Александра Назарова в Экспресс Калифорния

В Пушкине (Царское село),одним из последних спектаклей Александры Назаровой был спектакль- "Экспресс "Калифорния".

 "Между любовью и любовью
 распят мой миг, мой час, мой день,
 мой год, мой век..."
 М.Цветаева

Родиться в июле- за год до войны... и уйти из этого мира- в августе,  не дожив до своего восьмидесятилетия... всего-то год.
Родиться в Ленинграде, уехать из любимого города в Москву и помнить его всю свою жизнь...
Вернуться в любимый Пушкин, чтобы уехать из него навсегда ... в "Экспрессе "Калифорния"...

Начать свою профессиональную кинокарьеру в фильмах "Любимая",
"А если это любовь?" и запомниться зрителю романтичной, мечтательной, хрупкой...

"Экспресс "Калифорния"-спектакль-драма о семейной паре, о стариковском возрасте, когда эти самые старики- не нужны даже собственным детям. Без слёз этот спектакль смотреть невозможно.

Режиссёр- постановщик Евдокия Германова, бывшая ученица мэтра театра Олега Табакова, с первой же мизансцены вводит нас в главный конфликт сюжета и даёт возможность сопереживать главным героям уже с самого начала спектакля.

Герои спектакля- семейная пара Купер: Барклей и Люси. Их семейный стаж очень большой. Душа в душу они прожили вместе 53 года. Родили и воспитали пятерых детей, вложив в них свои силы, свою любовь. Дети выросли и разъехались. У каждого своя жизнь, своя семья, свои проблемы... они все разные. Но в критической ситуации, которая сложилась у их родителей (остаются без крыши над головой, без жилья), дети проявили чёрствость и отрешённость от проблем самых близких им людей... В итоге- мы видим драму... Родителей-разлучают собственные дети.

 Эта драма похожа на старую японскую легенду, когда стариков, которые мешают детям, уводят далеко в лес и бросают на съедение диким зверям...

А из истории Калифорнии вспоминается "золотая лихорадка" -"Калифорнистская тропа", по которой шли караваны переселенцев, а лет через 20 здесь появляется железная дорога. В основу пьесы положен сюжет из романа "Долгие годы" Джозефины Лоуренс.

Экспресс "Калифорния"-это тот поезд, который увезёт Барка навсегда от любимой Люси... А сама Люси уедет в дом престарелых.

Александра Назарова в образе Люси- трепетная, нежная, так похожая(конечно,похожа на японскую фарфоровую статуэтку), словно несёт свою героиню в слабых руках, очень осторожно и очень боится, что не донесёт её, не удержит свою фарфоровую героиню... Не знаю, откуда у меня возникла эта ассоциация с японской фарфоровой статуэткой, возможно,вспомнив ту самую грустную японскую легенду или  из-за удивительно тёплого взгляда героини, который она бросала в зрительный зал, а может из-за её мелких шажков, но не шаркающих, а словно ступала она по невидимым волнам сцены-легко и невесомо, несущих её из мизансцены в мизансцену.

Искренне, до последнего, она верит своим детям, а когда вдруг осознаёт, что дети не дают никакого шанса на спасение, а только запутывают эту ситуацию в очень сложный клубок семейных отношений, Люси достойно оставляет им это пространство.

В спектакле задействованы замечательные актёры. Это Александра Яковлева, которая играет невестку их сына. Марина Куделинская, Ирина Крячун, Александр Корженков, Елена Реваденко.

Замечательно, что партнёром Александры Назаровой в этом спектакле стал очень талантливый характерный актёр Сергей Никоненко.

Именно его диалоги вводят нас в суть основного конфликта. Он-немногословен. Но в его партнёрстве- часть залога успеха пьесы. Он-незаметно подводит зрителя к трагедии возраста главных героев пьесы. Вспоминается цитата А.Толстого из его " Хождения по мукам": "Вот встречаешь человека и проходишь мимо него рассеянно, а он перед тобой, как целое царство в дымящихся развалинах". Но трагедия пьесы - не в руинах отношений главных героев, а в руинах -окружающей действительности. Они бы выжили-эти старики, которые рука об руку прошли по жизни более полувека, но действительность такова, что им некому протянуть руку помощи ,чтобы выкарабкаться из этих руин. Ведь обращаются они за этой самой помощью к самым близким людям-своим детям. Чужая помощь, если бы она и была -это уже тупик существования... Весь смысл их жизни был в детях, которым они отдали всё: здоровье, душу, материальную поддержку в свои молодые годы.

Трепетное отношение к своей любимой- до последнего мига их расставания- это как гимн любви, светлый лучик в пьесе,не смотря ни на что...

В этом прекрасном актёрском созвездии, и в первую очередь в партнёрстве с Сергеем Никоненко, Александра Назарова сыграла свой образ так, словно играла ... в первый и последний раз-на высокой душевной ноте, на высокой ноте любви к зрителю-прежде всего.

Нет, не разбила Александра Назарова свою хрупкую статуэтку- в образе старой Люси Барклей, донесла она её до авансцены и подарила её всем, кто увидел через свет софитов в её глазах любовь. Любовь не только к искусству театра, но и к месту, где проходил спектакль-городу Пушкину, Царскому селу, куда так много раз приезжала она из своего Ленинграда и потом, когда творческие дороги уводили её в другие города и веси. И благодарные зрители с любовью ей аплодировали, аплодировали так, словно это был её последний спектакль...


20. 01. 2020 г. город Пушкин.

Эта заметка -с фотографиями спектакля есть на моём канале Дзена. "Крымосомы и другие жители земли".Зайти туда-можно только подписавшись на канал.


Рецензии