Иисуса, использовавшего в своих Притчах  авраамовы  записи.
 Пожалуй, всё.  В  пару к убийству Цезаря добавлю  рассказ  о гибели Тиберия Гракха.

 Нет объективных данных. Каждый раз мы слышим или читаем чью- то версию событий. Принимаем или отвергаем её. Историки могут только реконструировать давние события, естественно, опираясь на источники, содержащие чью- то точку зрения.  Такая запутанная штука.
 Археологи восстанавливают многое. Материальное, что можно потрогать, понюхать даже. Гуманитарное им поддаётся с трудом.  Источниковеды творят чудеса, работая с документами подобно экспертам- криминалистам.  Однако  утрачено так много смыслов и нюансов,  что нам вовек  не докопаться до истины.
 
Все «помнят »,  как убивали Цезаря. Тираноборческую толкотню у тела, тычущую  кухонными ножами в тёплый окровавленный кусок  человеческого мяса. «Ешьте!  Сие -  тело моё!»
   А рядом стоял кто- то, кто следил за тем, чтобы ни один борец за демократию не увильнул от благородного  и святого долга, таки ткнул ножиком  в поверженного тирана. Вязка кровью. Иначе появится, «стоявшее  спиной» чучело, которое сдаст всех с потрохами при первом намёке на поживу.
Герои страшно гордились расправой над безоружным человеком, правда, не долго. Результат - скорейшее установление власти императора. Вопрос: «Может,  так бурно  решали, кто будет любимым руководителем?» Ну, увлеклись немножко. С кем не бывает.
По легенде жене Цезаря приснился плохой сон, она велела Юличке не ходить сегодня на работу. К обеду прибежал сенатор, которому доверял  полководец. «Чё,  ты сидишь дома, шифруешься, спросил он, мы тебя ждём, волнуемся, пойдём скорее». Не солгал же. Цезаря, действительно, ждали.

Тиберия Гракха убивали раньше. Опыта ещё не было. Тем более, Тиберий был плебейского роду. Не достоин плебей почётной смерти от сенаторского ножа.  Озадачились патриции. Что делать? Решили забить дерзкого героя палками. Где взять палки? Камень, цемент, да мрамор кругом. Стульев- столов нет. Скамьями не намашешься.

Борцы за республиканские устои срочно охромели и пришли с подпорками. Отобрали у рабов, моющих здание Сената, швабры. Экспроприировали   во имя   республики мётлы римских  дворников.  Поободрали  с общественных туалетов реечки. Подремонтировали табуреточки  для ног. Вооружились. И натЫкались всласть.
Что там творилось - трудно представить. Если Цезарь был уже в возрасте и смертельно болен, то Тиберий -  сравнительно молодой     боевой  офицер.   Немножко в прошлом. Наверняка защищался. Умаялись- употели сенаторы. Плюнули бы,  на это неблагодарное дело.  Но рядом стоял кто- то, кто следил за тем, чтобы каждый  тираноборец бумскнул табуреточкой   по голове плебея, «потерявшего нюх».  Круговая порука.

Геродот любил скифов. Ставил их в пример своему изнеженному развращённому обществу. А персов, как  гражданин, не любил.
 Так появилась история о бесславном походе персидских царей на скифов. Мол: «Как бы ты ни был крут, найдётся и на тебя суровый скиф».  Великий Кир где- то на переправе попал в засаду,  был обезглавлен. «Ты жаждал крови, пей!» И засунули голову в бурдюк с кровью.

 Византийцы считали себя правопреемниками античной цивилизации, старательно ей подражали, ничего не меняли в старых текстах. Написал Геродот, что там- то и там- то живут такие- то народы, значит, они там будут жить до скончания времён. Даже в том случае, если  этих народов уже нет в помине.

 Самый «надёжный»  источник по истории Святослава византиец Лев Диакон обожал ещё и Гомера, по  словам современников, любил приврать, стырить информацию ещё у кого- нибудь, написать в стиле великих греков.  А эллинов крещёный  Лев не любил, считал их проводниками  языческой традиции возвеличивания себя в веках. Вместо того, что бы о боге, да о душе подумать.
Так появилась знаменитая история войны Святослава с болгарами и византийскими императорами. Его скифы- продолжатели традиций   эллинизма, основные сражения можно отследить по   «Илиаде».
 Написано талантливо,  ничего не скажешь. Каков процент там реальных событий - большой вопрос.

