Письма Д. И. Новоплянского

        Газета  «…даже в самом простом факте ищет общественное звучание, особенно это умеет делать Новоплянский (Давид Новоплянский специальный корреспондент  « Правды», фронтовик, инвалид Великой Отечественной войны), коллеги называли его « великим журналистом».  ( Е. Л. Зеленина, « Тайна старинной фотографии. Семейная сага» Монография.).
С  довоенного  детства помню, как моя тётка иногда говорила маме: « Надо позвонить Рае», или « Надо позвонить Новоплянскому». Говорилось это, как мне кажется, при возникновении каких-либо бытовых проблем.
 Рая Новоплянская, Давид Новоплянский  и мой отец в начале тридцатых годов работали на харьковском заводе « Серп и молот» и дружили. Наверное  Рая  была сестрой Давида, она  работала в редакции заводской газеты « Молотарка» ( Молотилка), выходящей ежедневно с тиражом 4500 экз. Затем  была « брошена на укрепление села» и работала зав. орготделом  райкома комсомола на Полтавщине. Отец был парторгом огромного столярного цеха и тесно сотрудничал с редакцией. Он умер, когда мне было десять месяцев и, понятное дело, « бытовых» проблем» у нас в семье было предостаточно.
Вот сведения о Д.И. Новоплянском, имеющиеся в интернете.
«…1 октября 1931 г. на харьковском заводе «Серп и Молот» Давид Новоплянский был принят в члены партии, а 3 октября его призвали на службу в армию. Он попал в пограничные войска. Отслужив срок, возвратился в Харьков на завод «Серп и Молот» и снова стал литейщиком. Во время работы на заводе Давид был тесно связан с собкорами «Правды» и «Комсомольской правды». Вскоре обком комсомола откомандировал его в распоряжение «Комсомольской правды», и он был послан в Баку собственным корреспондентом газеты. Шёл 1937 год, началась репрессии против придуманных участников  придуманной контрреволюционной « троцкистко - бухаринской своры» . Как вспоминал Новоплянский ( « бакинский полпред Комсомолки» ) : «  …журналисты газеты всегда были настроены однозначно: аресты не обоснованы, это ошибка .   Других мнений никогда не слышал. Тщетно стараюсь вспомнить какое-то взаимное недоверие - не было этого. Тех, кому грозил арест, пытались отправить в командировку подальше». Это высказывание приводит замечательный  журналист  Е. И. Рябчиков , рассказывая о последующей жестокой  расправе над сотрудниками редакции « Комсомолки» в  37 году. 

 В 1938 году Давид отправился на  Дальний Восток  – после того, как прозвучал по стране призыв жены военного Валентины Хетагуровой к молодежи осваивать эти края. При крайкоме комсомола была создана комиссия, в которую вошел и собкор «Комсомолки».

