Нападение на лагерь в Бугатсека. Лето 1885

      на фото: книга воспоминаний лейтенанта Бриттона Дэвиса.



                Нападение на лагерь в Бугатсека.  Лето 1885.

                https://apacheria.es/la-apacheria-en-el-siglo-xix-4/


 


В последнюю неделю июня 1885 года, чирикауа [за исключением группы Чиуауа] покинули Сьерра-Мадре, чтобы совершить набег на деревни вдоль реки Сонора к югу от Аризпе, забрав своих женщин и детей [они не осмелились оставить их в покое из-за скаутов чирикауа  Кроуфорда]. Джеронимо, Мангас и Найче возглавляли около 100 чирикауа, среди которых было около 30 воинов и подростков. В течение первой недели июля они совершили кражу  крупного рогатого скота возле Синокипе [муниципалитет Аризпе, Сонора] и убили человека из Уепака. 10 июля капитан Леонардо Гомес во главе 150 солдат нашел ихний след, идущий на северо-восток. На следующее утро он обнаружил трех мертвых лошадей, следуя по следам на вершину Сьерра-Эль-Кармен [муниципалитет Аризпе, Сонора], где чирикауа разместили свой базовый лагерь. Гомес подсчитал, что апачей было около 80 или 100 человек. 12 июля чирикауа решили разделиться на три группы, чтобы сбить Гомеса со следа. Джеронимо, с большинством женщин и детей, пошел на северо-восток, Мангас с другой группой пошел на восток, в то время как Найче со своими 35 людьми отправился на север, связавшись с Чиуауа через неделю. Гомес решил следовать за Джеронимо, который пересек дорогу  между Вакоачи и Кумпасом, направляясь к Сьерра-Пурица [муниципалитет Накозари-де-Гарсия, Сонора]. 16 июля Гомес увидел, что апачи ушли из своего лагеря, и направились на восток, к Серро-Пинито [муниципалитет Накозари-де-Гарсиа, Сонора], куда прибыла группа Мангаса, чтобы присоединиться к группе Джеронимо, с лошадьми и скотом. Гомес удалился в Cuchuta [муниципалитет Фронтерас, Сонора] чтобы отдохнуть, отправив сообщение префекту Моктесумы, который предупредил население вдоль западной части реки Бависпе.

В сумерках 20 июля в лагерь Вирта Дэвиса на реке Уепари прибыло письмо из Моктесумы, в котором говорилось, что “враждебные” отправились в Сьерра-де-Терас [муниципалитет Агуа-Приета]. Посоветовавшись с разведчиками чирикауа, Дэвис решил отправиться на рассвете следующего утра, надеясь поймать чирикауа с юга. Примерно через 11 часов он разбил лагерь на реке Бависпе, в 9’5 км от Опуто [муниципалитет Уасабас, Сонора]. В ту ночь из этого города прибыла группа мексиканцев, сообщив, что они видели следы, идущие к скалистому каньону, расположенному к востоку и западу от реки Бависпе, в Сьерра-Эль-Тигре [муниципалитет Бависпе, Сонора]. В этом месте раньше чоконен и недни много раз разбивали лагерь из-за обильной охоты и большого количества мескаля на его восточных склонах, а также были хорошо защищены. Мексиканец предложил показать Дэвису дорогу, по которой ушли Байлас, Кули [apache Cibecue], Уолтер Хук и трое других следопытов [один из них, возможно, на бедонкое с Белой Горы Биндей] с мексиканцем. Дэвис сказал Байласу, что если он найдет ранчо, то отправит обратно двух разведчиков, чтобы предупредить его и окружить этот район с остальными скаутами и солдатами. Хук  расскажет подробности этой разведки 45 лет спустя этнологу Гренвиллу Гудвину, сказав ему, что мексиканец привел их к каньону, углубился в него и внезапно остановился, сказав Байласу: "если чирикауа увидят скаутов, они убьют вас всех, потому что они жесткие бойцы, которые убили много мексиканцев“.