Наши летописцы  во всём подражали  византийским  учителям.  Святослав передвигается,  аки пардус, спит прямо на земле, подложив седло под голову. Хвала Создателю, Александр Македонский и Святослав Рюрик имели одинаковое средство передвижения. С переправой незадача.  Гибнет русич так, как погиб перс.

С одной стороны понятно. Через двести, как минимум, лет, кто его знает, что там случилось. И кто проверит? Только знатоки греческой истории расскажут и покажут, на каких корабликах ходили ахейцы времён Троянской войны, гомеровские ахейцы имеют флот тех  времён, когда Великий слепец видел. Тоже страшно  давно. Главное в деталях ли?

С другой стороны -  без тех деталей, сколько там Святослава?
В жизни каждого воина случается переправа. Для многих она стала шагом в легенду.

В 1934 году вышел фильм «Чапаев» братьев Васильевых.  Образ,  созданный Борисом Бабокиным,   стал символом времени. Таким оно  и было, что бы ни говорили.  Опыт Васильевых пригодился Сергею Эйзенштейну, выпустившему в 1938 году фильм «Александр Невский».

Тогда  между  сказочниками советского кинематографа состоялся  любопытный   разговор. Александр Роу  попинял Эйзенштейну,  что жители богатого торгового города могли бы ходить в сапогах. В фильме -  сплошь лапотники.  Эйзенштейн ответил: «Как сейчас сниму, так и будет».

 Понимали  сказители, что создают легенды, сознательно шли на это.  Появись сейчас режиссёр  летописного уровня, создай легенду о Святославе, чтоб « так и было».  Пусть переломают стулья критики, что мы знаем о том времени, кроме того, что снимет  режиссёр?  То- то и оно…

          Как работали  наши летописцы?
  Владимир страшно развратен, несть числа его жёнам и любовницам. Убийца брата, семьи Рогнеды, трус, пьяница, еврей или сын рабыни. Покойный Михаил Задорнов даже рассказывал, как в Полоцке Креститель ел чью- то печень. Оказалось, вся разгульная жизнь Владимира - калька с библейских рассказов о Соломоне.
 Чем грешнее человек был до крещения, тем ярче благие перемены, произошедшие с ним, после  рождения заново. (Дваждырождённые в  индуизме).

 Зачем что- то  описывать, придумывать новые  сравнения и метафоры,  если всё уже есть в святых текстах. И не для нас писано. Современники  летописцев, вопреки нашим представлениям, знали о  Будде, чИтывали античную историю,   индийские гимны. Некоторым, особенно продвинутым, достаточно было намекнуть, они понимали, откуда цитата, что кроется за сопоставлением имён и событий.

 Малуша - царское имя из Библлии, ибо не могут родители человека- носителя миссии быть обычными людьми. Князь- отец- сгусток самых положительных качеств  Воина.    Его  отказ креститься мог иметь,  утраченный для нас,  смысл.

   Есть повесть о походе Владимира на Херсонес под предлогом сватовства к дочери тамошнего коменданта.  Русич  делает предложение и получает отказ: «Не хочу разути  робичича».
 Ну, не везёт человеку с этими заносчивыми девками.
Покопались - оказалось, в то время  слово «робичич»  означало язычника. Как христианка, девушка вполне могла так назвать  князя,  вставшего под  городскими стенами в осаду.
Со словом разобрались. Тогда получается, Рогнеда тоже была христианкой? Почему нет? Есть утверждение, что, Рюрик и его дружина - выходцы из «федератов». Федераты - языческие племена,  находившиеся на службе у Рима.  Что- то, вроде пограничного буфера с Европой. Федераты были арианами.

          Арианство, если коротко.
Догмат о Троице воспринимался язычниками однозначно. Три бога рождены в одно время, имеют разную внешность, но одинаковую силу и равноправие. Един в  трёх лицах. Нашли, чем удивить индуса.  В основе что- то такое и лежало наверняка. Но многобожие христианство отрицало.
Священник Арий,  (да- да, был ещё и высокопоставленный служитель культа Люцифер), предложил толкование догмата, в котором Бог- Сын подчинён Богу- Отцу. Сын- тварь, в смысле, тварное создание, было время, когда его не существовало, вынужден подчиниться Отцу, пойти на казнь.

