Бусы в уши

Памяти маминой лучшей подруги...

     На протяжении нескольких последних лет наше с мамой общение по телефону вошло в русло еженедельного моего звонка после обеда воскреснего дня. Разница в шесть часовых поясов накладывает свой природный и человеческий отпечаток на наши сеансы. Поэтому обычно звоню я после обеда якутского времени, когда она там, в Нижегородской области, встала, помолилась, провела свой утренний моцион. Тогда я знаю, что телефон рядом с ней и можно поговорить о том и о сем. И нам с ней этого бывает достаточно, все хорошо, мама жива, относительно здорова в свои семьдесят с длинным хвостиком и мне спокойно. Если не смог позвонить в намеченной час, прямо как "Алекс Юстасу", она беспокоится, но перезванивает "ни свет ни заря" в понедельник...

     Это сейчас, когда мама сделала операцию на колене и сидит дома, позваниваю ежедневно вечерком своего дня. Никаких звонков в неурочное время, если ничего экстраординарного не произошло...

     А тут самый пик моего рабочего дня и мама звонит. Такие звонки "не по расписанию" меня всегда тревожат, там же вся моя родня живёт, все мои близкие люди. В трубке слышу слезы:
     - Сынок, тётя Галя Гущина умерла только что, - и опять слезы.
     - Мам! - чуть громче обычного пытаюсь остановить её, понимая, что самая близкая мамина подруга на протяжении последних шести десятков лет, все-таки, отмучилась, сидя после инсульта под присмотром старшей дочери Иринки на одном месте без выхода на улицу уже несколько лет...

     Они познакомились ещё молодыми незамужними комсомолками военного "почтового ящика", только окончив школу. Симпатичные девушки, будущее Страны Советов, пришли осваивать новые токарные станки. А тут и молодых парней в достатке, поднимающееся "на ноги" предприятие военно-промышленного комплекса только открылось в конце 50-х. Галка быстро выскочила замуж за балагура и спортсмена Генку, который уже тогда был гордостью завода, защищая его честь на травяных и ледовых полях, играя в футбол и хоккей с мячом. Молодого парня покорила цыганского вида черноглазая жгучая брюнетка с толстой косой, аппетитными формами и грудью шестого размера. А она не смогла устоять перед всегда улыбчивым галантным парнем спортивного телосложения и копной волнистой шевелюры. Моя мама, то есть маленького роста худенькая  шустрая Надюха, была на их комсомольской свадьбе почетной подругой и тамадой. А вскоре и она, в возрасте девятнадцати лет, выскочила замуж за пришедшего из армии Леньку, моего папу. Они стали дружить семьями, чередуя  появление деток. Сначала у моих родителей родилась Светлана, через пару лет у них Иринка, через пару лет я и через пару лет у них Светлана. На том и остановились товарищи комсомольцы, а дружба продолжалась разросшимися семьями...

     - Стаська, дай я тебя потискаю, - дядя Гена всегда с удовольствием играл со мной, когда мы к ним всей семьёй приходили в гости, - нам с моей ненаглядной бог не дал пацана, одни девчонки, я хоть, из тебя спортсмена сделаю, - и он доставал из кладовки свои клюшки для хоккея с мячом, мячи и мячики, коньки и всю остальную амуницию, надевая все это на меня, четырехлетнего...

     А я уже тогда, видимо, любил всех женщин и тётя Галя не была исключением. Мне нравилось забираться к ней на колени. После родов она располнела и грудь приняла размер, наверное, восьмой. Женщина очень эффектно пользовалась и своей крупностью, и всеми подарками мужа. Она всегда носила красивые дорогие платья в обтяжку с глубокими декольте. Надо сказать, что дядя Гена был щедрым мужем и отцом, по-настоящему любящим своих девчонок, поэтому у его жены времен начала 70-х в ушах висели массивные золотые серьги с красиво отсвечивающими в люстре рубинами, а на шее большой золотой же кулон с точно таким же рубином на цепочке. Дочерей всегда хорошо одевали, а дом, как говорится, "полная чаша". И вот я в очередной раз с любознательным видом забираюсь к ней на колени:
     - Тётя Галя, а что у тебя висит в ушах?
     - Серьги золотые, - с улыбкой отвечает она и смотрит на всех присутсивующих.
     Но мне же этого мало:
     - А что у тебя на титьках? - и тяну руку к декольте.
     Она со спокойным видом отвечает:
     - Бусы и кулон.
     Так меня распирает дальше спрашивать, теребя одной рукой серьгу, другой тиская переливающийся гранями рубиновый кулон в разрезе между грудей:
     - А почему они одинаковые?
     - Это комплект, который дядя Гена мне подарил на день рождения.
     Я с недоумением смотрю на маму и папу, а сам снова за вопросом в декольте:
     - А почему у моей мамы таких нет?..

     Как в широко известном "Ревизоре", повисла многозначительнвя пауза и вся компания сконфузилась, попытавшись перевести разговор в другое русло. Мне стало не интересно, что мне не ответили, я с гордым видом слезаю с её колен и произношу громко и чётко, подходя к маме:
     - Мама, когда я вырасту, я куплю тебе такие же бусы в уши, - и пошёл в другую комнату, к девчонкам...

