Применение выпускных систем 2х тактников на 4х ткт

Применение выпускных  систем 2х тактников на 4х тктных двигателях картов УТК3Х200

Программа 6-16 ч.1 «картинг». Курс для категории «Д» (механики). Раздел КИССК (конструирование изготовление  совершенствование систем карта). Выпускные системы. Тр.мех.* Шакиров.И.М

Применяемые карты – категория сложности обслуживания и управления -3.
Полное обозначение –УТК3Х200/Лифан168/МС ГТ 01 Микро/ 900/ СПБ 140/60.
(учебно тренировочный карт третей категории сложности, класс Х200, двигатель Лифан 168 Ф (форза и т.д), шасси, база, шины, кол.шипов.*2)

Категории резины –с шипами без шипов. Шасси –МС ГТ 01 Микро, Патриот зима.

Выпускные системы для картов УТК3 классифицированы по категориям «прямоток» и резонансные системы от 2х такных моторов.
«прямоток» (это сленговое название, реально же просто отрезок трубы иногда с местным расширением), имеет разделение на «просто» прямоток (труба) и прямоток плюс концевой шумогаситель («калабашка» в просторечии). Шумогаситель иметь два исполнения: - заполненный (это как раз и шумогаситель поглотитель) и объемный, где частично использован эффект подпора (или езонанса) за чет того что газы устремляющиеся в обьем «калабашки» создают колебания.
Мы в своей практике использования «прямотоков» применяем кроме «открытых» прямотоков с калабашкой, так же и «закрытые» прямотоки («закрытые это условно), где и применяем эффект подпора (или резонанса)3*

Но основное внимание мы уделяем трубам от 2х такников. Первое – они уже готовы, остается только пристроить. Второе имеют подпор или резонанс.
Далее просто…работаем по совмещению систем карта. А именно – соотношение, обороты (рабочий график), вывоз, скорость, управляемость  и т.д. (упрощенно соотношение и обороты, мы ограничиваем штатные моторы Лифан 168ф до 6000 тысяч максималки. Напомню, ВСЕ стандартное. Пружины, карбон, зажигание…единственно, что убрали ограничитель оборотов*4 и установили жесткую тягу*5.
Но…
В обычном «летнем» расположении двигателе (см.пред.статью «адаптация летних шасси на зимний пеиод), в нашей классификации (раздел КИССК) –мы имеет чисто летнее, среднее и зимнее. То есть, переднее, среднее и заднее расположение двигателя тип Хонда на УТК3.(летние шасси)
При классическом «летнем» расположении применить выпускные трубы от 2х такников типа Ракет и Парилла несколько проблематично, но можно.
Уже легче если двигатель имеет среднее положение. Это смещение назад и несколько НАД колесом. Ну, а зимняя компоновка, НАД осью, позволяет установить  весьма красиво и компактно выпускные от Ракета и Париллы. Что и было продемонстрировано на чисто зимней шасси Патриот с движком тип Хонда и адаптированная под зиму УТК3 Микро МС ГТ 01, с двигателем НАД осью.Там смонтирована труба от Ракет 85.*6

Как ни странно, по труба от Париллы прекрасно себя чувствовала на зимней шасси. Настолько, что карт, быстро быстро собранный по обходной технологии, довольно уверенно себя чувствовал с подобными же зимними монстрами, не раз уже занимающими призовые места у нас. Здесь же он даже лидировал*8 в первом заезде. (итоговое 2е). Это при том, что и карбон стандарт, без всяких там доработок, и соотношение еле еле позволяющее выкрутить жалкие 4000 тысячи, так как попросту не было звезды для "крутого" соотношения (это уровень стандартного утк1!), даже с длинной трубой Париллы (и как это ее не разорвало? И вообще, она, по мнению местных гуру, не должна была работать. Это же от 2х такного!. *7.
Надо сказать, что зимние тесты сезона 2018/2019 (в 20м зимы не было как таковой для формирования льда) позволили «поймать» приемлемый кастор для ВКТ без шипов.*9
При применении азличных типов выпускных систем следует отслеживать графики, ощущение вывоза с поворота, излишнюю пробусовку. То есть, меняешь трубу возможно меняешь и соотношение.