Не совсем понятно, куда девали Духа, чем двоебожие  лучше Троицы,  но арианство получило широчайшее распространение. Европа, кроме империи Карла Великого,  исповедовала веру Ария.  В бывших владениях готов на Днестре, Украине, в Крыму,  на Дону и Волге тоже верили на арианский манер.
 Историк А.Г.Кузьмин, умерший уже в начале нынешнего столетия, поддержал версию о том, что раннее христианство на Руси, на самом деле, было арианством.
 
Наши знания  здесь повисли в воздухе.    Словоохотливые византийские летописи замалчивают сам факт Крещения Руси,  русские  летописи информации не добавляют. 
Христианское учение было ещё очень рыхлым.  Его священники по - долгу определялось со своим отношением к массе документов, накопившихся ко времени Константина, к новым толкованиям.  Константин  сначала  разбирался со своими императорскими делами.  Наконец, он решил, что религия Ария- ересь. Наверняка, начались гонения. Федераты с Рюриком во главе появились в Старой Ладоге. Почему нет?

Но источниковеды покопались  снова и выяснили, летопись о войне с Херсонесом написана раньше летописи о разорении Полоцка.

Так, что ел Владимир печень или не ел, науке сие не известно. И не больно важно уже.  Как и настоящая история Рогнеды.  Просто монах пытался объяснить себе и читателю причины вражды сыновей Крестителя.

   Во время таких поисков убеждаешься в мудрости имперских  администраций древней  Месопотамии. Их писцы обязаны были знать языки и письменность всех народов, входивших в Империи в разное время. Пишущее  сословие понимало тексты, как минимум, пятисотлетней давности. Даже делопроизводство не менялось столетиями.  Чтобы не утратить связи времён, не относиться к собственному языку подобно нам сегодняшним. Язык объединяет  людей… пока ещё.
 
                Рождение тираноборческой традиции   на Руси.

   Об убийстве Боголюбского писала, как минимум, два раза. Братья жены Андрея Юрьевича Улиты Кучковичи расправляются с князем, им помогает бывший ключник Анбал. Некий Киянин Козмище - киевлянин Кузьма  пишет целую повесть о знаковом мероприятии.
 Она могла бы быть основой для мощного кинопроизведения. Могла бы. Подробности слишком натуралистичны.
  Подвыпившая группа, по сути, офицеров, выполнявших для князя специальные поручения в количестве двадцати человек,   врывается в спальню к больному человеку шестидесяти шести лет.

По поводу фантастической цифры убийц есть у меня отдельная песня. Как- нибудь потом.

  Отрубает безоружной жертве левое плечо вместе, естественно, с рукой, которой князь пробовал защищаться.  Боголюбский теряет сознание. «О, надо выпить», решают убийцы и бегут обмывать завершённое дельце.

   Им незачем скрываться, заметать следы преступления. Церковь поддерживает их, сама открыто угрожает  поверженному тирану.  Тираноборцы   открыто гордятся  совершённым, весёлая вдова  устраивает  селфи с отрубленной рукой, поставив российских исследователей в тупик. Отрублена левая, а Улита позирует с  правой  рукой.
 Потом до кого- то дойдёт смысл изображения. Как всегда, из Библии. «Если тебя соблазняет правый глаз, вырви его.
 Если соблазняет правая рука - отдай  жёнке. Пусть сварит холодец, может подавиться».

Козмище написал немного иначе, чем излагаю я. Мне предлагается поверить в то, что человек  с перерубленной лопаткой, с отрубленной  рукой, оголённым лёгким и вываливающимся сердцем смог выползти из комнаты, набрать воздуху в это лёгкое и позвать  на помощь так, что его услышала  на улице кучка убийц, топчущих случайную жертву.
 Не возражаю против превращения повести в эпос, против превращения человека в Титана, пусть, тиранистого. Тиранотитавр. Потрясающе.

Заодно следует поверить в то, что пьяная компания    прорвалась в комнату к Андрею, не заметив кровавой дорожки из вываливающихся внутренностей, ни разу не навернувшись на скользкой липотне, оставленной вскрытым человеком. Ладно. По пьяни бывает всякое.

