О сборнике стихотворений Валерия Рубцова

       Первое на что я обратил внимание, читая сборник Валерия Рубцова «Добро пожаловать в мои цветные сны» – это строго выдержанная форма в подавляющем большинстве стихотворений. Размер, ритм, рифма – всё на месте и соответствуют классическим канонам. Мешающие чтению сбои ритма, а также банальные и неточные рифмы встречаются крайне редко.
       Также привлекают внимание яркие и запоминающиеся образы, сравнения, метафоры. Например: Фонарный свет усталый и растерянный, Деревьями прошепчет длиннорукими («Под стук дождя, до будущей весны…») или Закат ложился кровавой вишней («Было»).
       Стихотворение «Дождь – рассеянный портной…» поражает с первых же строк:

       Дождь – рассеянный портной –
       Сшивает небо и землю мокрыми нитями.
       Это как счастье быть рядом с тобой,
       Время остановите…

       Можно привести ещё множество подобных примеров – поэтических находок автора.
       Очень хороши составные рифмы: уснуть бы – судьбы («Новый стих про осень»), деревьях – теперь я («Белое стихотворение»). Рифма: небо – не был («Сигареты и чай») не столь точна но, по-моему, не хуже.
       Однако редкий критик пройдёт мимо рифм: туман – обман («Здравствуй старость») и любовь – кровь («Про любовь»). Нельзя сказать, что это плохие или неточные рифмы, но они настолько часто употреблялись и так «заезжены» что признаны банальными.

       В сборник вошли очень разные стихотворения – от мягких и глубоко лиричных до откровенно грубых. Стихотворения «Мухи», «Друг помойных псов» и подобные им, оставляют неприятный осадок и, на мой взгляд, говорят не о поэтических находках автора, а лишь о смелости и широте творческого диапазона, в котором он может работать.
       На меня большое впечатление произвели стихотворения о снеге «Белое стихотворение», «Белый снег летит, кружится…», «Под утро выпал снег» и стихотворения в целом о природе, о смене врёмён года.
       Автор не просто обрисовывает проявления природы свойственным ему метафоричным языком, но и тонко вплетает в описания личные переживания и мотивы. Нередко это порождает интересную интригу, когда непонятно о чём на самом деле пишет автор – о природе и её проявлениях или о собственных переживаниях и окружающих людях. Так, например, в стихотворении «Под стук дождя, до будущей весны…» стук дождя сливается с ударами сердца: Под стук дождя. И сердца: тук-тук, тук… Во многих произведениях как, например, в стихотворении «Было» природа и автор неразделимы и просто сливаются в одно целое:

       …Упало небо в сырую землю,
       Желтели клёны, берёзы, ивы.
       Стояла сырость, грустило время,
       Хотелось плакать, но не с кем было.
       Повсюду дождь моросил осенний,
       Дышало утро прохладой влажной,
       Летели листья в свой путь последний,
       Стояла осень, и было страшно…

       Нередко в стихотворениях присутствуют темы грусти и одиночества, создающие особое лирическое настроение и хорошо когда эта грусть светла.
       Стихотворение «Когда в мой спящий дом весна ворвётся» (часть 2) удивительным образом передаёт настроение весны, открытого окна, полночи и уюта. Замечательно, что оно даёт возможность вспомнить и испытать это чувство в любое время года.
       Хочется отдельно отметить мягкое и лиричное стихотворение «Маленькая проза». Заключительные строчки каждой строфы – как маленькое открытие с интересными метафорами.
       В стихотворении «Особенности возраста» приведены насыщенные лёгким юмором наблюдения автора.

       В сборнике Валерия Рубцова, как и у многих авторов, есть произведения на социальные темы «Крокодиловы слёзы» (чиновникам) и «Предвыборное». Но, по-моему, на фоне глубоко лиричных, философских стихотворений о любви, жизни и смерти и на другие вечные темы они просто «теряются».

       Большее впечатление на меня произвело стихотворение «Танец на снегу» посвященное Елизавете Глинке. Оно начинается с уникальных, по-моему, строк:

       Ты единственная на земле,
       Кто рисует ногами и кровью.
       Ты танцуешь на битом стекле,
       Сочетая поэзию с болью…

       Думаю, что далеко не у каждого автора, даже более известного, чем Валерий Рубцов, найдутся строки равные этим по силе и накалу. Они производят впечатление спонтанных, «записанных» а не написанных. Всё стихотворение выдержано в этом же стиле, но именно эти четыре строчки вызывают у меня наибольший отклик. И, по-моему, они могут служить примером высокой поэзии.

       Примечательно, что открывает сборник замечательное стихотворение «Под стук дождя, до будущей весны…» в котором Валерий Рубцов приглашает читателя в свои цветные сны:

       Под стук дождя, до будущей весны,
       До пасмурного влажного рассвета
       Пожалуйте в мои цветные сны,
       В холодное, неласковое лето…

       В стихотворении говориться о бессмысленных надеждах и ожиданиях. Иллюзия является единственным другом, и сама природа представлена холодным и неласковым летом. Строки сквозят безысходностью и невысказанной тоской.
       А завершает сборник полное оптимизма и надежд стихотворение «Я буду жить, покуда светит солнце». И заканчивается оно соответственно:

       …Я буду жить под небом этим чистым,
       Пока есть запах кофе по утрам,
       Пока в моё окно стучатся листья,
       Пока мои стихи нужны всем вам.

       По-моему, размещение этих двух стихотворений в начале и конце книги символизирует тот факт, что автор, пройдя далеко не простой путь, описанный в произведениях сборника, в итоге преисполнился оптимизмом, верой в себя и свои силы.


Рецензии
Спасибо вам за такую положительную, развёрнутую рецензию.

Валерий Рубцофф   15.03.2021 14:51     Заявить о нарушении
Вам спасибо!

Дмитрий Трипутин   15.03.2021 14:59   Заявить о нарушении