И вновь о проблемах саратовской Набережной
Не первый раз пишу о нашей саратовской Набережной Космонавтов и в своих предыдущих публикациях я отмечал, что и как было на этом берегу Волги раньше и её истории возникновения и этапах её строительства и о проблемах, которые сопровождают это место в последние годы.
Приводил массу исторических фотографий и видов Волги и этого правого берега, немецкие аэрофотосники времён войны, старые топокарты, космоснимки Набережной за последние 15 лет, многочисленные современные фото тех проблемных участков на ней, которые были сделаны саратовцами.
Однако, на Набережной уже начались работы по реконструкции, причём на её верхних и средних ярусах возвели огораживающие заграждения, готовится опиловка деревьев, но, как мне кажется, проблемы касающиеся её всё равно остались и останутся после проведения всех намеченных работ.
Сегодня я постараюсь вновь коснуться основных проблем и изложить свою точку зрения, почему они остаются.
Меня как человека всю свою трудовую жизнь связанного с изучением природной среды в основном спрашивают : "А попадает ли эта часть саратовского берега и Набережная в пределы оползневой зоны, так характерной для Саратова ?".
На что я всегда отвечал, что касается оползней на территории Набережной, то никто из предыдущих исследователей там не выделял их до её строительства. И я тоже с этим был согласен.
Повторяю, до момента строительства Набережной, но не после её возникновения и тем более заполнения и появления здесь Волгоградского водохранилища, совсем с другим уровнем зеркала воды, значительно превышающем уровень воды в прежнем старом русле Волги.
Ведь если это зеркало воды было раньше в десятках или даже сотнях метров от этой береговой линии будущей Набережной, то после заполнения водохранилища в начале 60-х годов 20-го века и с постройкой береговой стенки оно стало постоянно под ней, а в годы наводнений (1967, 1979, 1991 г.г. и т.д.) высокая волжская вода периодически занимала даже первый ярус нашей Набережной и плескалась под стенкой второго яруса.
Я также об этом писал, приводил фото этих наводнений и просил обратить на это внимание. И я в будущем не исключаю вероятность повторения таких явлений и событий.
Вообще, если же рассмотреть процесс строительства Набережной в конце 50-х - начале 60-х годов 20-го века, то можно выделить не только это, но и несколько любопытных моментов, на которые и хочется обратить также особое внимание.
1. Набережная в конце 50-х годов строилась на месте уже существовавшей до неё первоначальной Набережной 40-х годов и коренного правого берега реки Волги.
2. Набережная строилась принципом террасирования этого участка склона и количество террас (уровней, ярусов) задавалось в зависимости от прежнего рельефа.
3. Если верхние ярусы Набережной были "вписаны" в прежний рельеф или "вырезаны" в нём и укреплены дёрном, то нижние два яруса Набережной стали насыпными за счёт большого количества разнообразного привозного материала (песка, щебня, камней) и просто разнообразной земли и прочего грунта.
4. Нижние ярусы укреплялись защитными стенками, которые можно увидеть и сейчас. По всей длине самого нижнего яруса забивались многочисленные сваи для укрепления будущей береговой стенки Набережной.
5. То есть при строительстве Набережной были существенно изменены поперечный и продольный профили рельефа берегового склона и его геологическое строение.
Все эти особенности строительства хорошо просматриваются на приведённых мною к своим прежним публикациям многочисленным историческим фотографиям процесса постройки Набережной Саратова.
Писал я и говорил о том, что Набережная состоящая из таких террас или ярусов, как самостоятельное инженерное сооружение опирается на свой "фундамент" - береговую стенку и если ею не заниматься, то все эти террасы-ярусы "поплывут" или за счёт силы тяжести от верхних ярусов или за счёт прямого размыва самой береговой стенки волжскими водами и т.д.
А ведь мы, по хорошему, как следует и не знаем, а в каком состоянии находится наш "фундамент" Набережной ?
Работы по специальному обследованию береговой стенки и особенно её подводной части, как я понимаю, никто не проводил и всё это, вероятно остаётся "за скобками" или откладывается на потом.
Тем более, что подводное русло Волги с глубинами в 15 метров и более было сюда возвращено в 30-е годы и претерпело значительные изменения при строительстве водохранилища в 50-60-е годы 20-го века.
И от него до нашего "фундамента" Набережной остаются очень небольшие расстояния и как всё это поведёт себя в будущем никто сказать не может...
А я ведь приводил недавний характерный пример с работами по нашему саратовскому театру оперы и балета, часть которого пришлось полностью разобрать для переделки и укрепления именно его фундамента и последующего полного восстановления стен и внутренностей самого здания и т.д.
Так почему же на нашей Набережной мы начинаем её ремонт и реконструкцию и дальнейшее благоустройство с "верхних этажей", не касаясь её "фундамента".
А ведь именно он наиболее уязвимое звено всего нашего сооружения Набережной и именно здесь на самом нижнем ярусе находятся многочисленные провалы, которые ремонтируются и заделываются каждый год и в большом количестве.
Реконструируя и благоустраивая "верхние этажи" и только потом занимаясь "нижними" и "фундаментом", мы можем получить такие проблемы, что вся предыдущая работа пойдет "насмарку" и многое придётся переделывать.
Можно было бы привести и другие проблемы Набережной, связанные с верхними ярусами, но я хотел бы обратить внимание всех именно на эти, от которых "болеют" наши нижние ярусы и которые нужно в первую очередь "лечить", а уж потом благоустраивать всю остальную нашу Набережную Космонавтов.
Игорь Пролеткин
Свидетельство о публикации №221031400746