Формальное участие в насилии

Формальное участие в насилии

«-Кто там?!
- Утро. Блин, доброе.
- Блин был вчера…»
ГиперАвтор

Вчера наблюдал интересную картину. Небольшая толпа молодёжи собралась напротив церкви вокруг «масленицы» -  красивого символического чучела в симпатичной одежде в «русском национальном стиле».  Все были возбуждены и предвкушали интересное действие.

В «вотсапе» появилось новое сообщение с бессмысленной просьбой о прощении. Отвечать на это сообщение  я не собирался – прощать мне было некого и не за что. Участвовать в очередном бездумном общественном мероприятии посредством гаджетов было неприятно. Разборки обычно я чиню быстро и обид после них не держу. Бессмысленнее просьбы о прощении мало что бывает в мире.

Я почему-то вспомнил историю на эту тему. Она произошла много лет назад.  Один мой школьный одноклассник Паша как-то «формально» участвовал в насилии. Ничего не делал, не возражал, не мешал насилию. Но он был «формально»  рядом с теми, кто вершил это насилие.

 На суде же  Паша у всех просил прощение очень много раз. Но как-то без толку, судья просила говорить его по существу вопросов. А он просил прощение. Не простили - реально сел в тюрьму за эту «формальность», заболел туберкулёзом и через какое-то время умер.

Горе  его матери было вполне реальным. Она считала, что её Паша добрый мальчик и ни в чём не виновен. Он же просил у всех прощение! И девочка к нему претензий не имела, она его простила! Он же прощён, ну за что посадили доброго ребёнка? Он всех умалял его простить!

Паша реально был виновен в групповом изнасиловании, потому что согласно юридическому понятию вины, вина – это внутреннее отношение лица, к совершаемому действию и причинённым вследствие этого последствиям. А Паша не был «резко против» творимого его друзьями-товарищами действа.  Он «не возражал» и этим способствовал.  А просить прощение он стал только на суде. Юридические нормы всегда носят формальный характер – в этом их суть. И закону всё равно то, что «они же дети» - участникам событий не было 18-ти  лет.

Вина, с обыденной точки зрения – это поступок, прегрешение, провинность. Мама Паши считала,  что  раз Паша ничего не сделал, значит, он не виновен!  Она была  советским человеком, и про грехи мало  думала. Она, наверное, не понимала, что грех – это проступок, противный «закону божьему»,  «вина перед господом». Она ничего не знала про «наследный грех».  (Именно так,  определяется понятие «грех» в словаре Даля). Хотя я могу и ошибаться по поводу Пашиной мамы, может быть, она была религиозна и молилась за своего ребёнка и кое-что понимала в грехах. Но везде публично она заявляла о том, что её Паша невиновен, потому что прощён.   Но это не меняет сути вопроса – чьё-то мнение. Невиновных не осуждают. И безгрешных тоже. А прощение  или не прощение кого-то кем-то  в законах не отражено.

Грех – это действие или помышление.  Не верите  мне про помыслы и мысли – спросите попа какого-нибудь о сути греха! Помыслы, рассуждения, идеи могут быть грехом! То есть, религия запрещает о многих вещах даже и думать. «С молитвой надо думать о мирской жизни». – так заявил один из многочисленных церковных иерархов. С молитвой думать нормально и правильно, выходит так?  То есть, если молиться и думать о противоправных (нарушающих человеческие законы) действиях, то это нормально? А то что «законы божии» и «законы человеческие»  порой не совпадают  это как? Разве молитва что-то меняет в мышлении?

Джордано Бруно сожгли, например, за идею «о множественности миров», которую он формально пытался предложить церкви. Монах, кстати, был этот Бруно. Но думал не о том, что тогда приветствовалось.  За это и сожгли за крамольные мысли и трактаты, а не за то, «что всё-таки она вертится!» За помыслы сожгли, хотя, я уверен в том, что Джордано молился изрядно и регулярно. Пофиг молитвы, сожгли! Виновен был, предлог сжечь был. А главное, хотели сжечь!

Народ стал вокруг «масленицы» как-то  подозрительно себя вести. Появился огонь.  Зажгли костёр под  несчастной ряженой куклой. Вопли восторга понеслись над молодёжью! Они все вместе тоже хотели сжечь что-то или кого-то! Для этого и собрались. Повод был.

Даль в своём прекрасном словаре утверждает, что «Вина –   начало, причина, повод, предлог»! И я с этим полностью согласен.  «Прощение – отпущение вины, освобождение от кары, примирение сердцем».

Простить Пашу следователи и судьи не смогли. Человеческие законы не прощают. Да и «божьи законы» в руках людей это тоже «человеческие законы». Бруно ведь не простили, а сожгли, на основании «божьих законов» люди.

