Стихи пишут не боги...

Стихи пишут не боги…
Рецензия на роман Любови Казарцевой «Эльвира Волгина»

Среди произведений прозы можно встретить романы как мужские, так и женские. Кто-то будет различать их по автору, а кто-то по главному герою. Книга «Эльвира Волгина» – это исключительно женский роман. И дело совсем не в том, что он написан талантливой писательницей Любовью Казарцевой, а имя главной героини совпадает с названием произведения. Понятие «женского романа» лежит намного глубже.
Ведь недаром в народе говорят, что женщина и мужчина с разных планет. Вспомним некоторые расхожие формулировки психологов о различиях полов. Женщинам больше свойственно абстрактное мышление. При этом большее внимание они уделяют деталям, условиям, последствиям, содержанию. Мужчинам же важна конкретика, факты, итоги. Женщины постоянно балансируют между эмоциями и разумом. Мужчины, наоборот, руководствуются то одним, то другим. У женщин психика более гибкая и менее устойчивая. Чего никак не скажешь о мужчинах. Женщины чаще страдают от заниженной самооценки и неудовлетворённости собой. А сколько пресловутых анекдотов и шуток ходит о так называемой женской логике? В апофеозе психологи обычно приводят примеры восприятия реальности обоими полами. И мы, конечно, знаем, что мужчины любят глазами, а женщины ушами.
Все эти примеры я напомнил не просто так. Они органично вписываются в контекст романа и жизнеописанием героев, их поступками только подтверждают вышесказанное.  А что же автор? Он ничуть не оторван от своих персонажей. Вместе с ними он проживает каждое мгновение, каждый день, каждый год их трудной и нелёгкой судьбины.
Может быть поэтому мы не найдём в романе натуралистичных описаний внешности самой Эльвиры Волгиной, ни её сестры Лиды. А как бы мужчинам хотелось увидеть черты лица героинь, контуры, фигуры…  Да что там говорить, бюст, ноги, в конце концов. Нет, мелькнёт где-то между строк мимолётный взгляд самой героини на своё тело, но и тут в исключительно критическом ключе. И это опять же очень характерно для женщин.
Но автор на то и творец, что не ставит самоцелью натуралистичное изображение своих героинь. Автору важнее их внутренний мир, их чувства, эмоции, мысли, размышления и рассуждения, глубокие, иногда неподвластные мужскому разуму. Погружаясь во внутренний мир женщины, читателю раскрывается вся затаённая красота души главной героини. И уже её внешний облик вырисовывается перед каждым индивидуально исходя из собственного понимания глубины этой души.
Нелегко складывается судьба Эльвиры Волгиной. Алтай, Чукотка, Анадырь, Магадан, снова Алтай. Сколько ещё надо сменить мест, преодолеть невзгод и лишений, чтобы обрести женское счастье? А ведь оно так неотделимо от судеб родных: сестры Лиды и матери Розалии. И не всегда самые близкие люди отвечают взаимностью на доброту, сочувствие, сострадание, помощь. Даже наоборот, принимая всё это, как должное, отвечают безразличием, оскорблением и даже ненавистью. В том-то и заключается христианский подвиг главной героини: безропотно принимать на себя удары судьбы, жертвовать личной жизнью во имя тех, кого любит, кто дорог её сердцу. И главное – прощать. Во всепрощении и проявляется величие души. А ведь Эльвира Волгина даже некрещённая в отличие от своей младшей сестры.
Автор недаром в романе уделил теме религиозности важное место. Именно религиозность, а не вера. Потому как религиозность Лиды и её мужа Александра даже отдалённо не имеют ничего общего с верой. И этот момент в романе, на мой взгляд, один из самых сильных литературных приёмов Любови Казарцевой.
Разве может поистине верующий человек отдать своих детей в приют? Так и хочется воскликнуть: «Это же мрази, а не люди». А они к тому же ведут «праведный» образ жизни, посещают церковь, читают молитвы, соблюдают посты, поют оба на клиросе. И это ещё не всё. По словам Лиды и Александра, им грешно жить в браке, но без венчания. Только вдумайтесь, грех – без венчания, и добродетель – отдать собственных детей в детдом. При всём при этом оба молоды, здоровы. Имеют какой-никакой домишко и огородик, у обоих – работа: Лида торгует в свечной лавке, Александр подрабатывает фотографом. Конечно, вдумчивый читатель понимает, что к реальной воцерквлённой жизни их лживое существование не имеет никакого отношения. И церковная община никогда не примет таких перевёртышей в свой круг, уж не говоря о работе в свечной лавке и пении на клиросе.
Оставшись один после смерти жены, Александр решает забрать своих детей обратно. И опять же под каким предлогом? Оказывается, ему просто скучно одному. О реальной заботе о детях, сострадании и покаянии не идёт и речи. Недаром из ниоткуда вновь возникает образ негодяя и подонка Майданова с его гнусными желаниями и, как мы видим далее, поступками. Не напоминает ли это всё какую-то фантасмагорию? Хотя я бы назвал эту ситуацию с религиозностью настоящим гротеском.
Не пытается ли автор подобным образом показать нам всю лживость и бездну порока, в которую глубже и глубже погружается наше общество в девяностые и двухтысячные, когда рушатся и рухнули идеалы, когда золотой телец завладел умами людей, когда даже вера становится лишь прикрытием для самых низменных человеческих инстинктов.
