Надо что-то придумать! Повесть

Г л а в а    22   Начало новой жизни. Неожиданная весточка. Вика в гостях. Обратная дорога. Откровения Николая

Прошло около месяца со дня свадьбы. Это время стало для Ольги в определённой степени испытанием. Ей пришлось менять привычный образ жизни и приспосабливаться к новым условиям. Добираться на работу от дома тёти Наташи тоже было дольше и сложнее, автобус ходил редко. А некоторые замужние молодые женщины Ольге завидовали, потому что у неё не было рядом свекрови. Теперь она уже поменяла паспорт и стала не Облачковой, а Оверченко, и к новой фамилии ей было трудно привыкать.
Эдик на работе обедал в столовой, на завтрак обычно они пили чай или кофе с булочками или бутербродами, а ужин ей приходилось придумывать и готовить самой. Пока постояльцы были на работе, тётя Наташа иногда варила борщ или суп из купленных Ольгой продуктов. Хозяйка также предоставила молодожёнам полочку в холодильнике и шкафчик для посуды. Зато на выходные Ольга тянула Эдика к матери, уж там не нужно было волноваться за еду. Молодые муж и жена возвращались к себе только в понедельник вечером. Мать была совсем не против, чтобы новобрачные жили у неё в трёхкомнатной квартире, но Эдик предпочитал самостоятельность. Почти каждое воскресенье Эдик и Ольга ездили в областной центр, ходили в театр, на концерт или художественную выставку. Один раз, заранее договорившись, молодожёны побывали в гостях у Маринки с Матвеем, у них родился сын Егор.
Однажды, когда Эдик ещё не вернулся с работы, Ольга достала из почтового ящика письмо. Оно было адресовано её мужу. Сначала девушка подумала, что это от родителей Эдика, но конверт был внутрироссийский. Не было ни обратного адреса, ни даже фамилии. Вместо этого было написано только два слова: «дружок Володя».  Ольга вдруг поняла, что это Володя из Приозёрного. Чтобы точно убедиться в этом, она покопалась в спортивной сумке мужа и нашла там записку с адресом, которую Владимир давал Эдику перед его поездкой в посёлок. Да, она определила, что почерк был тот же, и сразу же решила позвонить Вике: 
- Ну, подружка, танцуй! Эдику пришло письмо от твоего Володьки!
- А я тут при чём? И почему «от моего»? – неожиданно равнодушно ответила Вика. - Ты же знаешь, как он с нами обошёлся. Притворился, что даже и не узнал вовсе.
- Я это, конечно, помню. Но, может быть, из этого письма как раз что-то выяснится?
- Не трави душу! Я хочу о нём забыть.
Вернувшись с работы, Эдик сразу же распечатал письмо и прочёл. Оказалось, что в настоящее время Владимир находится в армии, написано всё было очень кратко и в конце дописано, что звонить можно только в воскресенье, телефон никому не давать, а о его нахождении никому из посторонних не говорить. Володя ни словом не обмолвился о прошлой встрече с девчатами, как будто её и не было. На взгляд Ольги, всё это было как-то странно.
В следующее воскресенье Ольга и Эдик решили никуда не ехать, остались у Веры Николаевны. Ольга всё-таки не выдержала, и рассказала мужу о неудачной поездке в Приозёрный с фотографиями. Эдуард не забыл позвонить Владимиру и дозвонился, хотя слышимость была не очень хорошая. Но, тем не менее, Эдик понял, что в тот день, когда подруги приезжали в Приозёрный, его дома быть не могло, так как он уже находился на службе.
- Это был не я, мой брат, Николай, - объяснил Владимир.
- Брат-близнец? – переспросил Эдик.
- Нет, он на три года старше, но мы очень похожи.
Эдуард тут же рассказал об этом жене. Ольга улыбнулась. Она сразу решила обрадовать Вику.
- Викуль, я такую новость сейчас узнала!
- Мне все новости уже известны, я только что их просмотрела по телевизору, они меня мало волнуют, - недовольным тоном ответила подруга.
- Нет, как раз эта новость будет для тебя значимой, она о Владимире.
- О нём я вообще ничего и слышать не хочу.
- Нет-нет, ты послушай, это сразу изменит твоё мнение о нём.
- Ну, говори, - буркнула Ольга.
- Лучше давай я к тебе сейчас приду и расскажу, тут быстро не объяснишь.
  Ольга только предупредила мужа о своём визите и сразу ушла. По телефону Оверченко предложила Вике выйти на улицу и прогуляться по ближайшей аллее.
