В СССР асов не было. Но кто-же был?

Что если вам скажут, что по итогам войны у СССР вообще не было асов [пилот, сбивший не менее 5-ти самолётов]? А если таковые и были, то их можно сосчитать на пальцах одной руки, а счёт каждого из них едва выйдет за диапазон 5-10 самолётов? Вы конечно же удивитесь, и возможно возмутитесь. Начнёте перечислять фамилии известных вам советских асов, приводить различные аргументы, суть которых будет сводиться к одной-единственной схеме: «..Нет, ну мы же победили в войне, наше знамя над Рейхстагом, а следовательно у нас не может не быть асов..».

Вместе с тем такая ваша возмущенно-удивлённо-отрицающая реакция имеет исключительно психологические корни. Советская историография, а вслед за ней и российская, никогда не преследовали цель пополнить багаж знаний человека о событиях прошлого, а у тем более самостоятельно думать, а главное оценивать [последнее вообще упаси Боже]. На первом-же плане всегда была и есть «воспитательная» работа под видом изучения истории. А попросту дрессировка. Необходимо получить такой биологический объект, который как собачка, на уровне выработанных рефлексов, будет реагировать нужным образом на внешний раздражитель. Если внешний раздражитель состоит из устоявшейся, утвержденной и приятной информации [это особенно важно, информация должна быть приятной], собачка виляет хвостом и радуется. Если наоборот, то рычит и кусается. Тем самым на психологически-эмоциональном уровне у человека блокируется возможность получения иной, «неудобной» дрессировщику информации.

Поэтому если вы решили продолжить чтение, вам необходимо избавиться от эмоциональной составляющей, а оставить только разум. Можете условно считать, что речь идёт о войне финикийцев с греками или марсиан с лунатиками.  Никакого родственно-этнически-культурного отношения вы ни к одной из сторон конфликта не имеете, вы просто смотрите цифры и анализируете их. Если вы не готовы к тому, что сейчас из мира иллюзий, сказок и мифов, вы будете перемещены в реальный мир, мир в котором вы не найдёте прежних «священных коров», как и прежних «точек опоры», то вам лучше не продолжать чтение. Если же вы готовы, то добро пожаловать в мир реальности. И пристегните ремни, пригодится…

Весной 1943 года, советские части пытались выбить немцев с Таманского полуострова. Бои носили тяжёлый позиционный характер. В таких условиях советское командование возлагало большие надежды на действия своей авиации, и в течении апреля приступило к наращиванию воздушных сил. В конечном итоге наземная операция успеха не имела, и за 2 месяца боёв немцы остались практически на тех же позициях. Наращивание воздушных сил не помогло. Что, впрочем, не помешали советской историографии объявить сражение в небе Кубани крупнейшим и одновременно заявить о безоговорочной победе над Люфтваффе. 

Какими-же темпами, а и каком количестве, советское командование производило наращивание воздушных сил? 4-я Воздушная Армия [далее: 4 ВА], которая обеспечивала воздушную поддержку наземных сил на этом участке, 01 апреля располагала примерно 250 боевыми самолётами всех типов; на 15 апреля их было почти 350; на 21 апреля более 400, а на 01 мая почти 800. Но и на этой цифре советское командование не остановилось, и уже к 25 мая число самолётов перевалило за 900.  Истребители составляли примерно 45%-50% от указанных чисел.

Даже беглого взгляда на эти цифры достаточно, чтобы понять, что у 4 ВА были серьёзные проблемы с нейтрализацией авиации противника.  При этом надо отметить, что не только 4 ВА осуществляла активную воздушную поддержку наземной группировке, а ещё и части ВВС Черноморского Флота. Это ещё около 100 истребителей и некоторое количество ударных самолётов.

Большую часть (более 80%) побед в небе Кубани, будущие советские асы одержат над хорошо знакомым всем «мессером». Который проходит под оригинальным обозначением Bf.109, а в советских документах как Ме-109 [кроме перечисленных обозначений и общеизвестного жаргонизма «мессер», его иногда называли «худой», а в советской документации 1941-42 г.г. можно было встретить ошибочные обозначения Ме-115 и даже Хе-113]. Настало самое время взглянуть, что из себя представляла немецкая группировка из этих самых «мессеров» в районе Кубани в апреле 1943 года.