 Скорее всего, было так, как в фильме Эйзенштейна «Иван Грозный». Там всё время идёт подпольная  движуха. Кто- то подглядывает, подслушивает, подсыпает, шепчется, строит «козьи морды». Крысы!

 Ещё пример.   Никто не вступился за царевича, избиваемого отцом. Дворец вымер.  Одному Годунову больше всех нужно было, полез заступаться. Грозный  на ходу переключился  и побил его  так, что будущий царь едва дополз до своих комнаток. На следующий день  крысы доложили сыноубийце, Бориска на работу не вышел. Не иначе, замышляет что- то.  Иван Васильевич побежал разбираться. Успокоился только тогда, когда увидел избитого Годунова. Говорят, был  очень доволен собой. Может, брэшуть.

   И в случае с Андреем, какая- нибудь крыса, задыхаясь от предвкушения  кровавых ошмётков на ужин,  уведомила «обмывающих» дело, что князь очнулся, дико стонет и че - та возится.
 Подельники рванули в комнату, не  сразу вспомнили, где лежал  тиран, пережили мгновения страшного страха.
 
«Ушёл!»
 Князь теперь их всех  порубит в капусту, растянет на дыбе, подобно гомеровскому циклопу, пооткусывает головы,  стащит с танка, на котором  втюхивались  демократические вольности, отшлёпает колючей проволокой,  отправит на Колыму лечиться от алкоголизьмы.
 
Нашли и выместили перепуг. Рубили- кололи. Смертельным признан удар  чем- то острым над глазом, прошедший насквозь.  Натешились,  тело выволокли на улицу, по каким- то причинам разбежались, оставив на карауле Анбала.
 Здесь подоспел Кузьма и начал выпрашивать разрешения у аса- осетина  Анбала прикрыть обнажённое тело. Одежду, возможно, изрубили вместе с телом,  порвали, пока тащили убитого на улицу.
 Поломавшись, Анбал разрешил.
  Церковников Кузьме уговорить не удалось. Неделю тело Боголюбского валялось где- то без погребения, не отпетое. Неделю в городе шли грабежи и погромы.
   Наконец, появились заказчики. Князя похоронили. Убийц казнили. Их тела зачем- то положили на плоты и спустили на  озеро.   Плоты кружили по воде, она не скоро расступилась и приняла убийц. 

Странная подробность, ничего нам не говорящая. В огромном кодексе священных и околосвященных текстов есть легенда о том, как не принимали земля и вода прОкрятое тело Понтия Пилата.
 Земля тряслась и исторгала прокуратора. Вода закипала, окрашивалась в цвет крови, выплёскивала тело на берег.
   Было решено отправить  останки прокуратора  с сопровождающим воинским  подразделением в Европу для погребения. Солдаты бродили по варварским землям до тех пор, пока где- то в Швейцарии боги не сжалились  над поседевшими людьми. Европейские Воды  приняли тело Понтия Пилата.

      Криминальное чтиво, вдруг,  становится религиозной философией.
    Кто они - тираноборцы?
    Что там с их душами?
    Почему убийцы сравниваются с Понтием Пилатом?
  Не с Иудой?

Это Булгаков  увидел в римлянине  страдающего человека. Для верующего Средневековья всё было проще и строже.  Понтий Пилат отправил Спасителя на казнь, прощения, сострадания  ему не полагалось.

  И вообще, как быть с утверждением «всякая власть от бога»?

 Или оно появилось позже, когда надо было «обговорить» с Ордой  вопросы о церковных доходах?

Для Кузьмы тираноборцы были исполнителями церковного заказа?
 В таком случае сравнение с Пилатом понятно. Похоже, наши мыслители сложнее относились к тираноборчеству. Для них  оно, прежде всего, убийство. Своей бессмертной души.
Так  мне толкуется.


Рецензии
Если бы я грабил, насиловал и убивал,давно бы стал Святым Человеком. И пил бы кровь из человеческого черепа, а не "кагор" из дешёвой рюмки.

Юрий Алексеевич Бармин   15.03.2021 11:32     Заявить о нарушении
Тебя что больше расстраивает? Дешёвая рюмка или кагор?

Оксана Самоенко   16.03.2021 05:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.