В ракурсе зависимости
Змей, собственно, хитрющий зверь, атакует женщину, не совсем полноценного человека, производного от Адама. Предположим, что перед нами образ любого незрелого человека. Все успокоились.
« Так ли?» «Правда ли?» «Неужели?» это сугубо человеческий вопрос, можно сказать вопрос о вопросе, о способности человеческого вопрошания, которое привносит сомнение в мир.
Вы свободны? Вопросительны? Вот и я вас спрошу, - чего вы есть будете? А почему нельзя? Что значит нельзя, сударыня?
Здесь звучит добротная биологическая платформа: мы твари, наше существование обусловленное. Еду едим. Не еду не едим. Смерти нет в пище, право. Вся пища от Бога, чего? Подумай сама, как это от еды умереть? Зачем?
А это же точно вкусный плод. Посмотри!
Змей своими вопросами проблематизирует повседневное человеческое существование человеческими же средствами и предлагает пересмотреть его границы. А хорошо ли, что у вас есть граница? Стена понятна, яма понятна, а, вот, гибель под видом чудесного плода совсем непонятна. Извращение какое-то, право. Не проясненные, загадочные предупреждения лишь усугубляют дело. И что же такое смерть для совершенно счастливого человека? Для наивного и невинного человека?
По версии авторов, Бог – Создатель и податель жизни устанавливает границы человеческого мира и сообщает их Адаму. Змей дезавуирует первый договор человека и Бога. Но «техника змея» обнаруживает великолепное знание женской природы и классический оперативный «развод». Это подмечено в мидраше. Вопрос змея провокативный, но ответ женщины чрезмерный. Будущая Ева невнимательна как к своим словам, так и к чужим. Добавленное к заповеди усиление «не прикасайтесь к дереву» дали змею «окно возможностей», которое он отработал вполне, приятно беседуя и неприметно подталкивая женщину к стволу, вплоть до недвусмысленного соприкосновения.
« Нет, не умрете!» - определенно, укоризненно возразил барыга-змей. Это все, зависть и жадность, милочка. Вас держат за лохов, по-моему. Настоящие безграничные возможности, - в плоде! Давайте будем сотрудничать.
Употребление умудрило женщину, очевидно, сняло все вопросы и препятствия, сообщило такую энергию и обаяние, которому Адаму просто нечего было противопоставить. Все человеческое благочестие было сметено. Далее последовало совместное употребление, расширение сознания, обретение новых невероятных энергий, произвольное совместное чередование зрелой и незрелой, животной и человеческой позиций и идентичностей в отношениях к друг другу. Преинтересная игра во власть.
« И тут распахнулись у них глаза»
- Фима, а Вы знаете, что такое секс под стимуляторами?
- Ну, Вы мне будете рассказывать!
Перед нами два «торкнутых» человека, ошеломленных собою и друг другом. Уставшие и стыдящиеся, они пытаются прикрыть некоторые части тела, но, конечно, остаются во власти открывшихся энергий, бегут, прячутся от Бога, чтобы скрыть употребление, а затем и продолжить, конечно. Это скоро обнаруживается на допросе Бога, - мы слышим формальные признания вместе с отрицаниями, изобличающие неистребимое желание употреблять. Почему следуют изгнание и санкции.
История эта записана в патриархальном, мужском мире; предлагаю пока просто зафиксировать различие полов, и некоторую иерархию в этой версии первобытной семьи.
Также, я сейчас не касаюсь вопроса деторождения и сексуальной жизни людей в Раю. Это не важно. Там была нагота естественная, а стала невыносимая, - этого замечания достаточно.
2. Зависимость невозможна без знакомства, культивирования и порабощения разрушительными энергиями. Слабый, незрелый, несамостоятельный человек сам по себе не является зависимым. Зависимость начинается с некоторого опыта облегчения, силы, вдохновения, «божественного покоя». В истории зависимости всегда есть «розовый» или позитивный период, когда употребление «помогает жить». Его сменяет другой, где обнаруживаются привязанность, негативные последствия, предпринимаются попытки освобождения и контролирования употребления веществ или разрушительных практик, период борьбы с переменным успехом. В третьем периоде развития зависимости борьба прекращается. Алкоголь, наркотики, игра, патологическая сексуальность, извращенное питание, беспорядочное воровство, неутолимая жадность и прочее, становятся хозяевами человека, его судьбой. В этом положении порабощенный человек оставляет семью, работу, родителей, свои планы и мечты недвусмысленно «зависает» в интернете, «залипает» в некоторых своих совершенно непродуктивных чувствах-мыслях или отправляется, вновь, в зону боевых действий, в экстремальные спортивные и духовные путешествия, на выборы. И остается там умирать.