Байлас и Биндей продолжали идти вперед, легко различая следы. Биндей хорошо знал дорогу и показал товарищам, как спускаться по каньону. Вскоре они увидели несколько убитых лошадей и двух женщин на лошадях, идущих к ним. Женщины спешились, чтобы собрать плод кактуса higo chumbo, когда они увидели разведчиков, крича, что воины заметили их, поэтому им бесполезно прятаться, и добавляя: "нам не нравится быть здесь, мы хотим вернуться в Сан-Карлос“. Биндей знал, что это была стратегия, чтобы они раскрылись, чтобы чирикауа могли убить их. Около полудня с помощью бинокля Хук увидел нескольких воинов на гребне самой высокой горы. Байлас знал, что ранчо должно быть там, поэтому он послал двух разведчиков искать Дэвиса ,которого они не нашли до 20: 00 [22 июля], потому что по неизвестной причине он привел отряд ближе к Опуто, выйдя в полночь. Они следовали по реке Бависпе на север в течение 16 км, выйдя на рассвете. Чирикауа находились в 16 км к северо-востоку от своей позиции. Во второй половине дня он послал около 96 разведчиков, по крайней мере 15 chiricahuas, чтобы присоединиться к Байласу. В 19:00 [23 июля] Дэвис и его солдаты пошли пешком, чтобы встретиться с ними. Ранним утром следующего дня Байлас и семь сержантов-разведчиков разделили своих людей и незаметно окружили лагерь чирикауа. Байлас медленно поднялся на гору к месту, откуда он мог видеть апачей. Хук вспоминал момент: "птицы начали петь, и мы подняли головы с того места, где мы лежали и наблюдали. В лагере было тихо. Когда стало светлей, мы увидели что в лагере никого нет.… Это было бы хорошее место, чтобы сражаться и убивать всех chiricahuas, но мы окружили их в холостую“. Скауты чирикауа утверждали, что в этом лагере был сам  Джеронимо.

Позже Хук узнал причину, по которой Джеронимо ушел накануне вечером. Чирикауа не обнаружили разведчиков Байласа, но пожилая калека предупредила Джеронимо, сказав: "Если мы останемся здесь еще на одну ночь, у нас будут проблемы“. Джеронимо не слушал, но его люди ушли оттуда, предполагая, что эта пожилая женщина была "женщиной-медициной".  Когда Дэвис начал свой марш, чтобы присоединиться к Байласу, группа отправилась на вершину горы, глядя вниз в страхе. Они  увидели что-то, что заставило их заподозрить опасность? Были ли они настороже, потому что две женщины-апачки видели разведчиков? Мы не знаем, но дело в том, что Джеронимо и Мангас отдали приказ уходить.

               

Солдаты Дэвиса и разведчики перегруппировались. Через несколько дней Gush-i-guu – Гуш-и гу, следопыт и "человек-медик“ провел церемонию, чтобы ”узнать" место, куда ушел Джеронимо. Он ухаживал за больными, но сказал Дэвису, что у него большая "сила"” Апачи импровизировали четыре барабана [четыре ведра, предоставленные солдатами] для церемонии, на которой все разведчики пели с “человеком-медиком"” Около полуночи “Сила заговорила " с Гуш-и-гу. Он сказал, что Джеронимо разбил лагерь на гребне Сьерра-Эль-Тигра, а затем отправился к реке Бависпе, где женщины собирали желуди. Оттуда они отправились на гору, противоположную Бугатсека, где варили мескаль, оставив после себя большое количество этого растения. Гуш-и-гу сказал, что если разведчикам удастся найти останки мескаля, то и чирикауа будут недалеко, они смогут убить несколько из них, и захватить много женщин и детей.