К 05 апреля 1943 г., эта группировка приобрела окончательный вид, который будет оставаться неизменным почти весь апрель. Наращивание или сокращение сил происходить не будет. Численный состав группировки составит около 200-Bf.109, которые структурно будут распределены между 5-ю немецкими группами [II./JG3; III./JG3; I./JG52; II./JG52; III./JG52] и 2-мя штаффелями [эскадрильями] союзников, одним словацким [13.(Slow)/JG 52] и одним хорватским [15.(Kroat)/JG 52]. Под немецкими, словацкими и хорватскими частями, следует понимать гражданство пилотов и преимущественный национальный состав. Структурно, словацкий и хорватский штаффели относились к немецкой 52-й истребительной эскадре [JG 52], т.е. к Люфтваффе.

Немного отвлекаясь от темы следует отметить, что у словаков и хорватов был очень высокий уровень дезертирства, в том числе путём перелёта на Bf.109 на советскую сторону. В апреле 1943 года обошлось без этого, однако уже мае месяце сразу 2 хорватских пилота, исполнили этот номер, и ещё 1 в июне. Всего-же с 1942 по 1944 годы, на советскую сторону перелетело 7 (Семь) пилотов на Bf.109. Один из них правда «..потерял ориентировку и по ошибке приземлился на советский аэродром..». Ну может и потерял, а может слишком умным оказался… в 1948 году его освободили.
При этом среди упомянутого числа дезертиров был Мато Дуковац, командир эскадрильи, самый результативный хорватский пилот за всю войну. Дезертировал он 20 сентября 1944 года, и практически сразу-же был освобождён [в том же 1944 году].  Вообще это был весьма любопытный персонаж, как и его дальнейшая биография.  Ну и помимо этой «Великолепной семёрки», ещё один хорватский пилот, но уже на курьерском самолёте, вместе с другим своим соотечественником, перелетел 1943 году в Турцию.

Словаки также пытались не отставать по этому показателю, но у них не получилось. Только 3 пилота и 1 радиомеханик перелетели в сентябре 1943 года на советскую сторону прихватив с собой 3-Bf.109.
Учитывая немногочисленность хорватского и словацкого контингента, показатели просто феноменальные. При этом почти во всех случаях совершались именно коллективные акты дезертирства.

Но кажется мы немного отвлеклись, продолжим. Немецкая группировка была оснащена не самыми новыми, но вполне ещё годными модификациями Bf.109G-2 и Bf.109G-4. Модификацию Bf.109G-2 [или как ещё принято называть «Густав-2»] начали производить в мае 1942 года, а в феврале 1943 сняли с производства. Модификация Bf.109G-4 [«Густав-4»] всё ещё производилась [с сентября 1942], но в мае 1943 производство прекратится.

Новейшей же модификацией являлась Bf.109G-6 [«Густав-6»], которую начали производить в феврале 1943. Однако поставляли её в первую очередь тем группам, которые боролись с англо-американской авиацией в районе Средиземного моря и северной Африки. К апрелю доля «Густав-6» в этих группах составляла 24%, а на начало мая уже 63%. Группы же которые принимали участие в боях над Кубанью, получили эту модификацию только под конец июня и в течении июля, когда принимали участие в операции «Цитадель» [Курская битва].

Данные обстоятельства лишний раз указывают на соображения немецкого руководства по части приоритетности того или иного ТВД [театр военных действий] по состоянию на апрель-май 1943 г. Борьбу в небе Средиземноморья с англо-американской авиацией, Люфтваффе считало более важной задачей, чем сражения в небе Кубани.

Советская истребительная группировка 4 ВА была весьма разнообразна. К 15 апреля её основу составляли истребители ЛаГГ-3 и «Аэрокобра», на долю которых приходилось 77 % [примерно поровну, по 38,5%] от общего числа. К началу мая ситуация изменилась, истребители Як-1 и Як-7 составили 48% от общего числа, 23% пришлось на ЛаГГ-3, а на долю истребителей английского и американского производства [Аэрокобра, Киттихаук, Спитфайр] пришлось около 17%.  Оставшиеся 12% поделили между собой почти поровну устаревшие по всем статьям И-16, и новая модификация ЛаГГ-3, советский истребитель Ла-5.  В этих пропорциях отсутствуют данные по авиации Черноморского Флота. Они могут их несколько подкорректировать, в основном в сторону увеличения доли истребителей Як-1 и ЛаГГ-3.