Химическая зависимость как заболевание человека проявляется в трех «синдромах»
Неуправляемость, - избыточные, необычные и прямо разрушительные последствия употребления, как для самого человека, так и для его окружающих. Опоздания, пьяное вождение, потеря денег, вещей, документов, бессонница, паранойя, проблемы с полицией, травмы, конфликты с домашними и коллегами. Запои и «марафоны» прерываемые только с помощью специалистов, либо вмешательством правоохранительных служб.
Тяга, или абстиненция - неустранимое желание употребления, невозможность полноценной трезвой жизни в отсутствие веществ.
Отрицания. Собственно, ложь, сначала внешняя, призванная скрывать употребление, недоговаривание, манипуляции, а затем и внутренняя ложь, сформировавшаяся логика оправдывающая употребление, хотя бы сегодня, и делающая его необходимым, несмотря на все возможные, очевидные последствия и разрушительный опыт зависимости.
Сформировавшийся психотип зависимого человека, характеризуется определенным сугубо потребительским отношением к миру. В центре жизни располагается употребление чего-нибудь и как-нибудь для наполнения, облегчения собственного душевного состояния, или, хотя бы, анестезии. Все люди делятся на товарищей, помогающих употреблять и прочих в разной степени враждебных людей, быть может «полезных и не очень идиотов». Зависимый человек, умудренный, смертельно раненый и одинокий. Душа его тоскует, болеет и просто умирает вне возможности употребления, в разрушенных коммуникациях, как с социумом, так и с миром. Душа его просыпается, оживает, действует, настойчиво, изобретательно, вдохновенно в виду вещества, плачет, боится, сокрушается, молится и употребляет вновь.
3. Теперь вернемся к библейскому тексту, посмотрим на «наказы Бога» к человеку в зависимости. Адам изобличен, признал употребление, не без отрицаний, но существо дела выявлено.
Первое действие Бога – развенчание и унижение змея. Кайфа не будет. Будут попытки «вернуть молодость» «гульнуть», «сняться». Безудержного и самозабвенного кайфа, уже не будет никогда, - так, некоторое поползновение о прошлом на горьком пути к смерти, мучительному и двусмысленному, потому что неясен самый характер смерти. Что кончится? Что начнется? Что есть? Есть чувство каких-то утраченных распластанных горизонтов. Каких?
Женщина будет пытаться воевать с недобитым змеем, особенно в своих детях, пока не добьет его совершенно. Но это долгая история. В отношениях с употребляющим мужем участь ее незавидна, - порабощение, страдание и влечение.
Адам будет работать на проклятой земле до самой смерти. Будет винить жену за произошедшую катастрофу, тянуться, но и сторониться ее. С сексуальностью беда. Ева, хороша, притягательна, но и утомительна, иной раз, прямо глаза бы мои не смотрели! Характер у нее испортился ужасно. Ребята растут славные, правда, не ладят между собою. Земля - то, неплохая, жить можно, заработать, накормить всех, поправить дом, инвентарь и, наконец, выпить и закурить. Бывает Ева выходит, садится рядом, раскладывает пасьянс из камешков, цветов и трупиков под нарождающейся Луной. Берет мою трубку. Тихо. Мирно. И, вот, опять, - надежда!
4. Архаичное употребление психоактивных веществ является установленным фактом. Грибы Южной и Центральной Америки. Лианы и кактусы. Лягушки и улитки аборигенов Австралии. Курение и разжевывание индейцев. Шаманизм. Питье сомы индусов. Оргиастические практики Ближнего Востока. Культ предков у некоторых племен вполне может быть ассоциирован с «приходом» от употребления наркотических веществ. Также пророчества и обряды инициации. Древние, очевидно, отдавали себе отчет в хрупкости собственного сознания, почему жестко оградили его различными табу и избирательными привилегиями употребления. Что можно взрослым, то нельзя детям. Уже греки связывали безусловную свободу желаний с безумием. (Пан). Христиане составили кодекс гибельных пристрастий и целенаправленно занимались моделированием душевной жизни. Просветители сформулировали запрос на социального человека и открыли путь научному изучению феномена человека, и, конечно, психоанализу, с его «либидозным Адамом» распятым между неистребимым Эросом и всепоглощающим Танатосом. Нужно сказать, что история последней мировой войны будет неполной вне представления о глубинной схватке шнапса и амфетамина Гитлера со спиртом и прочим алкоголем и махоркой Сталина.