29 июля они устроили засаду и убили двух чирикауа на горе Ла-Хойя. Дэвис сделал доклад 10 марта 1886 года: «Следопыты чирикауа сообщили, что на восточном склоне Сьерра-де-ла-Хойя был большой источник, где ренегаты чирикауа часто находились в течение шести или семи дней, собирая мескаль, который обильно рос в окрестностях. Поскольку отступники обошли мексиканцев и не заметили мою колонну, они вероятно пошли к источнику. Поэтому я послал две роты разведчиков [86 лучших людей], офицеров и начальников разведчиков, спешенных, с пайками на пять дней, в Сьерра-де-ла-Хойя, чтобы поймать, если это возможно, враждебных, а если нет, пойти по их следу, который шел на юго-восток, в направлении ручья Уэпере, где 1 августа я должен был встретиться с ними с остальной колонной и с обозом мулов. Я прошел через реку Бависпе, а затем через горы к ручью Уэпере, в 16 км к юго-западу от Гуачинеры [Уачинера, Сонора], прибыв туда 1 августа, где я нашел скаутов апачей.В то время как в Сьерра-де-ла-Хойя апач Bi-er-ley - Би-эр-лей, 1-й сержант роты разведчиков лейтенанта Уолша, вышел 28 июля [1885] с небольшим отрядом апачей-койотерос из Уайт-Маунтин – Белой Горы, чтобы сделать разведку местности. Они устроили засаду четырем враждебным апачам, убив двоих и захватив четырех лошадей и три седла, уздечки и одеяла, которые отправили мне туда, где я был, на реке Бависпе, прежде чем я пересек горы. Подписано, капитан Вирт Дэвис, 4-й кавалерийский».

 
Wirt  Davis

Предположив, где находился лагерь “враждебных" чирикауа, лейтенант Маттиас У. Дэй, командир скаутов Робертс и 86 разведчиков, 2 августа отправились в путь. Утром 7 августа Дэй приказал Байласу отправиться с шестью разведчиками на осмотр местности. Но Байлас хотел взять 50, или по крайней мере 25, так как в прошлый раз ходили только с шестью, и чирикауа смогли сбежать, пока он ждал прибытия остальных. Байлас хотел взять с собой достаточно людей, потому что хотел сразиться с Джеронимо, если он наткнется на него. Дэй отказался и позволил ему взять только 15 человек. В то утро они нашли лагерь Джеронимо на юге вершины Бугатсека, недалеко от места, где скауты Кроуфорда напали на лагерь Бонито и Чато в 1883 году. Дэй с основным корпусом присоединился к группе Байласа. Ранним вечером 7 августа, когда Дэй и разведчики заняли позиции чтобы окружить апачей, привязанный к кустарнику мул начал реветь и рваться, предупредив тем самым чирикауа. У Байласа не было выбора, кроме как приказать начать атаку, прежде чем его люди завершили маневр.

Разведчики апачей начали стрелять, убив трех мужчин, женщину и 13-летнего мальчика [шальная пуля попала в камень, срикошетив в глаз ребенка]. Джеронимо подхватил маленького сына и побежал к окружавшему его подлеску. Узнав его, скауты открыли такой сильный огонь, что у него не было выбора, кроме как оставить мальчика, чтобы он не пострадал, и скрыться. Сцена была описана исследователем Шерманом Керли [который был с Дэвисом] так же, как он слышал ее из уст разведчиков, участвовавших в нападении. Но они захватили трех жен Джеронима [Zi-yeh, She-gha, и, возможно, Taayzslath, или Shit-sha-she, или Mananita, также называемая Nahno, если это не тот же человек, что Shit-sha-she], и пятерых его детей [Fenton, Dohn-say {позже названный Lulu}, и Little Robe, среди них. Также возможно, что Дон-Сай была принята за жену Джеронимо, когда ей было около 20 лет. Две дочери были ранены, одна в руку, а другая в легкое]. О двух других детях ничего не известно. Они также захватили Хуэру [жену Мангаса], жену Перико, жену Беше, жену Дах-ке-а, и жену Наны. Всего 15 женщин и детей. Несколько чирикауа отсутствовали в лагере - занимались рейдерством или охотой. Остальным пришлось спрыгнуть с отвесного обрыва, чтобы спастись, бросив лошадей, мулов и все снаряжение лагеря. Хук  вспоминал, что все сказанное “человеком-медиком " стало сбылось.