- Ты знаешь, - эмоционально начала беседу Ольга с подругой, – только сейчас Эдик звонил Володе. Представляешь, тот человек, которого мы видели около Володькиного дома - его старший брат Николай. Он стоял боком, мы его не разглядели как следует. А Володьки там быть не могло, потому что он в это время уже находился в армии. Тогда всё становится на свои места.
Вика задумалась, потом у неё поднялось настроение.
- Да, я теперь вспоминаю: он был плотнее и, кажется, пониже ростом. Тогда я подумала, что это за счёт одежды. И голос у него был, действительно, чуть-чуть другой, хотя и похож. Не удивительно, что он нас не узнал. Да, вот всё и прояснилось! Теперь хоть можно не думать, что Володька подлец. Спасибо, Олечка!
Ещё после нескольких минут прогулки Ольга заспешила домой. Подруги расстались тепло. Оверченко поняла, что Вика вышла из депрессии.
Почему-то в субботу вечером, а не в воскресенье, был звонок от Володи. Он пожаловался Эдику, что не может дозвониться до своих.
- Понимаешь, - взволнованно говорил Владимир, - нашу часть переводят в другое место. Мне нужно сообщить родителям об этом и ещё одну важную вещь сказать. Но как это сделать? А у них только один телефон, и я на него не могу дозвониться.
- Да, вот тоже проблема. Постараюсь, конечно,  тебе помочь.
Эдик стал напряжённо думать, как помочь другу. Дело в том, что он пообещал завтра выйти на работу вместо своего сменщика, который работал за него в дни после свадьбы. И тот, понадеявшись, что договорился, уехал к себе домой, в другой город.
- А есть ли в вашем посёлке какие-нибудь учреждения или предприятия со стационарными телефонами? Например, почта, библиотека, школа, магазин? Если там кто-то знает, где живут твои родители, то могут передать.
-  Да как же они передадут? Наш дом довольно далеко от центра. Кто захочет идти?
- Очень просто:  на почте – через почтальона или посетителей, в библиотеке - через читателей, в школе – через учеников, в магазине – через покупателей. В селе ведь почти всех знают. И знают, кто и где живёт. Что тут такого? Если срочно нужно, не должны отказать.
- Всё это, конечно, есть. Но передавать таким способом не надо, прошу тебя.
Эдик объяснил причину, по которой сам не сможет съездить в его посёлок, но обещал помочь и позже позвонить. Он также попросил Владимира назвать имена и отчества родителей.
Ольга сразу же полюбопытствовала у Эдика, о чём был разговор. Но это было не простое любопытство. Она услышала, что Володе нужна помощь.
Муж подробно ей разъяснил ситуацию. Ольга решила немедленно сообщить об этом Вике. Та завтра же надумала ехать по этому поводу к Володькиным родителям. Но в тоже время сказала, что хочет ехать одна (Вика просто не хотела беспокоить подругу).
- Мне ведь уже известно, как доехать и дойти, - решительно ответила Вика. - Я же всё-таки не в лес направляюсь, а в населённый пункт. Чего бояться? Другие же люди ездят!  Только опиши его просьбу как можно подробнее.
- Ты смотри, чаще позванивай. Как приедешь, сразу позвони! И я буду держать с тобой связь. Ну, давай! Счастливо!

  *   *   *

Приехав в посёлок, Вика вначале правильно выбрала направление, но потом поняла, что попала на незнакомую улицу. Пришлось узнавать, как дойти до улицы Трёх клёнов. Теперь она узнала тропу и смело шла вдоль неё. В это время она услышала непрекращающийся шум трактора, медленно ехавшего сзади. «Почему он едет так медленно и долго? - подумала Вика. – Мне так хотелось побыть вдали от надоевшего городского шума!»
Трактор вскоре её нагнал. Вика вспомнила, что это был трактор, очень похожий на тот, что стоял около Володиного дома.
«Ну, здравствуй, красавица! – высунулся из кабины уже знакомый тракторист. – Ты куда направляешься? Опять к тому же дому? Что-то ты зачастила туда?»
Трактор проехал немного вперёд, остановился; из кабины выпрыгнул худощавый парень и подошёл к Вике.
- Давай познакомимся. Меня зовут Леонид. Я тебя?
- Вике явно не понравилась такая форма знакомства.
- Не Ваше дело! Отстаньте от меня! Что Вы меня на «ты» называете? Мы с вами не пили на брудершафт!
- Какой шафт? – не понял Леонид. – Хоть скажи, откуда ты такая?
К счастью, Вика уже была возле заветной калитки. Она стала стучать. Где-то внутри двора негромко гавкнула собака. Но, видимо, животное было ленивое, и лай больше не повторился.