О всех этих истребителях написано достаточно. Отмечу лишь, что многие из них уступали не только «Густаву-2» и «Густаву-4», но и предыдущей модификации Bf.109F-4 [«Фридрих-4»], которая впервые появилась летом 1941 г., в мае 1942 года была снята с производства, а в апреле 1943 года её можно было встретить разве что случайно, и не на Кубани.

Впрочем, это не помешало советским начальникам в ежемесячных отчетах 4 ВА докладывать о полчищах Ме-109Ф бороздящих небо. При этом советским начальникам временами чудилось что есть какие-то загадочные новые модификации «мессера» оснащённые дымовыми баллонами, которые противник использует для имитации повреждения своего самолёта. И это при том, что в начале апреля удалось пленить немецкого пилота из JG 3 «Удет», который произвёл вынужденную посадку на советской территории, будучи подбитым огнём с земли. При этом оказался весьма правдивым, информация о дислокации его группы оказалась достоверной. И это при том, что за апрель 4 ВА собрала 23 битых вражеских самолёта вражеских самолёта [без уточнения типа] со своей территории. Наверняка там было несколько Bf.109.  И вот располагая такой «информационной базой» нате вам Ме-109ф и баллоны с дымом. Одного этого эпизода достаточно чтобы понять, насколько преступно низок был профессиональный уровень руководства. Подчеркну, это отчет Армии!

Вместе с новыми самолётами, в 4 ВА разумеется прибывали и пилоты. Иногда они имели неплохие, а иногда достаточно скромные результаты за годы своей боевой работы. Однако за апрель-май 1943 года их счета сбитых вырастут как на дрожжах, а их имена станут известны всей стране и навсегда останутся вписанными в официальную историю как имена одних из самых результативных асов.

Посмотрим же теперь на некоторых из них. Возьмём одних из самых результативных по итогам апреля 1943 года. Четверо окажутся в 16-м гиап [гвардейский истребительный авиаполк]. Их фамилии многим известны: Александр Покрышкин, Григорий Речкалов, а также менее известный широкому кругу, но хорошо известный любителям авиации, Вадим Фадеев, и абсолютно неизвестный широкой публике Андрей Труд. Что же из себя представляли эти пилоты как знатоки своего дела? Каков был их уровень как профессионалов?

Все четверо имели боевой опыт с лета-осени 1941 года. Примерно за год они сбили на всех четверых 8 (Восемь) Bf.109 [4-Речкалов, 2-Покрышкин, 1-Фадеев, 1-Труд]. Не выдающийся результат, но результат. Видно, что перед нами крепкие середнячки, опытные пилоты, но и звёзд с неба не хватающие. Но это их уровень. Как уровень спортсмена, измеряемый голами, секундами, килограммами. Можно ли его поднять? Безусловно. Но как это обычно делается? Только постоянной практикой. В данном случае боевой. Многие немецкие пилоты вспоминали, что секрет их превосходящего лётного мастерства заключается не в какой-то особенной одарённости, а в количестве боевых вылетов, они практически жили в воздухе, непрерывно применяя и оттачивая свои навыки. Переходя на современный сленг, персонаж просто быстрее прокачивался.

Так что-же происходит дальше? А дальше с середины августа 1942 г, до апреля 1943 г., наша четверка пилотов вообще не имеет никакой боевой практики. Почти 8 месяцев они ничем не заняты. Официально это звучит как: «..занимались по плану учебно-боевой подготовкой..» [до 01 января 1943 года] и «..переучивались на новый тип истребителя-«Аэрокобру» [после 01 января 1943 года]. В переводе на язык спорта: «..ездили на учебно-тренировочные сборы..». Курорт, одним словом. Разумеется, что ни о каком профессиональном росте за эти 8 месяцев говорить не приходится.

И вот прибыв на Кубань 08 апреля, эта четвёрка начинает творить чудеса. Засидевшиеся без боевой практики пилоты-середнячки, начинают показывать просто феноменальные результаты. До конца месяца, меньше чем за 22 дня [часть дней были нелётными], эта четвёрка утилизирует 36 (!!!) Bf.109 (+1 групповая победа) [12,5-Фадеев; 10-Покрышкин; 7-Речкалов; 7-Труд]. Т.е. просто «выпиливает» полноценную немецкую группу. Которых всего-то на этом участке 5 (Пять) с хвостиком. Четыре пилота…группу…за 22 дня…не имея практики последние 8 месяцев…среднего уровня пилоты… Ну что тут скажешь? Другие пилоты 16-го гиап тоже не остаются в тени, и где-то там в бурьяне догорают ещё 35 Bf.109. До свидания ещё одна полноценная немецкая группа. Напомню, что 16-й гиап, это всего-то 31 истребитель «Аэрокобра». Как было указано чуть раньше, численность советской истребительной группировки на конец апреля составляла более 600 истребителей 4 ВА и ВВС ЧФ.  Здравствуй Люфтваффе, тебя тут не было…
Вот примерно такое представление должно быть у обывателя о том, что происходило в апрельском небе Кубани. Но в действительности все было не так…