5. Итак, просвещенное человечество живет в зависимости, пытается выстроить возможность комфортного, полноценного и рационального употребления, в отличие от эсхатологического, религиозного, с его трансцендентными практиками и обещаниями. Оба подхода вынуждены работать с чувствами. Это важно.
Можно отбить и высушить желания, можно канализировать волю за пределы жизненного мира. Все это чревато глубоким отвращением подрастающего поколения.
Каменщик, каменщик в фартуке белом,
Что ты там строишь? кому?— Эй, не мешай нам, мы заняты делом,
Строим мы, строим тюрьму.
Ничто так не обнажает желания как неволя, тюрьма и принудительная идеология.
С другой стороны ничто так не убивает желания как отсутствие воспитания и дисциплины, идеологическая развязность и ранний травматический опыт страстей. Это главная антропологическая проблема стран Третьего мира не способных избавиться от коррупции и наладить элементарную работу правоохранительной системы. В этих условиях насилие в семьях, детская наркомания, проституция и разбой, становятся нормативными общественными явлениями, несмотря на любые элитарные идеологические скрепы, точнее,- элитарное употребление идеологических продуктов и других веществ, ввиду незрелого, ограбленного, невротизированного населения.
6. Независимый человек, тот, который может быть в Раю. Это дефиниция.
Человек может вернуться в Рай, видеть Древо Жизни, восхищаться Им, распознавать и ценить Его плоды и, - не есть от Него. Не вкушать, не вдувать, не вкалывать. Не пудрить мозги ни себе, ни другим людям. Не отрывать с кровью, не похищать в темноте.
Как это возможно? Разве это возможно? А если змей начнет предлагать?
Как говорили в незапамятные 90-ые, - не все можно купить за деньги, но практически все покупается за очень большие деньги. В плане товарного обмена, право, мало что изменилось.
Чуть - чуть припугнуть, чуть - чуть похвалить, пожалеть и, - приобрести человека Твоего!
Фундаментальный квартирный вопрос имеет значение!
Как в Москве, так и в Геленджике, и на Средиземноморском острове, всегда может прибыть команда и выполнить свое дело. Перевести господина Бориса в гражданина Иова.
Брат Иов хорошо выглядел, пока его не освободили от имущества, разоблачили душеньку, коснулись тела.
Человек - мой! Посмотри, как он держится за мои дары, как страдает без них, бедный!
Жалкий, лживый, поломанный, забитый, слепой, напрочь забывший, что ему нужно, - и это Твой человек Господи! Вот, слышишь, уже сам хочет сдохнуть. Ты тут натворил, конечно, Владыка. Давай я его уже прикончу по человеколюбию моему.
7. Грех, суть, зависимость. Больное, неблагополучное, проблематичное вовлечение человека в мир. Не хорошее. Радость, надежда, боль, страх, стыд. Классическая любовь-ненависть, однажды возникшая и неуклонно, возобновляемая во множестве вариантов. Выматывающая.
Зависимому, трудно благодарить за что-либо, поскольку он знает, что все временно, зыбко. Он остается вброшенным и затерянным в некоторой бессрочной перспективе, превышающей все человеческие меры и сроки,- в непроницаемой, неотвратимой и неизбежной длительности этого в сущности роскошного мира. А рядом исковерканные отношения в семьях, сначала насилие, манипуляции, ложь, потом усталое безразличие и бездействие. Привычная как воздух уравновешенная злость.
Зависимое человечество ведет тяжелую борьбу с дикой природой в попытках ее грубого употребления.
И все это в сложных взаимозаменяемых контекстах самооправдания и самобичевания.
Поистине, «бедный я человек!»
Больной. «Виноватое животное»
Или, все-таки, не животное? Не только животное, но еще какое-то новое, чрезвычайно проблематичное существо, сочетающее в себе могущество, креативность, монументальность вместе со слабостью, болезненностью, кровоточивостью, и зависимостью, конечно. Образующее в совокупности подвижную, взрывоопасную плазму.
Я думаю, Иисус пришел из Рая, определил грех, как зависимость со всеми вытекающими последствиями.
Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. (Ин. 8.34-35.)
Также, переформулировал Субботу, как обетование освобождения от зависимости.
Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. (Мф.11.27-30)
Также, основал сообщество человеческого выздоровления и снабдил его всеми необходимыми инструментами.
Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. ( Мф.16.18-19)
В собрании Христа намечена перспектива исполнения желаний для любого человека.
Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
(Мф.18.18-20)
И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
(Лук.11:9)
Свидетельство о публикации №221031400974