Война застала Давида Иосифовича в Москве. Вернувшись в Киев, где он возглавлял корпункт газеты по Украине, сразу же уехал в погранвойска за информацией (уже шли боевые действия,  штаб отступал), там и остался в должности инструктора политотдела. В 1941 году в районе Перятино  вместе с частью попал в окружение. Выходил из окружения, приняв на себя командование, с тяжелыми боями. За эту операцию награжден орденом Красной звезды. Всю войну прошагал он по фронтовым дорогам. Имеет орден Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, медали «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За освобождение Берлина», «За оборону Киева».
Из наградного листа: «Тов. НОВОПЛЯНСКИЙ находится на фронте с первого дня войны, вместе со штабом войск НКВД Юго- Западного фронта был в окружении. Вышел в форме, оружием и документами. В газете « За Родину» работает со времени ее организации. Тов. НОВОПЛЯНСКИЙ откликается на самые злободневные вопросы жизни армии. Большие отклики , получили его материалы, посвященные воспитанию ненависти к врагу/ «Веретенинская трагедия», «Отомстите, товарищи!», «Здесь были немцы»/. Активное участие принимает тов. НОВОПЛЯНСКИЙ в отделе « Каленым мечом».В период июльских боев на Орловско-Курском направлении т, НОВОПЛЯНСКИЙ неоднократно выезжал на передовую, доходил до боевых порядков роты. Его статьи «Почему немцам удалось удрать из поселка», «Почему взвод Петрова понес потери», « Восемнадцать», « Тигры горят» и другие помогали лучше воевать, укрепляли веру в силу советского оружия, воспитывали стойкость и способствовали повышению боевой подготовки войск».
В 1946 г. Давид  был демобилизован. В редакции его спросили: «Куда хотите ехать теперь?» «На Дальний Восток», - ответил он и снова уехал в Хабаровск. Летал на Южный Сахалин, на Курилы. Затем работал собкором в Кемерово и Казахстане. Начинался подъём целины и Новоплянский возглавляет эту газетную кампанию. В конце 1959 года он переезжает в Москву. В центральном аппарате редакции возглавляет отдел информации, затем отдел сельской молодежи. Его утверждают членом редколлегии газеты. В 1963 году Новоплянский переходит на работу в газету «Правда»… ».
У меня сохранились письма Давида Иосифовича моему отцу. Они датированы 1934 годом, когда отец  уже тяжело болел; написаны мелким, чётким подчерком старым школьным пером и фиолетовыми чернилами. Приведу выдержки. Орфография сохранена . 
 1.От 25.05.1934г.  « Дружище! Итак я прошёл чистку. Собственно это была чистка « особого рода». Успел я только рассказать свою биографию. При чём я её излагал настолько « громко», что в зале ничего не было слышно, а председатель стоял рядом со мною. Не успел я кончить биографию, как председатель объявил, что степень моих политзнаний комиссия выявит путём беседы со мной. Затем он спросил есть против меня отводы.За меня высказались несколько человек, причём хвалили меня больше, чем я заслуживаю. Особенно постарался д-р Трубин, обрисовавший мою « деятельность» как пред. правления ЖК. Гроссман дал мне аттестацию как хорошего коммуниста. И под аплодисменты меня объявили проверенным. Председатель сумел создать прекрасную обстановку. На вопросы, которые были не под силу проверяемому, он сам отвечал, при чём с такой чёткостью, которой можно позавидовать. Малейшую попытку задать каверзный вопрос или архи-сложный он немедленно пресекал или предлагал ответить самому подавшему Вообще это была не чистка а полит-воспитательный вечер.. Все т.т. которые подлежат проверке прошли. Стеценко не оправдал надежд аудитории и не мог ответить на несколько элементарных вопросов. Особенно досталось Ярмоле как нач. отдела кадровза канц.-бюрокр. методы работы его аппарата. Досталось и Михтареву так как к нему пред‘явили требования как  к коммунисту едущему на село в качестве инструкора райкома. Проверку он прошел, но инструктором он навряд ли уже поедет.. Закончилась чистка очень поздно, так что не мог к тебе заехать. Лег спать с тем чтобы прийти к тебе сегодня утром проводить на вокзал, но проснулся в 9 ; ч… Миша, используй санаторию на все 100… Меньше всего обращай внимание на окружающих. Все свои действия подчиняй  «генеральной линии» -выздороветь.
P.S. Пишу у тебя на квартире и выслушиваю сожаления твоей жены и сестры о том, что они лишены были возможности тебя проводить на вокзал»