Примечания
1*. тренер механик
Введенная нами де факто, но отсутсвующая юридически, должность по фактическому исполнению обязанностей. Основанием для этого послужило изменение реальностей картинга и разделение потоков обучения по категориям. (что если честно, надо было сделать еще в СССР, отойдя от абстактной массовой показухи в погоне за статистикой.)
В применяемой нами классификации  мы разделили обучение по категориям А,В,С,Д. соответсвенно по сим категориям различается подача информации по объемам –начальный (ознакомительный), базовый, усложненный (детальный), и специалистам обучения. Также сами помещения разделены по схожим категориям.
Категория А, школьная лига, тренер преподаватель и техник картов категории 1 (прокатные), они же УТК1. это обычная кружковая схема работы принятая в школах, секциях и т.д.
Категории В и С уже требуют тренера-механика (практикующий тренер с опытом подготовки как минимум в один олимпийский цикл (4 года как минимум, на деле же, необходимый опыт приходит в течение пары олимписких циклов. Это 8 лет.) , категория Д требует к навыкам (!!) тренера механика еще и навыки преподователя технологии (трудовика), умение организовать как учебную работу по схеме тандем, творческим коллективом, и вести контсуктоские разработки. Также умение вести методическую работу. Таким образом тренер-механик категории Д является наивысшим максимальным «потолком» в категориях преподавателей картинга в нашей классификации. Выше его может быть только зав.учебной частью организацией.
Статус же старшего тренера – управление командами категория С и (как обычно) административно-хоз деятельность. Юридически он как бы «выше» по должности тренера механика категории Д, но по факту, тм Д является автономным по части обучающего процесса, так как напавления обучения разные. Обычный тренер, тренер механик категорий В,С –ездовая практика. Категория Д, механики, это развитие качеств водителя испытателя. Иная направленность. Подготовка технического специалиста по направлению водитель испытатель (карта) и инженерный работник. При сем, практика езды сохраняется и имеет даже бОльший обьем по отношению к ездовой практике категорий В,С.

«совмещение» функций тренера и механика (равно как и «трудовика») стало возможным при применении схемы (управления) –тандем и создания творческих коллективов по направлениям. (например – в нашем ведении находится направление В –УТК3, двигатели тип Хонда (Лифан), С карты с двигателями Парилла, направление Д (КИССК). Причем, группа занимающаяся направлением С на объекте непосредственно не находится (таковы реалии картинга во всех организациях, серая посредственность (приспособленцы, шарлатаны и проходимцы от картинга) выдавливает ярких, выдающихся и показывающих резултаты людей). Ну и 4е направление, имеющее принадлежность уже ко 2й части программы 6-16 (багги), также развивается этими же людьми работающим по категории С.

Соответственно «трудовой» нагрузке ТМ должен иметь и подобающую зарплату по категории. К сожалению в табели о рангах таковой должности не имеется.

2*количество шипов…
В группе ГНП Хонда (класс такой) 6-8 на картах утк3 мы применяем шипы. Обычно ребята «скидывают» тяжелые передние шины на 140 (куда нибудь), так как в Мини она довольно влияет на управление, ну а говорить о Микро и не стоит. Карты УТК3Х200, запросто «уделывают» не только Микро на шипах, но и кое кого из Миников. (естествеено при соответсвующей подгонке систем карта, в совокупности влияющих на вывоз. По состоянию на 13 марты 21 года мы как раз и добились вывоза и похождения поворотов аля Ротакс со шлифом. И не последнюю роль в сем сыграли как раз двухтакные трубы, каковые по мнению местных механов, еще года три –четыре назад утвкрждавших, что 1- это же от 2х такника! Она работать не будет на 4х такнике, 2) –да ее разорвет! … и прочие перлы.
Спорить не стал и метать бисер, просто сделал. Одна труба от Ракета, другая от Париллы.