На протяжении более чем 65 лет, документы информация из которых по определению не могла принести какого-либо вреда общественной и государственной безопасности, хранились в архивах со всевозможными грифами секретности. Вместо этого первоисточника информации, обывателю предлагались всевозможные суррогаты в виде мемуаров и прочего, неизвестно откуда взявшегося. Делалось это с одной единственной целью. Скрыть правду и поместить обывателя в мир иллюзий. Люди умирали [а некоторые успевали родиться и умереть] так и не избавившись от иллюзий, не зная реальности. Но теперь часть архивов открыта, более того-она доступна благодаря современным технологиям. Теперь не надо ехать в другой город, тратить время, деньги, жизнь, чтобы получить искомую информацию. Вышли работы некоторых автором основанных именно на архивных документах. Правда стала доступней. И в начале мы откроем один из таких документов: «Отчёт о боевых действиях 4 Воздушной Армии СКФ» [далее: Отчёт] за апрель 1943 года. Что же там творилось в небе Кубани весной 1943 г.?

Согласно данным из Отчёта, авиация 4 ВА уничтожила в воздушных боях 405 (!!!) Ме-109 и 116 самолётов других типов. В это число не входят победы записанные на счёт авиации Черноморского Флота. Сразу стоит оговориться, что подавляющая часть этих Ме-109, согласно донесениям советских пилотов была уничтожена непосредственно на месте боя, с формулировками «..упал..», «..врезался в гору..», «..взорвался в воздухе..», «видел падение в море..» и тому подобное. То есть речь идёт о безоговорочном, 100% уничтожении Bf.109 сразу-же и без вариантов. Малая часть [не более 10%], проходила в рапортах с формулировками «..ушёл..». То есть речь идёт о самолётах, которые были обстреляны, получили какие-то повреждения, и вышли из боя.
Такие самолёты не должны были засчитываться советским пилотам как сбитые, иначе нарушался бы Приказ НКО [НКО-Народный Комиссар Обороны, т.е. И.В. Сталин] регламентирующий порядок зачёта сбитых самолётов. Временами такие самолёты и проходили как подбитые в отчётах. Но не редко начальство их превращало в сбитые, и они уходили в общую статистику сбитых. Чем нарушался не только Приказ НКО [его кстати вообще никто не исполнял], но и всякий здравый смысл, ибо в апреле 1943 г. ни пилот, ни его руководство не могли достоверно знать судьбу подбитого Ме-109 который «..ушёл в свою сторону..». 

Округлим для удобства цифру сбитых: 400+, и выясним, реалистична ли такая цифра в принципе?  Используем для этого 2 приёма.

Прежде всего мы воспользуемся простейшими законами статистики. Эти законы нам говорят, что на больших числах существует зависимость между числом убитых и числом раненных, между числом ДТП и погибшими в ДТП, между временем года и числом умерших и т.д. Но у такого метода есть недостаток. Этот метод идеально работает на больших числах, неплохо на средних и ужасно на малых. На малых же числах он может давать большую погрешность. Это, как если бы вы бросили монетку 6 раз, у вас 4 раза выпал «орёл», и вы бы на основании этого сделали бы ошибочное умозаключение что «орёл» выпадет чаще.  Хотя если бы вы бросили монету большее число раз, то убедились бы в том, что «орёл» стремится выпадать ровно в половине случаев. Тут всё то же самое. Поэтому, когда мы будем проводить расчеты и сравнения, эту оговорку следует помнить.

Существует такая зависимость и между числом погибших пилотов и числом сбитых самолётов. Коэффициент примерно 1,9. На 1 пилота, погибшего в воздушном бою, приходится 1,9 истребитель, потерянный в воздушном бою. Это означает, что как только 4 ВА заявляет, что сбила в воздухе 400 Ме-109, на другом конце провода немедленно должно звучать немецкое подтверждение: «..всё верно, по предварительным оценкам мы потеряли 210 пилотов, точное число пока уточняется и может быть чуть больше или меньше, но уже с уверенностью можно говорить о потерях в пределах 190-230 пилотов..».

