Пирамида Лувра

Если символом Парижа по праву считается Эйфелева башня, то для музея Лувр таким отличительным знаком является картина Джоконда великого Леонардо да Винчи. Была ещё древнегреческая скульптура Ника Самофракийская, но гонку за лидером та проиграла, посетители проходили мимо шедевра античности, торопясь в зал итальянской живописи эпохи Возрождения.

Такой порядок вещей просуществовал вплоть до начала 90-ых годов прошлого века, пока однажды во дворе Лувра, названного в честь императора Наполеона, не появилось необычное сооружение – огромная пирамида, если не брать в расчёт усыпальницу Хеопса. Кстати, именно она послужила американскому архитектору китайского происхождения Бэй Юймину, автору проекта, образцом для подражания. Но в отличие от древнеегипетских зодчих, применявших в строительстве каменные блоки, Бэй Юймин нашёл более подходящие духу времени материалы – это сталь и стекло.

Более шестисот ромбовидных и треугольных стеклянных сегментов толщиной в 21 мм он заключил в паутину стальных прутьев, придав им геометрически выверенные линии, благодаря чему пирамида получилась прозрачной и почти невесомой, лишь 180 тонн, и это при высоте более 21 метра и длине сторон в 35 метров.

Однако даже такое ажурное архитектурное сооружение никогда не появилось бы во дворе Лувра, вспомните Эйфелеву башню, сколько баталий и споров было вокруг этого "монстра", так называли её современники, если бы в 1981 году президентом Франции Миттераном не был задуман грандиозный план. По нему предполагалось превратить Лувр в самый большой музей мира, частью которого являлась бы пирамида.

Но и это ещё не всё. Пирамида должна была влиться в цепь единых сооружений, девяти километровую перспективу, связывающую воедино Лувр, конную статую Людовика XIV, Триумфальную арку, площадь Каррузель, другую Триумфальную арку, что на площади Звезды (Шарля де Голля). Так называемый Триумфальный путь по замыслу Миттерана должен был начинаться с пирамиды Лувра, а заканчиваться Большой аркой в районе Дефанс.


Говоря о пирамиде, следует уточнить, что на самом деле их четыре. Самая большая является входом в музей и частью перспективы, через неё по эскалаторам или винтовой лестнице можно спуститься вниз к кассам, гардеробу и информационному бюро. Три других, что поменьше, разделённые между собой обширными фонтанами, служат лишь иллюминаторами для огромного холла, из которого посетители музея попадают в так называемые крылья Лувра – это центральный Сюлли и два боковых – Ришелье и Денон.

Строительство пирамид велось с 1985 по 1989 год. Надо признать, что они удачно вписались в общую архитектуру Лувра и сегодня уже трудно представить бывшею резиденцию французских королей без этих сооружений. По ночам пирамиды подсвечиваются специальными лампами, что создаёт таинственную атмосферу. Возникает некая аура, воображение рисует картины из прошлого — всевозможные интриги, заговоры и дворцовые перевороты. Кажется, до сих пор где-то здесь бродят бравый мушкетёр шевалье д’Артаньян, Габриэль д'Эстре, она же герцогиня де Бофор, так и не ставшая королевой, и Железная Маска, таинственный узник, чьё лицо никому не дано было видеть.


Интересный факт из жизни пирамид Лувра: они отметились в книге современного американского писателя Дэна Брауна «Код да Винчи». Позже по нашумевшему детективному роману с элементами мистики был снят одноимённый фильм. С тех пор толпы посетителей с незатухающей энергией разыскивают в многочисленных залах музея подсказки, чтобы найти Священный Грааль или гробницу Марии Магдалины. Утверждают, что некоторым это удалось, однако имён никто не называет, вероятно, счастливчики боятся огласки, с прессой не общаются, как и с чиновниками по сбору налогов, что должны разыскивать их с той же энергией.

Из личного опыта могу сказать следующее, будучи дважды в Лувре, я также поддался изыскательным настроениям и попытался повторить путь героев романа, касательно той его части, где действие происходит в музее. Однако каких либо важных подсказок найти не удалось, не считая неких странных символов на полу, да на стенах, где ещё сохранилась старая штукатурка, но, как заверили смотрители музея, то были совершенно другие знаки, и к повествованию Дэна Брауна не относящиеся.

И последнее, добраться до пирамиды Лувра, а через неё и в сам музей к тайным знакам Дэна Брауна и величайшим произведениям мировой культуры можно на метро, линии 1 и 7 до станции: «Palais Royal — Mus;e du Louvre».

Счастливого путешествия!


(фото из личного архива)


Рецензии