Я хорошо понимаю «человеческие законы», но абсолютно не понимаю «божьи», потому что понять «повседневные грехи»  человека, «смертные грехи»,  «наследный грех», «грех рождения» и, вообще,  любую иную «греховность» я просто не в силах.  Шибко грамотный, наверное. А принять в собственную жизнь все эти придуманные  какими-то религиозными деятелями  «грехи» противоестественно моей природе.  Пусть со своими грехами попы сами и  царапаются, себе оставят эту ерунду, мне их грехов странных не надо совсем.

Но ведь вот напасть, не могут они быть «грешными» одни. Идеологически обрабатывают население, втирают людям про греховность. Всё человечество хотят таковым сделать! И как просто придумали – «покаяние в грехах», « отпущение грехов», «прощение», «прощёное воскресенье». Мол, если просишь прощение, то произойдёт извинение. 

Извинение – это изъятие вины. Оно не произойдёт никогда в обществе, где действуют человеческие законы. Потому что вина – это внутреннее отношение лица, к совершаемому действию и причинённым вследствие этого последствиям. А изменить своё внутреннее отношение к чему-либо непросто, а порой вообще невозможно.

Пашу не простили, хотя и сильно прощения просил, наказали, умер.  А не конючил бы, может быть, дали бы условный срок. Достал он всех своими  просьбами  прощения  и покаяниями. А кто сказал, что вас простят? Так зачем заниматься ерундой никому, кроме попов не нужной? Попросить прощение – это просто «формальная процедура». И просят прощения толпы людей в «прощёное воскресенье». Бездумно, формально, бессмысленно просят прощения. И заодно, формально всех прощают, используя гаджеты и социальные сети. Не напрягаясь ни умом, ни сердцем.
 
Стоп. «Формальная процедура»? А как же ответственность за  «формальное участие»?!  Попросил прощение -  значит, признал свое участие во всех «повседневных грехах»! Формально признал. Формальное участие в насилии – это групповое участие в насилии! Пример выше был, Паша этот пример. Никогда не участвуйте не в чём формально. Всё равно ответите за это. Гулять - так гулять!

Я понимаю католиков, согрешил -  исповедовался, грешишь дальше. Были времена, индульгенции продавали. Удобно. Каждый грех имеет своё денежное выражение. А ортодоксы или православные не такие, как католики. У них религия называется православием, славящая право религия, по названию.

Право - это  понятие юриспруденции, один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, принимаемых в установленном порядке гарантированных государством правил поведения.  Или я что-то путаю? Формальные законы соблюдать обязательно. А чтобы боялись "греха" понятие «бог» включено в нашу Конституцию.

Напротив церкви жгли в «прощённое воскресенье» «масленицу», языческий символ чего-то. Язычество – это же грех. Его надо изживать. Выкидывать из жизни то есть, с точки зрения славящей право религии. В красивом наряде жгли на костре «русское язычество». Наверное,  сожжение грехов это нормально, в ряде религий.  Главное, чтобы повод был - вина.

 Вина  и грех  должны быть обязательно, исходя из этой логики. А чтобы особо чувство вины не мучало грешников  надо прощать. «Прощённое воскресение» теоретически снимает чувство вины. Значит, можно грешить и чувствовать себя виновными весь следующий год. До нового «прощённого воскресения».

 Вина – это только повод, предлог для уничтожения всего иного.  А судьи кто? Где формальные законы? За что жгут «масленицу»?!  Дрова для костра и «масленица» ни в чём не виноваты, но кого это волнует?  Хотят жечь и жгут! Куда смотрит правительство?!

Я не православие критикую тут, и даже не католиков ругаю. Я про формальности  только. Про формальные нормы, про открытый огонь,  про костры в населённых пунктах тут пишу. Пожарной машины не было, массовое мероприятие к тому же происходило однозначно. Кто его организаторы? Скорой помощи я не видел тоже. Опасное мероприятие.  Не все были в масках.

Да и на сайте администрации разрешений на проведение массового мероприятия  сожжения «масленицы» не было. Незаконная акция. Влияние этого акта  сожжения существа, похожего на женщину, на психическое развитие детей не однозначно опять же! Где психологи МЧС?! Мероприятие 16+, а были дети младше,  и без родителей даже,  десяти лет – я сам видел! Где органы попечительства и опеки? Разве так можно в 21 веке?

  Ладно, может быть, я слишком формален, а жизнь проще.  Но формально я в этом поджигательстве точно не участвовал, как и в «прощённом воскресенье» - так что это «дело» мне « не пришьёте», свидетели имеются! А главное, я никого и ни за что не прощу. Как и государство, надеюсь. Ни в глупости, ни в поджогах, ни  в  иных преступных  насильственных мероприятиях  я сам формально не был пока замечен.

P.S. «Книги бывают только бумажные. Всё остальное просто информация»

Это произведение включено в Книгу 217.  Цикл - Хроники. Серия - Проза Жизни.  На все вопросы ответит  Литературный Агент , у него же легко можно заказать и приобрести бумажные книги. #мёднаш, #пирогнаш, #борщнаш, #внаукраину
Литературный Агент: WhatsApp:  +79889744885  e-mail: enot-1917@mail.ru   


Рецензии