Только вот нет такого подтверждения. За весь месяц [апрель] потери в пилотах у истребительной группировки Люфтваффе на Кубани составили…8 пилотов.  Вы думаете, что все эти пилоты погибли именно в воздушных боях?  Конечно нет. Из этого числа 1 пилот был сбит огнем с земли [при этом это советские-же данные, где прямо указано что сбит огнём с земли и попал в плен], а ещё 1 пилот и вовсе был убит на пляже недалеко от г. Анапа.  А вот уже оставшиеся 6 пилотов-да, были сбиты в воздухе. Правда в ряде случаев нельзя 100% говорить, что они были сбиты именно в воздушных боях, есть упоминания о двойном поражении [сперва воздушный бой, потом добивание зенитной артиллерией, или наоборот], но не будем мелочиться, это не меняет общей картины.  Вместо «положенных» 210 пилотов, по факту только 6 пилотов. Превышение в 35 (!!!) раз. Это не разница. Это просто два разных мира, два разных измерения.

Мне могут возразить, что тут явный мухлёж, данные о немецких потерях либо поддельные, либо известна только малая часть. Хочу ответить на эти естественные подозрения.

Подделывать отчётность не было никакого смысла. Это не отношения «бизнес-налоговая». Тут нельзя получить никакой выгоды от сокрытия. По мере того как часть несла потери, ей присылали новые самолёты. По мере того как гибли пилоты, в часть присылали новых. Если командир части будет утаивать безвозвратные потери, он просто не получит ни самолётов, ни пилотов. А после того как он сделает это несколько раз, настанет тот момент, когда он получит боевое задание и не сможет его выполнить по причине отсутствия самолётного парка и пилотов.  И конечно-же с него спросят, а как так получилось? Это версия абсурдна, её даже не стоило рассматривать.

Что касается второго возражения, то оно содержит долю правды. Действительно, немецкие данные о потерях не являются абсолютно полными и часть документов утеряна. Но насколько эти данные неполные? Правильно говорить, что они достаточно полны для понимания общей картины потерь, общего порядка потерь.  Ситуацию можно сравнить с глобусом. Вот современный глобус, там уже всё изучено и отмечено. А вот глобус 19 века. Там ещё не всё изучено и отмечено. Но уже ни у кого не возникают сомнения где находятся континенты и основные страны, и никто уже не перепутает Индию с Америкой. Всё что остаётся первооткрывателям, это всевозможные малоизвестные острова и племена.

Историки будут делать своё дело и постепенно находить недостающую информацию. Они будут уточнять, прибавлять и убавлять, но всё пляски будут в конечном итоге вокруг этого числа [в нашем случае 6 пилотов]. Возможно кто-то, когда-то раскопает что вот он, ещё один пилот, а вот ещё один, а этот ранее известный оказывается не в бою погиб, а тоже на пляже и т.д. Всё это безусловно приблизит общую картину к совершенству, но уже не изменит её в корне. Эти 6 пилотов уже никогда не превратятся ни в 200, ни 100, ни даже в 20. Потому что не утеряны немецкие документы в таком количестве, потому что данные из имеющихся не являются настолько неполными. На глобусе всё основное уже есть, хоть он и 19 века…

Дополнительным способом проверки на достоверность заявлений 4 ВА о числе сбитых Ме-109, является анализ производства Bf.109 и поставки его в части.

На протяжении двух лет объём производства Bf.109 был фактически неизменным [в 1941 году произвели около 2.650 и столько же в 1942 году]. Производство Bf.109 носило компенсационный характер, сколько терялось на фронтах, столько и производилось. Нетрудно подсчитать, что среднемесячные безвозвратные потери Bf.109 в 1941-1942 годах составляли порядка 220 машин в месяц.