3*эффект подпора или резонанса.
Подобную схему мы применили на кроссовой Оке.(в нулевые годы) Поначалу была просто труба, классический почти прямоток без концевой насадки. Мотор упорно не хотел выходить на обороты, ограничиваяст 5000.
Пришлось вспомнить физику, залезть в литературу (инета в его нынешнем виде не было) и , недолго думая, применили систему штатного «самовара» от Оки, кковая нами использовалсь на личной машине участвующей в модных тогда дрегрейсингах.
Собственно переделки штатного самовара свелись к тому что удалил заднюю часть трубы, после «объемника». Заварили отвестие, и проделали новое сбоку под крючком подвеса выведя выпуск влево перед левым задним. (как говориться, дешево и сердито. Та самая искмая «обходная технология» в коих так силен «совок»). И?...
Сей «объемник» (самовар) имеет в штатном исполнении три отсека, в новой инкарнации один отсек остался не при делах, но исполнял роль объема подпора.
Эффект был неплох…до 3500 мотор вполне себе тихо мирно фырчал, проезжая мимо поста ГАИ (тогда гаишники были), а вот после 3500 начинл пробиваться эткий басовитый урчащий звук, мечта любого тюнингиста. Ну и как довесок…тачка просто и элементарно «выходила» на 140. нажал и все.
Но как вы понимаете, за все надо платить. Убрали метр концевой, убрали стандартный вывоз на низах. График, как вы понимаете, сместился вверх. Но неудобсть не такая большая.
Но это на «стандартной» Оке…
А вот для кроссовой Окушки с трубой внутренним 48, применили посто объемник сделав прямоток «закрытым», для чего просто вставили шайбу в трубу посередине объемника, заставив газы выходить в объемник и потом только обратно в трубу прямоток.
Заморачиваться со сверлениемв прямотоке  множества отверстий не стали. Просто нарезали «болгаркой» полумесяцев сверху и снизу со смещением. Установили шайбу рестриктор, прихватили и вуаля!
10000!!!
ДЕСЯТЬ тысяч на ТРАССЕ по асфальту на 4й.
Надо сказать, именитый тогда баггист не поверил. Не ожжет быть!
Нет так нет. Вот два тахометра. Стрелочный и электронный на 4 раздела. Показывал 9999.
В сущности ничего необычного. Блок короткий и жесткий, коленвал тоже, распрелвал тоже. То бишь, вся система довольно жесткая, в отличии от «длинного» восьмерочного блока. Ну и поршня на 84, и головка со «шриками» и распредвалам и естественно «чумовыми» карбона Вебер горизонталка (35 или даже 40 уже и не помню). Чо не крутить то? тем паче передатка была кроссовая как по главному так и по КПП.
Единственно что, не хватало скорости на длинных трассах. Ей бы хотя бы 5ю.
Был вариант применить даже 6ти ступку, причем с использованием штатного картера, и включением задней через втягивающее, как на Калинах сейас.(это десять лет ДО них еще).
Но местные инженера всезнайки решили, да и так купят! А когда пришло время, поезд ушел, промышленность развалили. Да  сама контора, мастерка по изготовлению спортпрототипов ОКИ, развалилась просто по причине тго, что свой же чувак, выкупивший гаражи, стал мнить себя «хозяином» и вести соответвующе. Ну… люди переглянулись, пожали плечами и ушли…
(одна изюминка, каковую до сих пор не могут понять барыги и управленцы из них же…идеалисты, а эо спортсмены, это несклько иные люди, а не то быдло к которому обычное хамское начальство привыкло. Кстати….у него уже начались проблемы… люди закончились. За забором.
У них же обычная мантра –«незаменимых людей нет», «за забором очередь». Собственно вот и все с людми за забором. Кончились.)

*4 убрали ограничитель оборотов.
То есть демонтировали ПОЛНОСТЬЮ. Вплоть до шестеренки пластиковой. Обычно пипл не заморачивается разборкой и просто прицепляет пружинку к рычагу чтобы не двигался, но это не панацея от выпадания штока и поломки лопатки маслоразбызгивателя. (ну и т.д. шатун коленвал….).
 *5Тяга жесткая….
Обычно из спицы от велика или зонтика. Ну или проволоки соответсвующей диаметром 2 мм. Спицу от колеса велосипеда надо «отжечь» на минипаялке. Тогда е легко загибать. Используем обычные плоскогубцы (размерность при гибах как раз толщина губок. Также круглогубцы. Они нужны чтобы сделать вот этакую загибулькув виде петельки на 180 горизонтально, входящую в рычаг, потом от нее вниз расстояние губок плокогубцев (мы делаем больше, «выравнивая» тягу по горизонтали К черной фиговине поворотной (привод заслонки но технически). В нее же поворот ВНИЗ на толщтну губок. Сама тяга имеет зигобразную форму, как зет. Это для компенсации давления и подбора ХОДА заслонки.
То есть, нажимаете на рычаг и смотрите основную поворотную заслонку. Она должна и закрываться и открываться полностью. Можно ориентироваться на черную фиговину. Ту которая поворотная.
Критерий, тяга не должна выпадать при нажатии как рычага, так и педали.
Далее просто, штатный ограничитель плюс гайка на 5, регулирем на полный поворот и контрим. Это для того чтобы не сломали черную фиговину. Педаль газа также контрим на полном открытии. Здесь чтобы не оторвали трос или не сместили натяжку троса. И…
На черной фиговине есть малюсенькое отверстие, от ранее стоявшей здесь пружинки ограничителя газа. Таки вот, возмите и поставте туда маленькую пружнку, оттягивющую черную фиговину в закрытое состояние, иначе холостые будут «плавать».
Тут пара вариантов, можно изгибульку и за оболочку троса. Либо просверлякать маленькое отверстие рядом же. тут пинцип прост, надо пружинку чтобы она ттягивала К закытому состоянию.
Еще…
Не забудте ослабить гайку на м6 на рычаге привода газа, чтобы рычаг перемещался свободно, ну и пружину возврата самого рычага, для каковой провверлить отврстие в ребре цилиндра с краю. Критерий – возврат рычага. Обычно проверяют на наличие «холостых» при сбросе. Если рычаг не возвращается то они большие. Ну и «плавающие» холостые, это нужна маленькая пружинка  на черную поворотную фиговину.