     Не знаю, сам ли я помню этот эпизод из детства, мама ли мне рассказала, когда вырос, тётя ли Галя вспомнила при встрече лет через двадцать, но вот так помню, что мы дружили семьями и часто бывали у них в гостях, а они у нас. Благодаря дяде Гене я убежал из бальных танцев и втихаря от мамы пошёл в футбол, а позже стал заниматься хоккеем с мячом. Благодаря ему же у меня всегда были лучше всех наточены коньки, дома стояло несколько новых клюшек для русского хоккея, плетеные ярко-оранжевые мячи и шлемы, щитки для ног и вся остальная амуниция. Только благодаря ему, мужу маминой подруги...

     Да и спустя с десяток лет, когда я покончил с футболом и хоккеем, поступил в речное училище, мы с мамой приходили в ним в гости, дядя Гена по-прежнему пытался потискать меня, подсказать что-нибудь, подарить клюшку или мячик. Он по-прежнему любил меня, так и не обзаведясь сыном. А мы, сидя за столом, частенько вспомниали о том случае с серьгами, бусами и декольте, с моей отдельной любовью к большой груди тёти Гали, груди, которой не было у моей мамы. Только теперь уже мне приходилось краснеть и сконфуженно переводить разговор на другие рельсы...

     Закончив учиться и работая на речном флоте, я стал получать хорошую заработную плату, но обещание купить маме "бусы в уши" так и не выполнил. Она со временем просто не захотела прокалывать уши, так и сегодня её уши не проколоты и она никогда не носила сережек...

     С тетей Галей мы увидимся только в 1998 году, на 55-тилетии моей мамы, когда я приеду осенью на сессию в академию. Все такая же эффектная женщина с большой красивой грудью, дорогое платье с глубоким декольте, жгучая смоляная копна густых волос, цыганский чёрный запоминающийся взгляд, приятная добродушная улыбка, массивные серьги в ушах и кулон на шее. Все, как много лет назад. Я подсяду к ней за стол, мы обнимемся и станем вспоминать то далекое время, её девчонок и нашу нынешнюю жизнь. Пару лет назад спился и умер футболист дядя Гена, Иринка вышла замуж за итальянца и живет где-то на Сицилии, Светлана в Нижнем с мужем и детьми. А тётя Галя одна и рядом все так же две подруги комсомольской девичьей молодости, одна из которых моя мама...

     - Стасик, а помнишь свое обещание купить маме "бусы в уши"? - задорно улыбается тётя Галя и подмигивает мне, словно знает, какой я маме приготовил сюрприз на день рождения.
     Я отрицательно качаю головой и тоже улыбаюсь, прекрасно помня тот случай.
     - А почему у мамки твоей до сих пор уши не проколоты и в них нет твоего обещания? - она обнимает меня за плечи.
     - Значит, проколем...

     В тот день я преподнес от нашей семьи ей в подарок золотые серьги и кулон на цепочке. Спустя четверть века я сдержал свое детское обещание да только мама так никогда и не проколет уши и ни разу их не наденет, просто будет хранить комплект из золота, как память от сына и его семьи...

     - Вот так, сынок, первая моя подруга ушла от меня, - мама все плачет в телефонную трубку, понимая, что одним близким человеком стало меньше у неё на этой земле, - я все хотела к ней сходить да не получалось. То некогда, то пандемия эта проклятая, то нога моя больная. А теперь и проводить не смогу с костылями своими.
     Нет слов и у меня, что бы её успокоить, направить разговор в другое русло. Нет слов. У самого наворачиваются слезы, что я тоже не смог навестить свою тетю Галю. В прошлом году, весной, перед самым карантином а стране, приезжал я к маме, с тетей Галей по телефону разговаривал, с Иринкой, несколько лет назад вернувшейся из солнечной Италии в статусе разведенки, договорились, что мы придем к ним в гости, но... Не срослось. Тётя Галя приболела или просто не захотела, что бы её любимый Стасик увидел старую и не ходячую тетку, слишком она любила себя и свою красоту...

     И вот такое...

     Ещё одно яркое и интересное впечатление из далекого советского детства осталось за спиной воспоминаний. Ещё один светлый позитивный женский лучик погас на Земле...

     Царствие ей небесное. Тётя Галя Гущина навсегда останется в моей памяти яркой личностью с большими выразительными чёрными цыганскими глазами и жгучим взглядом, с глубоким манящим декольте на большой красивой груди. И, конечно же, с красивыми рубиновыми "бусами в ушах"...

Уходит поколение,
Уходит навсегда
И нам былое время не вернуть.
Но память наша искренне
Сквозь долгие года
Приятные моменты не забудет...


21.00-23.15 якутского времени
12 марта 2021 года


Рецензии
Вот и ещё одна жизнь на земле закончилась,царство ей небесное,но всё же жаль добрых и хороших людей покидающих нас.Сколько же с каждым из них у нас связано воспоминаний.

С уважением.

Юрий Симоненков   15.08.2023 08:11     Заявить о нарушении
Да, правильно, уходят люди хорошие, те, которые там нужнее...

Станислав Климов   15.08.2023 08:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.