- Да так Вы им не достучитесь, - сказал Леонид и громко свистнул.
Собака тут же залаяла уже сильнее, открылась дверь, и из неё вышел парень, похожий на Володю.
- Вы к кому? – спросил он.
- Мне нужно кого-нибудь из родителей, - ответила девушка.
Этот Леонид не отставал. Он сказал, что подождёт Вику здесь, недалеко.
К калитке подошла мать. Узнав, в чём дело, она сразу пригласила гостью в дом. Хозяйка привела её в маленькую комнату, где находился, видимо, отец Володи. Выслушав девушку, он поблагодарил её и попробовал позвонить Владимиру, но из этого ничего не получилось.
Не успела Вика познакомиться с членами семьи, как в дверь постучали. На этот раз вышел отец.
- А-а, так Вы Вика, спасительница нашего Володи? - обратилась к ней хозяйка.
Отец сообщил, что пришёл участковый, мать подала гостю стул. Милиционер сначала разговаривал отдельно с отцом. Он предложил ему поспособствовать в поимке бандитов.
- Я бы рад, но какова здесь будет моя роль?
- Вы, наверно, знаете тех людей в посёлке, от которых все сплетни исходят? Им с горечью надо рассказывать, что Володька, мол, пропал, и его ищут. Лучше, если бы это были родственники или знакомые тех троих (вы знаете, о ком я говорю). Желательно, чтобы этот слух дошёл именно до них. А мы, в свою очередь, постараемся что-то предпринять.
Тут участковый отдал отцу новую симкарту и сказал, что теперь Володе в армию можно звонить только по этому телефону.  Потом он вставил симкарту в телефонный аппарат и рассказал, как нужно звонить. Отец тут же смог поговорить с сыном, чем и порадовал всех присутствующих.
- А что это у вас за девушка?
- Я вас понял. А - а! Это хорошая знакомая Володи, та самая, которая спасла его от смерти.
Участковый после этого переговорил на ту же тему с остальными домочадцами и гостьей.
После его ухода хозяйка предложила Вике пообедать и пригласила в маленькую столовую. Сюда же она позвала и Николая. Хозяйка поблагодарила девушку за беспокойство. Немного поговорив, Вика засобиралась домой.
- Только вот, тёть Лен, - осмелев, сказала девушка, - тут какой-то парень за мной увязался на тракторе. Я его побаиваюсь. И сейчас возле дома стоит – меня поджидает.
- Колька! – позвала мать сына. – Ну-ка иди и проводи девушку, а то ей Лёнька проходу не даёт.
- Сейчас, мам, - отозвался Николай. – Я только соберусь.
Парень и гостья вышли из калитки и направились вдоль улицы.
- А почему она называется улицей Трёх клёнов?
- О! Об этом названии существует целая легенда.
И Николай познакомил Вику с преданием.
- Но на эти деревья нужно обязательно посмотреть. И Николай повёл Вику к заветному месту.
- Ой! – воскликнула девушка. – Действительно чудо! На просторе они прекрасно смотрятся.
- К этому месту в нашем посёлке приходят новобрачные в день свадьбы, также это любимое место школьников на выпускном вечере.
- Послушай, а мы не опоздаем на автобус? – забеспокоилась девушка.
- Не должны. А если опоздаем, то я предлагаю пойти пешком. Разве не приятно прогуляться по хорошей погоде?!
- Ой! Так далеко! – недовольно отозвалась Вика.
- Не так уж и далеко, я знаю более короткий путь, правда, по грунтовой дороге. Если хочешь, давай не заходить на автостанцию, чтобы не делать крюк.
Вика согласилась. Она стала расспрашивать, как дела у Володи.
- Да, всего не расскажешь, - ушёл от подробного ответа Николай. - Не сладко там. Но тут другая беда. Ты, наверное, знаешь о тех бандитах, которые его чуть не убили? Так вот, двое из них   звонили отцу и угрожали. Вот поэтому-то он и выключил телефон. Они здесь последнее время почему-то чувствуют себя более уверенно, особенно их главарь. Играют в открытую. За последние годы у нас в посёлке произошли некоторые изменения, в новых условиях они себя вольготно чувствуют. А нам, наоборот стало хуже со всех сторон.
Вика, чтобы несколько изменить подавленное состояние Николая, вспомнила случай, когда они с подругой приезжали сюда и приняли его за Владимира, после чего она затаила на него обиду. Парень и девушка вместе посмеялись.
- Посмотри, какая сейчас чудесная погода! – обратился Николай к Вике.
Двое долгое время шли вдоль трассы и разговаривали. 
- А твои родители колхозники? – решила спросить Вика.