Скорее всего, Давид Иосифович макал ручку со школьным пером в чернильницу с фиолетовыми чернилами, которая на фото.
2. От 8.07.1934г.
В письме приводится подробная информация  о ходе чистки на заводе, работа заводских комиссий ставится в пример другим предприятиям области. На заводе сложилась сложная ситуация в связи со сменой руководства завода, переведенного в Киев. Если при старом руководстве действовал лозунг « Кустарщина умерла» , то при новом - « Да здравствует кустарщина» и завод будет отброшен назад на 3-4 года.
«Дома у тебя у тебя всё благополучно. Сегодня они пошли в театр ( Московский Еврейский), об этом наши позаботились. Меня беспокоит, полностью ли ты используешь возможности такой санатории как Шаровка.      Твой Давид .                Сообщи где материалы по делу Лапоноженко?
3. От 23.07. 1934г.
«   В предыдущем письме я тебе о том, чтоб ты достал справку о том, что тебе необходимо пробыть в санатории еще месяц…
Сегодня эта справка не нужна, ибо путёвка ещё на один месяц тебе предоставлена и завтра будет выслана в Шаровку». Далее Давид сообщает отцу, что прорабатывает вопрос о совмещении его лечения с какой - либо работой в самом санатории « чтобы совместить полезное ( лечение) с приятным (работой) и при этом ещё и подработать. « Если понадобиться путевка с октября м-ца в Крым, то таковая тебе обеспечена…. Всё в смысле лечения будет сделано, но ты обязан использовать возможности санатории максимально. Сейчас был у твоих, у них всё благополучно. В столярном заканчивается чистка».
4.  От 15.08. 1934г.
Давид полностью сосредоточился на «чистке» и сообщает (предварительно): исключённые и переведенные, т.е. «пораженные» составляют 25-30% , в том числе исключённых 10%- среди них несколько заметных фигур.  « Тебе наверное пришлось читать в харьковских газетах об исключении некоего студента ИЧП (?)- Зиновьева. Так это  оказался « воспитанник» нашего завода. Именно от нашего завода этот кулак и бандит, а также его братья получили « путёвку в жизнь»- один в ИЧП, другой в авиашколу, а третий в политотдел. Ты их наверное знаешь. Теперь комиссия занимается вопросом, кому в  ЗПК принадлежит рука выдавшая эту путёвку.
Напиши о том не  следует ли мне предпринять некоторые шаги в отношении укрепления твоих финансовых дел?
5. От  23.08.1934г. Последнее.
Опять подробнейший отчет о ходе чистки. И в конце: « Лично мне не хочется оставаться на заводе, я  все таки уехал бы на новый завод, хоть на Луганский или Краматорский.  Вот-вот я увижу тебя и поговорим обо всём, обо всех и о себе».
Я родился в сентябре 34-го, отец умер в июле 35-го. Мама после смерти отца стала работать в  издательстве « Детская литература», а когда издательство перебралось в Киев - в отделе писем харьковского «Красное знамя». Это трудоустройство без протекции Д. И. было бы невозможным. Ещё он пристроил маму в замечательную вокальную студию Дома Учёных.
Вот  что писал о Новоплянском его коллега:«В редакции «Правды» много лет работал очень известный журналист Давид Иосифович Новоплянский. Фронтовик, инвалид Великой Отечественной, он за время своей корреспондентской деятельности и в нашей газете, и ранее в «Комсомольской правде» помог огромному числу людей. Помню, в предпраздничные дни стол его каждый раз был буквально завален кипами поздравительных писем, открыток, телеграмм, и большинство — от благодарных читателей, в том числе от тех, кого он защитил и поддержал в трудном для них положении. Последнее время он был на пенсии, болел, писать ему становилось все труднее. Но он писал. По-прежнему, как привык, не на машинке, даже не авторучкой или шариковой, а старым школьным пером и фиолетовыми чернилами».

Мне страшно досадно , что я  письма Давида Иосифовича  не прочел несколькими десятками лет ранее и не поблагодарил его за добрую поддержку моих родителей.


Рецензии
Спасибо вам ,Юрий Моисеевич, за кропотливую работу со старыми письмами и архивами. Сколько же там интересного, какие люди...
С уважением -

Анатолий Комаристов   16.03.2021 08:25     Заявить о нарушении
К сожалению,моя тематика мало кому интересна. А ведь написал об очень достойном,даже героическом, ещё и красивом человеке! В свое время очень известном. Спасибо Вам,Анатолий Ефимович за неи́зменное внимание и взаимопонимание. Здоровья! С уважением ЮМ

Юрий Бровер   16.03.2021 09:01   Заявить о нарушении