С февраля 1943 года начался выпуск новых модификаций, Bf.109G-5 и Bf.109G-6. Последней суждено стать самой массовой модификацией Bf.109. Под влиянием событий конца 1942-начала 1943 г., немецкое руководство осознало ошибочность компенсационного принципа производства Bf.109. Необходимо было резко увеличивать объёмы, и сделать это удалось. В 1943 году выпуск Bf.109 превысил прежние годовые показатели почти в 2,5 раза и составил 6.400 машин. А в 1944 году удалось выпустить чуть более 14.000 машин, что более чем в 5 раз превышает показатели 1942 года.
Тут остаётся только радоваться ошибкам немецкого руководства, которому идея перехода от компенсационного производства к расширенному не пришла раньше.
Но как вы понимаете, столь резкое увеличение производства не происходит мгновенно. Поэтому среднемесячные показатели увеличивались постепенно, хотя и неплохими темпами.  Так в январе 1943 года в истребительные группы поступило около 210 новых Bf.109 [что близко к показателям 1942 г.], в феврале 310, в марте 440, а в апреле 432.  Это всё что могла дать Германия в то время истребительным группам, чтобы компенсировать их потери, а если повезёт, то и нарастить силы.

Возвращаемся к цифрам 4 ВА в 400+ сбитых в воздушных боях Ме-109. То есть фактически 4 ВА заявляет об уничтожении всего месячного объёма производства Bf.109 на корню.  Это не может не вызывать улыбку. Но улыбка станет ещё шире, если знать, что 400 новеньких Bf.109 просто физически не могут быть уничтожены только в воздушных боях. Это невозможно в принципе. И виной тому не столько огонь с земли, налёты на аэродромы, диверсии и прочие козни противника, хотя эти явления и «съедают» по разным оценкам от 5-12% начальной численности. Есть явление более страшное и грозное. Имя ему-аварии и катастрофы. Или просто, небоевые потери.

Возможно читатель будет удивлён, но аварии и катастрофы составляли весомую часть от общих безвозвратных потерь.  В том же апреле 1943 года, все истребительные группы, оснащённые Bf.109, на всех фронтах, потеряли 49,5% от общего числа безвозвратных потерь в результате аварий и катастроф. Добрую половину. Поэтому утверждение 4 ВА о сбитых в воздушных боях 400 Ме-109, равносильно немецким утверждением: «...о-да, мы потеряли 400 Bf.109 сбитых в воздушных боях и ещё 400 Bf.109 в результате аварий и катастроф, итого мы утратили 800 Bf.109…». Ну так давайте посмотрим, а возможно ли в принципе получить такой ответ от немецкой стороны?

На начало апреля 1943 года все истребительные группы Люфтваффе имели в своём распоряжении около 900 Bf.109. Из этого числа около 600 Bf.109 занимались борьбой с англо-американской авиацией, а около 100 Bf.109 боролись с советской на других участках фронта и 200 Bf.109 на Кубани. Ну и как тут можно получить немецкое подтверждение об общих безвозвратных в 800 Bf.109?

В действительности всё было как обычно и ничего особенного не происходило. Число Bf.109 на всех фронтах на начало апреля примерно соответствовало числу на начало мая. Никаких провалов или всплесков в численности не замечено. В истребительных группах Люфтваффе как было около 900 Bf.109, так столько-же в начале мая и наблюдалось, 430 новеньких Bf.109 вполне хватало чтобы покрыть все потери на всех фронтах. Таким образом 4 ВА написала себе почти столько-же сбитых в воздушных боях Ме-109, сколько немцы потеряли на всех фронтах, от Африки и до Мурманская, от Ла-Манша и до Кубани, при этом потеряли по всем причинам, включая аварии и катастрофы.

Помимо 7 пилотов которая немецкая истребительная группировка потеряла в воздухе, число Bf.109 непосредственно уничтоженных на месте боя и не вернувшихся из вылета составило 12 штук. Сравнение числа 12 с числом 400 даёт нам превышение в 33 раза. Почти знакомая цифра, не правда-ли? По пилотам было кажется в 35 раз...

Собственные же потери составили по самым минимальным оценкам более 100-110 пилотов [только в истребительной авиации]. Подсчёт продолжается. А упомянутый нами 16-гиап буквально умывался кровью, потеряв за месяц 11 пилотов, т.е. каждого третьего.  Вся немецкая группировка численность 200 Bf.109 потеряла 8 пилотов, а только 16-й гиап с 31-й «Аэрокоброй» одиннадцать!

Несмотря на всевозможные нюансы, общая картина выглядит чётко. При этом такие пропорции проходят на фоне кратного численного превосходства советской стороны. Такую ситуацию даже боем назвать нельзя. Это не бой, это избиение младенцев, Варфоломеевская ночь, воздушный Холокост, вторжение инопланетян. Какие тут могут быть асы? Разве только на бумаге, с 30-ти кратной разницей между выдуманными и реальными достижениями.