 Среди этой беспросветной жизни, среди обмана и бесчестия, среди слабых и безвольных мужчин она – одинокая и хрупкая Эльвира Волгина. Хрупкость женщины не имеет ничего общего со слабостью и безволием мужчин. Хрупким может быть женское тело. Но при этом душа героини полна мужества, красоты и величия. Эльвира Волгина практически в одиночку растит свою сестру, учит доброму и вечному юных правонарушителей, вытаскивает из трясины порока мать, сама становится приёмной матерью беспризорной девушке и её ребёнку… Конечно, каждому человек хотелось бы получить хоть чуточку ответного тепла, почувствовать, что его усилия не пропали даром, не исчезли бесследно. Но, к сожалению, этого не происходит. Да, Эльвира совершает ошибки, за которые ей приходится расплачиваться всю жизнь. Но она просто женщина, настоящая женщина со всеми её слабостями и недостатками. И мы не вправе её осуждать.
В жизни героини неизгладимый след оставляют всего несколько мужчин. И мне, как мужчине, искренне жаль, что в конце романа Эльвира Волгина опять сталкивается с безвольным и лживым, когда-то предавшем её, Станиславом. И здесь я опять же вернусь к категории романа, который в начале мною определён как исключительно женский. И я понимаю, что Любовь Казарцева – тонко чувствующая и сопереживающая своей героине, никак не могла оставить её без частички женского счастья.
Двое других мужчин, промелькнули лишь на нескольких страницах и, возможно, не каждый читатель сможет объяснить и понять их роль в судьбе Эльвиры. Скажу честно, и я нашел не одно объяснение персонажам поэтов Олега Абрамова и Дмитрия Лиговского и их роли в жизни героини. (Кстати, уж внешние образы мужчин автор раскрыл в полной красе!) Несомненно одно, что смысл слов «стихи пишут не боги, стихи пишутся людьми», который открылся перед главной героиней, для читателя имеет куда большее и важное значение. Трактовать его можно по-разному, но главный посыл, который автор даёт читателю, широк и многозначен. Каждый из нас – сам кузнец своего счастья. Хотя судьба человека и заложена в него ещё до рождения божественным провидением, но ничего в ней не предрешено. И по какой из дорог и тропинок пойти по жизни, каждый выбирает самостоятельно.   
Любое из произведений можно считать успешным лишь тогда, когда читателю удаётся полностью погрузиться в происходящие события, раствориться в них, примерить на себя образы тех или иных героев, почувствовать себя не просто сторонним созерцателем, а непосредственным участником. Если подобное произошло, значит, произведение не только дошло до читателя, но и завоевало его сердце. В этом отношении роман «Эльвира Волгина» можно считать состоявшимся на все сто.
И, конечно, невозможно отказать в комплиментах автору за его широчайший кругозор и знание темы. Нередко начинающие литераторы задают вопрос: « О чём нужно писать в своих произведениях?» Страницами «Эльвиры Волгиной» Любовь Казарцева даёт им чёткий и однозначный ответ. Писать надо, прежде всего, о том, что ты знаешь лучше других.
Суровые просторы Арктики, «океанская мощь и открытая земная твердь», обычаи и фольклор народов севера, красота и дикий эпатаж арктических городов и посёлков, ледяные торосы анадырского лимана… Всё это автор видит, знает и переживает не понаслышке. Не оставят равнодушным читателя по своей эмоциональности, красоте и трагичности виды золотых приисков с высоты полёта винтокрылой машины. По-моему, на этих страницах воспроизведены одни из самых сильных описательных пейзажей. Автор показывает, как через восприятие пейзажа ломаются стереотипы и меняется мировоззрение человека.
При всём при этом Любовь Казарцева не обходит стороной казалось бы мельчайшие незначительные детали, будь то описание проходной в спецшколе, салона вертолёта или памятника Чукотским революционерам. Каждый штрих, каждый элемент лишь усиливают восприятие картины и сюжета. И это, несомненно, почерк мастера.   
«Эльвира Волгина» – глубокомысленный роман, не для лёгкого, игрового чтения и восприятия. Обилие сюжетных линий связываются в единый узелок в конце книги, отдельные, казалось бы незначительные персонажи не остаются где-то на обочине повествования, а гармонично дополняют образ главной героини и оставляют значимый   след в её нелёгкой жизни.
Несомненно, женская аудитория читательниц романа не раз прослезиться при знакомстве с «Эльвиры Волгиной», местами вознегодует, моментами увидит себя в героине и персонажах книги… Но ясно одно, равнодушным не останется никто.
А как же быть с мужчинами, которые возьмут в руки исключительно женский роман? Какую пользу они извлекут для себя помимо занимательного сюжета, лирически-острого повествования и непростой философии жизни?
На мой взгляд, каждый из мужчин, прочитав роман «Эльвира Волгина» научится лучше и глубже понимать женщину, её внутренний мир, мысли, чувства, желания, стремления… И поверьте, если такое случится, в мире станет чуточку теплее, а слово «любовь» заиграет новыми красками.
Недаром же говорят мудрые – любовь спасёт мир!               
   


Рецензии