- Отец, хотя и работает в колхозе, но прямого отношения к сельскому хозяйству не имеет.
- А кто же он?
- Если тебе интересно - расскажу. После школы он окончил художественное училище. Мечтал посвятить свою жизнь творчеству. Но реализовать себя не смог. Приехал сюда, к своему дяде, надеясь, что найдёт  в областном городе работу, связанную со своей специальностью. Он сам рисовал картины, дома у нас есть несколько его работ. Отец хорошо знал историю изобразительного искусства и какие-то знания передал нам. Но в городе тогда найти работу не получилось. Он устроился художником в колхозе. Там встретил свою будущую жену. Однако работы в сельском хозяйстве ему хватало, особенно в уборочную страду. Дома тоже вёл приусадебное хозяйство, потому что без этого жить было бы труднее.
- А свои способности в искусстве он никак не проявил?
- Он был человеком скромным и не афишировал свои произведения. Да и кому здесь эти способности демонстрировать?!  Отец говорил, что он без пяти минут художник.
- А я считаю, что его работы достаточно талантливы.  Ты мне покажешь эти картины?
- Ну, если ты интересуешься изобразительным искусством… Впервые слышу такое желание от человека. В нашем посёлке никто никогда этим не интересовался.
- Не скажу, что я какая-то особая любительница или ценительница искусства, но посмотреть бы хотелось.
- Тогда можешь приехать в субботу или в воскресенье.
- Это-то хорошо. Но как ты сейчас будешь возвращаться домой? Мы уже подходим к нашему селу. Вон тучки находят, вдали уже сверкает молния. А вдруг дождь пойдёт?
- Ты за меня не беспокойся. А дождь мне не страшен. Я не сахарный – не растаю.
- Извини, мне нужно сейчас позвонить, - сказала его спутница.
Вика отошла в сторонку; сначала позвонила своим родителям, которые уже начали волноваться. Потом она связалась с Ольгой. Вика объяснила, где примерно они с Николаем находятся, и попросила дать трубку Эдику. Девушка спросила его, разрешит ли он Николаю провести остаток ночи в его комнате?
Эдик сказал, что с удовольствием предоставит ему ночлег, если его устроят такие «удобства».
- Кроме того, - сказала Эдику сердобольная девушка, – у них там что-то опять с этими бандитами, возможно, они наезжают. Но он мне не хочет рассказывать. Может, ты у него что-то выведаешь? Я беспокоюсь за Владимира.
- Попробую что-то узнать. А ты не очень-то лезь в чужие дела. Что ты-то можешь сделать в этой ситуации? Смотри, себе не навреди.
-  Это моё дело: чем могу – тем и помогу. Ты только всё хорошо запоминай!
- На память пока не жаловался.
Вика сейчас же стала уговаривать Николая, чтобы он остался у Эдуарда.
- Да условия меня не волнуют, но ведь мои родители ожидают, что я ночью вернусь.
- А ты им позвони с моего телефона и скажи, что останешься.
Николай дозвонился сразу, но матери эта новость не понравилась. Она успокоилась только после того, как сын ей сказал, что останется в домике того же парня, у которого когда-то одно время проживал Володя.
Парню и девушке пришлось сначала дойти до дома тёти Наташи, чтобы Николай узнал дорогу, а потом пойти на улицу, где жила Вика. Новые знакомые тепло простились у подъезда, Николай напомнил, что ждёт её в этот выходной в гости.
По пути к Эдику странник чуть не заблудился. Но потом, зная улицу и номер дома, оказался в гостях у Оверченко.
Ольга хотела накрыть стол в своей комнате, но Эдик пожелал перейти с гостем в своё жилище и там поужинать. За столом хозяин начал неторопливый разговор. Их беседу прервал звонок: это была Вика.
- Эдик, ну, пожалуйста, отнесись посерьёзнее к тому, о чём я говорила. Разрешаю влезть ему в душу. В данном случае это для пользы дела. Я чувствую, что он чем-то подавлен.
- Буит сделано, товарищ генерал! – в шутку ответил муж подруги и продолжил разговор с гостем.
- Что-то ты какой-то кислый, нос повесил, - обратился Эдик к Николаю. - Знаешь, в себе таить печаль – это тяжело. Расскажешь – легче станет. Может, у тебя с твоей девушкой что-то не так в отношениях? Так это у каждого в жизни может быть.
- Я потому и такой, что мне откровенничать не с кем. Если бы речь шла о любви, я бы сам в этом разобрался. Но, если объяснить, чтобы ты понял, нужно издалека начинать. Это тогда будет слишком долгий разговор.