 

 
Джеронимо и Мангас провели несколько дней, собирая своих людей. Потом они расстались. Мангас отправился со своей небольшой группой в древнее убежище Ху в Гуайнопа [муниципалитет Мадера, Чиуауа]. Он никогда больше не встретится ни с Джеронимо, ни с любым другим из вождей, пока не сдастся. Джеронимо и Нана, имея около 40 людей, отправились прямо на восток. Полагая, что следопыты апачей могут быть на их маршруте, они выбрали самые труднопроходимые горные высоты. Ежедневные ливни промочили их, но зато и смыли их следы.   Джеронимо решил попытаться вернуть свою семью, которая, как он думал, будет доставлена в форт Апач. Недалеко от Сан-Буэнавентура [муниципалитет Буэнавентура, Чиуауа] он направился на юго-восток, пересек реку Санта-Клара и спрятал женщин и детей в восточных горах. Имея раненых и истощенных лошадей, он совершил набег по окрестностям деревни Санта-Клара, и получил свежих лошадей. Затем он пошел прямо на север, в сторону Нью-Мексико. Недалеко от Ханос [Чиуауа] Нана направился в горы к северо-западу от поселения. Джеронимо снова пересек границу и отправился в горы Могольон [графства Грант и Катрон , New Mexico], откуда он мог быстро отправиться в лагерь чирикауа в форт Апач и вернуть свою семью, но он не знал об уловке генерала Крука, который решил отправить  всех пленниц  в форт Боуи.

 

Тем временем, когда группа лейтенанта Дэя возвращалась туда, где у нее была оставленва реата мулов, она наткнулась на отряд капитана Кроуфорда и Чато, которые вернулись из Южного Накори [Сонора] после месяца разведки. Полагая, что Чиуауа отправился в восточную часть Сьерра, Кроуфорд послал лейтенанта Бриттона Дэвиса (Не путать с Виртом Дэвисом, фото его книги «Правда о Джеронимо ниже) исследовать реку Арос, но не нашел никаких следов.
    

 
 

9 августа, через два дня после нападения на лагерь Джеронимо, капитаны Эммет Кроуфорд и Вирт Дэвис собрались на реке Бависпе. Там Кроуфорд допрашивал вместе с Чато пленных, захваченных Дэвисом, в частности двух жен Джеронимо [по найденным следам Кроуфорд знал, что Джеронимо отправился на восток]. Они сказали, что Найче был в горах, к западу от Сьерра-Мадре, но не знали о судьбе Чиуауа, поскольку они не видели его с 19 мая. По словам Чато, Кроуфорд привел женщин в свою палатку, спросив их о ближайших планах лидера чирикауа. Они повторили то, что говорили ранее Чато. Похоже, ответ не понравился Кроуфорду, так как он вытащил револьвер, угрожая женщинам. Чуть не плача они твердили, что ничего не знают. Кроуфорду пришлось убрать оружие.   

Вирт Дэвис послал Фрэнка Лесли доставить отчет о своем походе Круку, в нем он котором описал успех лейтенанта Дэя в нападении на лагерь Джеронимо, и лейтенанта Хуза с 31 человеком из роты "С" 4-й кавалерии и пятью разведчиками апачей, для сопровождения пленных в форт Боуи. Им пришлось продвигаться очень медленно из-за проливных грозовых дождей, затопивших берега реки Бависпе, и прибыли на место 2 сентября, 17 дней спустя. Обоз мулов Дэвиса только что прибыл с границы с достаточным количеством припасов до конца сентября, поэтому они направились в западную часть Сьерра-Мадре, где - как полагали скауты - могут быть Чиуауа и Найче. Также 23 августа он получил известие от префекта Моктесумы, в котором говорилось, что чирикауа находятся в горах к северо-востоку от Тепаче [Сонора]. Он быстро поднял свой лагерь, расположенный в 9 '5 км к востоку от Бакадеуачи [муниципалитет Гранадос, Сонора], пройдя через деревни Гранадос и Уасабас, достигнув 26 августа гасиенды Тонибаби, в 12' 5 км к востоку от Моктесумы. К тому времени Лесли вернулся из форта Боуи с двумя разведчиками, одним из которых был Датчи. Крук вытащил его из подземелья (тюрьмы), назвав его “одним из лучших наших друзей".  В тот день пришел ковбой из Гранадос и заявил, что нашел след чирикауа. Дэвис хотел уйти в темноте и путешествовать всю ночь, надеясь найти чирикауа на следующее утро, но ему пришлось отказаться от задуманного, когда пришло письмо из Моктесумы от мексиканского генерала Диего Гуэрра, в котором говорилось что на следующее утро он прибудет в американский лагерь, чтобы обсудить дальнейшие действия (стратегию).


 


Рецензии