Православный коммунизм. Размышляя над русской исто
В нашей истории в 1917 году произошел перелом и обрушение старого многовекового устоя, который заменил новый строй, правда, продержавшийся всего 70 лет - ничтожно мало по историческим меркам.
Естественно, есть сторонники уклада жизни до 1917 года, есть сторонники уклада, сложившегося после 1917 года.
Справедливости ради нужно выделить третий период – после обрушения СССР. Сейчас мы живем в условиях идеологического вакуума. У этого уклада, как ни парадоксально, тоже есть свои сторонники, не принимающие два предыдущих уклада (до- и после- революционный).
Выделим два важных момента:
1) крушение говорит о накопившихся ошибках и утрате жизнеспособности. И это касается обоих периодов.
2) У обоих периодов, при всей антагонистичности, можно найти нечто общее и объединяющее.
Если уклад жизни обрушился, значит он имел свои недочеты и ошибки, поэтому нет смысла говорить о его воссоздании (Царской капиталистической России, или СССР атеистического разлива). Это заведомо гибельный путь.
Однако, у двух периодов есть нечто общее!
И это объединяющее нужно изучать и осмысливать. Так как именно в этом, возможно, заключается ответ: куда нам двигаться дальше?
Объединяет эти два периода нашей истории мессианская идея служения человечеству, идея спасения всего мира.
1) В первом случае, после падения Византии, Русь воспринималась как «удерживающий» от прихода антихриста (2Фес.2: 7) или Третий Рим.
Постепенно понимание миссии исчезло, и прежде всего в интеллектуальной и правящей среде. Потому в XIX веке вспыхнули с новой силой поиски русской идеи.
2) Во втором случае (советский период) - это идея спасения человечества от рабства и угнетения.
Две эти идеи стали русскими, (хотя изначально одна заимствована в Византии, другая - в Германии).
Но они стали русскими (русское православие и русский коммунизм [выражение Бердяева]).
Возможно, кому-то выражение "русское православие" режет слух. Впрочем, как и "русский коммунизм"
Но тем не менее, вряд ли кто-то станет отрицать, что в русском православии есть некоторые отличия от традиций и обрядов, сложившихся в иных поместных Церквях. В Греции, например, не обязательно исповедоваться перед причастием, а в некоторых церквах Кипра и Греции можно сидеть во время службы.
То же можно сказать и о коммунистической идее. Порой можно услышать, что Ленин отступил от классического марксизма (ленинизм). А есть те, кто вообще утверждает, что Ленин исказил марксизм.
Теории могут меняться. Это нормально. То есть, если изначальные идеи - Византийское православие и немецкий коммунизм нельзя было совместить (прежде всего из-за атеистических взглядов Маркса), это не значит, что мы не можем взять то, что посчитаем достойным внимания, и отбросить то, что посчитаем устаревшим и ошибочным.
Было бы желание.
Возможно, синтез до- и после- революционного периодов русской истории только и может дать нам ответ на вопрос: куда нам двигаться дальше? Какова может быть русская идея?
У меня нет готового ответа и готовой формулы. Я лишь размышляю. И приглашаю к размышлению тех кто не разучился мыслить широко.
Мефодий
25.02.2021
https://zen.yandex.ru/id/5cf14ced1377d600af84dae7
Свидетельство о публикации №221031501019
Александр Туранский 01.09.2021 20:34 Заявить о нарушении