Письмо другу. Эволюция души. Лавлок, Фехнер
Здравствуй, дорогой!
В последнем письме, ты просишь подробнее изложить моё представление о эволюции души, и спрашиваешь моё мнение о теории Лавлока.
Отвечаю.
Душа невидима, но для наглядности, можно представить её, как воду. Тогда схема (только схема!) может выглядеть так:
Одна маленькая капля (душа, например, инфузории) сливаясь с другой такой же каплей образует каплю большего размера (например, душу растения). Души растений, на следующем этапе, объединяясь, становятся душой рептилии, та, в свою очередь, станет птицей. Птица - человеком. Человек - иным существом высшего порядка. И так далее. Капля, с которой все началось, постепенно превратилась в ручеёк. Ручейки, постепенно сливаясь, образуют озёра и реки, которые понесут свою воду в море, и в конце концов, вливаются в "Океан"…
Каждый из нас уже прошел часть пути, став человеком-"ручейком".
Что впереди?
Думаю, впереди у каждого из нас еще много ступеней, среди которых, в том числе, - Планеты, Звёзды и межзвёздные Существа. Каждая следующая ступень приближает нас к Океану.
Мое мнение о «теории Лавлока» - разумной, живой Земли, следующее. Идея эта принадлежит вовсе не Лавлоку. Он - лишь один из многих, считающих также. Я не говорю о древних религиях, где Земля и Солнце - живые существа - боги. Познакомься с мнением других ученых, которые говорили об этом же, когда Лавлок ещё и не родился.
Можешь, начать с Фехнера (доктор Густав Теодор Фехнер, (1801-1887) один из основателей экспериментальной психологии):
Утверждая, что Земля есть индивидуальное духовное существо, Фехнер в 48 пунктах, чрезвычайно обстоятельно, рассматривает сходства и различия между Землёй и животными. Например, рассматривая шарообразную форму Земли, он расшатывает обыденное представление об организме, как о чём-то обязательно имеющем туловище, голову и конечности. Он указывает на то, что форма организмов зависит от размера и среды обитания. Например, если представить себе мышь величиной со слона, то пропорции тела не позволили бы ей нормально передвигаться. Земле, учитывая её среду обитания, - не нужны конечности. Она имеет всё необходимое внутри себя, и форма шара наиболее логична для Земли и других планет.
Взаимодействия суши, воды и воздуха, течение океанов и рек, воздушные потоки, по Фехнеру, - аналогичны обмену веществ и системы кровообращения в организмах.
Жизнь Земли, как субъекта, - для нас не представима и не постижима.
В своей «Книжице о жизни после смерти» Фехнер пишет:
«Дух человека есть неотчуждаемая собственность его самого и одновременно – собственность более высокого духа. Человек часто даже не подозревает откуда возникают некоторые мысли в его сознании, они просто приходят ему на ум. Какая-то сила заставляет человека действовать, или же некоторый голос отвлекает его от действия, без того, чтобы сам он осознал причины своего действия».
«И не только великие Духи, но и всякий дельный человек пробуждается в следующем мире обладая созданным им самим духовным организмом, содержащим в себе бесконечное множество духовных творений, и действий наполняющих его».
… «тот же кто не способен был оторваться от земли и свой дух использовал лишь для движения плоти, питания и развлечения, от того останется лишь недостойная внимания сущность».
… «получим мы воздаяние в том мире, где вернутся к нам, как часть нашего «я», все даже мельчайшие и тайные плоды наших действий».
«Живые организмы внешне кажутся разъединенными, но внутренне - это части единого целого».
Объем индивидуального сознания растет с переходом на новые эволюционные ступени, («капля» растет) занимая всё больше и больше места в общем потоке Сознания, и индивидуальное сознание всё больше и больше осознаёт себя составной частью общего потока Сознания (или «могучей реки», бегущей в «Океан» - помнишь, с чего мы начали).
Обосновывая наличие души, в частности у растений, Фехнер утверждает, что показателем внутренней душевной жизни не может быть факт наличия нервной системы. Он обращает внимание что между растениями и животными существует множество переходных форм, которые в равной мере могут быть отнесены и к животному и к растительному миру, и, следовательно, связывать сознание с признаком какой-либо из этих ступеней нет никаких оснований.
Переходя от обоснования наличия индивидуальной души у растений, к распространению одушевленности на Землю и другие планеты и звёзды, Фехнер использует метод аналогии. Он основывается на идее жизни как органического целого, бесконечно разнообразного в формах и способах проявления жизни.
Мне представляется, что примерно об этом же говорит профессор Шапиро, рассуждая о Плазмоидах и Радиобах. Весь Мир – лишь инструмент Бога. Бог видит этот Мир глазами всех живущих в нём на разных уровнях Существ.
Отсюда уже совсем близко, до так называемых, Темной Материи и Темной Энергии...
Свидетельство о публикации №221031501283
Леонид Югаев 13.07.2021 19:18 Заявить о нарушении