6*(при тестах в летнем сезоне 2019/20 труба Ракета давала на 500 оборотом больше, чем прямоток плюс калабашка, (ведущий этого направления выпускных систем для УТК3 …..К)  хоть и проигрывала 0,3 сека на круге. Мы не стали заморачиваться соотношением, поставили галочку (надо более скоростное) и применили сию трубу на «городских» погонялках (на площади), куда выехал ведущий в то время это направление М……(сейчас ведет категорию С и багги). Где вполне естественно и победил с весьма большим отрывом. Местный картинговый пипл был весьма сим недоволен и даже собирались разобрать мотор до винтика «на соответсвие».)

*7..да ее разовет, да она же от двухтакного»
Она не будет работать на 4х такном…
Хммм…физика газодинамики она и африке физика газодинамики. Единственно что поправка на влажность и температуру в африке. естественно, что ТАК как на 2х такном арбайт она не будет, но подобие будет. тут ведь как? ставим пробуем да нет возможно. или абайт но вот именно вот здесь. (как ракет).а сие есть сумма технологий. чтото из где соломку подстелить

(к примеру…новая или прото свежая резина (для тех кто УМЕЕТ ездить, а это минимум пара сезонов, а на практике три. Ну олимпиский цикл не зря же существет) дает 1,5 сека, новый поршень (правильно подобранный по зазору, каковой зависит (по моей технологи) от стиля вождения – 0,5 сека. Ну и т.д и т.п. сумма баллов, каковой простой владелец карта с мотором Парилла не владеет.
Вот именно для суммы баллов и существует наше направление по категории С. (я то категорией В и хондами занимаюсь, развитием этого класса) . Это (категория С) лига профи, можно сказать эмигранты и диссиденты,работающих «на удаленке», так как шибко умных, у нас по жлобской традиции и вытесняют. То бишь мои люди арбайт (например в Сочах зимой или вообще в знойной загранице и скидывают информашку, каковую сочтут необходимым по «системе ты мне я тебе».
 Я естественно ее в папку КИССК, для дальнейшего применения, вдруг если буду вновь заниматься Париллой (даже не вдруг, люди накатанные на УТК3, уже хотят на УТК4, тобишь Париллу. Понятно, что кладу в «стол», если местные такие умные (как они по себя думают, )то флаг им в руки  ..арбайт геноссе.

*8 лидировал в первом..
Время на УТС третье. На контрольке пятое. Ну, это так сяк. Гонка обычно вносит свои коррективы. В этой версии мы основательно подзагрузили заднюю часть. Парой лет ранее мотор имел более переднюю компоновку. Но и тогда тачка ходила третьей с теми же монстрами зимниками что и сейчас.
Для справки…эта зимняя патриот была основательно древней, настолько что передок вообще был неповоротный. То бишь неругулируемый. Понятно, что ее не применяли даже с мотором от ротакса и парилла. Руль можно было повернуть в пределах 15 градусов. В чем я и убедился, сил повоачивать руль хватало еле еле на пару тройку кругов.
Чтото не так….
Поспрашивал, пошпионил, залез в инфу…
И сделал принцип как на новых где все регулируется. Понятно, что красивых изогнутых ыгагов нет, там больше по колхозному, но кастор подобрал для рулежки и более того, аж три положения.

*9 кастор для ВКТ без шипов
Интересно, что для льда одно положение, для укатанного снега другое. Сейчас стоит 10 и 11, если верить надписи белым маркером, хотя знатоки уверяют что 7 оптимально. Но тут засада. Это ведь и рычаги и сам кулак какой. Кастор ведь что? Продольный угол наклона оси кулака поворотного. А поперечный угол? Влияющий и на обкат? А колейность? А развесовка?
Так что в этом деле нет жестких рекомендаций…
Как говорят немцы –практиш гут.
*поясню  …мы делали и меньше, но…вот лед, и на нем ну просто офигительно рулится. Чутка укатали или снежком припорошило и все, держак (хороший) закончился. Я уж не говорю по ситуацию когда шипы есть.


Рецензии