- Ну, и говори: мне спешить некуда. Я понял, что нависла угроза над Владимиром, а потом и над твоим отцом.
- Это-то да, но дело не только в этих бандитах. Они только одно звено в цепи. Начиная с конца восьмидесятых и в девяностые годы, в нашем посёлке произошли серьёзные изменения.
- Да изменения в эту пору происходили во всей стране – не только у вас!
- Но я имею в виду не экономику и политику, а отношения между людьми.
- Да, пожалуй, это тоже интересно.
- Для кого-то интересно было, а для нас опасно. В общем, все такие изменения были не в нашу пользу. Раньше отец считался уважаемым человеком, да его и было за что уважать, потому что он порядочный человек. А эти бандюганы, хоть ничего и не значат как люди, но приобрели какой-то вес в обществе. Главарь этой тройки, Гунтарь, наглый, развязный, невежественный тип; он несколько раз сидел в тюрьме. Но почему-то именно такой человек привлёк внимание кое-кого из военного начальства. Подробнее я тебе как-нибудь потом объясню. Мать, после того как ушла из колхоза, устроилась в магазин «Подарки». Она старалась работать честно, но её всё время выживали с этого места. Должность художника в колхозе сократили, отец тоже потерял работу. Вот теперь эти бандиты добрались до нашего Вовки.   
- А что же, их там всего трое или двое? Так ли уж они всесильны?
- Они сами по себе, конечно, не всесильны. Но чем старше становлюсь, тем больше понимаю: их кто-то поддерживает сверху. Хамство и воровство – основные черты этого Гунтаря. Вот только он тем и отличался, что с начальством на охоту ездил, охотником был. Но, думаю, это занятие он выбрал лишь для того, чтобы ружьё иметь. А вот почему начальство с такими связывалось, этого я объяснить не могу.
- А на вашей жизни это как-то отразилось?
- В какой-то степени – да. Например, этот Гунтарь как-то раз унизил и оскорбил мою бабушку, это слышала мама, но ничего поделать не могла. Но это только один эпизод, бывали и другие. Своим поведением он нагло демонстрировал, что ему всё позволено. Хотя люди этого клана (позволю себе употребить это слово) особыми способностями и ответственным отношением к работе не отличались, но хорошо устроились, их материальное положение улучшалось, а у нас всё происходило в обратном направлении. Мои родители работу потеряли и постепенно нищали. Отцу сказали, что его должность сократили. С трудом ему позже удалось получить инвалидность, но его пенсия очень маленькая. Мать тоже работе отдавала много сил, старалась работать честно. Но, может быть, как раз это начальству и не нравилось. Мать жаловалась, что даже специально создавались ситуации, чтобы её в чём-то обвинить. Однако ни знания, ни добросовестность не помогли. Магазин был закрыт, а мама уволена. В здании же, в котором размещался её магазин, организована круглосуточная торговля алкоголем. Очень прибыльное, думаю, для кого-то дело! Но, как говорят, деньги не пахнут. И так получилось, что «у них» (ты, наверно, уже понял у кого) есть работа и доходы – у нас нет, им положены льготы – нам нет, то есть нам всё нельзя, а им всё можно. При распределении земельных паёв тоже нас обошли. Но дело не только в том, что они стали намного богаче, а в том, что мы стали беднее.
- Да ты наблюдательный парень, тебе только работать во внутренних органах.
- Это ты приезжий, поэтому  ничего не замечаешь. А мне и без всякого наблюдения всё видно.
- А что ты говорил насчёт угроз твоему отцу?
- Да, были ему анонимные звонки о том, чтобы сынок его, Володька, язык держал за зубами, а не то… И напрямую, с матами, угрожали. Но однажды отец набрался смелости и резко ответил им.
- И что же?
- После этого звонков пока не было. Спасибо, что ты меня хоть выслушал.
- А как же так твой брат с ними мог связаться? Таких лучше обходить за версту.
- Молодой, неопытный, доверчивый. Он весь в отца. Тот даже к плохим людям хорошо относился в силу своего воспитания. Я, наверное, тебе уже надоел со своими разговорами.
- У кого чего болит, тот о том и говорит. А ты насчёт этих бандитов не скрывай ничего. Приезжай в гости, чем можем – поможем. Ты не отчаивайся, Николай! У меня тоже жизнь не сахар, но надо же как-то существовать.
- Я как-то сейчас не о себе думаю, а о родителях и о брате. Однако вижу, что слишком много наговорил. Давай закончим эту тему. Но о том случае с Володей меня попросили никому не говорить, и ты об этом никому не рассказывай.

П р о д о л ж е н и е   22   с л е д у е т


Рецензии