Даже в тех случаях, когда удавалось достоверно «вальнуть» Ме-109, мы наблюдаем много случаев, когда это делали бортстрелки бомбардировщиков и штурмовиков. Истребительная авиация там не фигурирует как абсолютно доминирующая величина. Она могла сбивать много только на бумаге. А в реальности-только в очень редких случаях, когда «звёзды на небе сошлись». И то, когда вероятно Bf.109 сам по неосторожности в прицел залетал. Ну а как ещё? Ну не объясняются иначе такие пропорции.  Поэтому ответ на вопрос, а были-ли у СССР по итогам войны асы, очевиден. Не было. Только у немногих там будет хоть что-то.

Два момента надо рассмотреть особо. Это выдуманные победы и конечно, опять про пилотов..

Выдуманные победы. Надо понимать, что это была система. Наивно думать, что значительная часть пилотов, многократно и систематически могла-бы одурачивать систему, которая прекрасно знает, что может быть, а чего быть не может в принципе. Заканчивался 2-й год войны, а руководящие должности занимали в том числе бывшие пилоты. Обмануть систему на число сбитых было невозможно. Получать такое число сбитых на свои счета [и счета полков, дивизий, армий] можно было только в рамках системы с её благоволения. Так уж сложилось в этой системе [и стало фактически традицией], что из точного подсчёта сбитых культа не делали. Записывание на счета пилотов сбитых самолётов, носило скорее стимулирующий характер, нежели служило каким-то способом вычисления потерь противника. Одновременно для руководящего состава это был хороший способ показать высшему руководству как хорошо у нас в части [в дивизии, армии, фронте], и какие мы все молодцы, не зря сидим на своих местах. То есть обычное очковтирательство. Иногда пилот даже и не настаивал что сбил противника, честно заявляя что: «..падения не видел..», «..самолёт ушёл со снижением в свою сторону..», но ему всё равно записывали его сбитым. Но наиболее ярким моментом приписок, будут самолёты «невидимки». Это те самолёты, которые пилот себе не заявлял, которые не фигурируют как сбитые тем или иным пилотом, ни в полковых документах, ни в дивизионных, но появляются только в наградных листах, зачастую несколько месяцев спустя. О выдуманных побед выигрывали все, от пилота до командующего армией, фронтом.

Теперь о главном. О пилотах. Часть обывателей бесятся, когда «у них» отнимают победы их кумиров. Не понимая простой вещи. Результат-это всего лишь показатель мастерства. Это много. Это ценно. Но не более. При этом если человек не владеет в достаточной степени своим ремеслом, не всегда в том его вина. Результат не даёт ответ на вопрос: «как он жил и кем он был?».  Результат только отвечает на вопрос: «сколько ты взял/приобрел?».  Советские пилоты были неумёхами. Иначе и быть не могло. Система, которая в середине августа 1942 г. не использует уже достаточно крепких пилотов [а отправляет их фактически на отдых], в условиях, когда противник на всех парах движется к Сталинграду, система которой мерещатся несуществующие Ме-109ф с дымовыми баллонами, система которая саботирует Приказы НКО, такая система по определению не может подготовить квалифицированных пилотов, потому что сама является неквалифицированной. Пилотам-же, ничего не остаётся как принимать бой. Будучи неумёхами. Осознавая это и ощущая на своей шкуре каждый день. И вот здесь, самое время задать себе вопрос. А должен-ли пилот неумёха обладать мужеством чтобы выступить против мастера [мастеру-же избыток мужества и вовсе ни к чему, его достаточно мастерства]. Ответ очевиден.

Поэтому забудь, читатель, раз и навсегда, о связи между количеством побед и личном отношении к пилотам. Не было никаких блистательных воздушных побед в грандиозных воздушных сражениях. И не было никаких асов. Но были мужественные пилоты. Хоть и неумелые. Хоть и не безгрешные. Но тем не менее герои.


Рецензии
Потому что верили в правое дело...

Леся Великанова   12.05.2021 18:38     Заявить о нарушении
Леся, конечно верили. Но дело в том что любая воюющая сторона верит в то, что её дело правое. Вне зависимости от исторического промежутка. Страна/армия которая не верит в то что её дело правое-просто неспособна вести боевые действия.

Похиленко Владимир   15.05.2021 21:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.