Из дневника провинциала

Рассказ
               Из дневника провинциала
                В. И. Сюров

июль 2016

             Свел меня с Владимиром К. случай. Узнали мы друг о друге благодаря моему сокурснику который приятельствует с Владимиром. Обменялись с К. по электро почте мало значащими любезностями. По простоте душевной, попросил собеседника черкнуть пару слов о себе — что, да как... Володя «послал» почитать о нем в интернете. Мама дарагая! Владимир Алексеевич Солоухин, царство ему небесное, знакомец, не имеет в интернете такого паблисити... К моему стыду, не догадывался о существованин ( впрочем, как и он о моем) известного в определенных кругах, критика, писателя и т. д. К. Подумалось: общение обещает быть интересным. Действительно, ближайшие его письма оказались, не то, что интересными — забавными... Прочел в Литбуке его рассказ « Страшная месть Концевичу». Чтобы понять о чем будет идти речь , читатель должен ознакомиться с опусом который займет наше внимание в ближашие минуты.

Привожу его полностью.

                Страшная месть Концевичу
                В.  К. (Литбук https://litbook.ru/article/6623/)

« Я оказался в Москве в 13 лет. Отца оставили после учёбы в столице. Он сгреб в охапку: маму, нас троих мужиков мал мала меньше, и - прощай, Тамбов! Перед отъездом мама торжественно повесила на гвоздь папин офицерский ремень: «Всё! В Москве, надеюсь, вы не будете давать повод для наказаний! Пусть всё плохое останется здесь, вместе с этим ремнём». Но я знал, что обязательно вернусь сюда. Хотя бы для того, чтобы набить морду Концевичу.
            Стас Концевич был персональным садистом нашего двора. Ужасом детства! Старше моих ровесников года на три, а то и на четыре. Его отец был алкоголиком и однажды умер прямо на лестнице, не дойдя до квартиры. Наткнулся на него Вовка Окатов. Отец Стаса был первым в нашей жизни покойником – помню, как мы, человек пять, мальчики и девчонки, подкрадывались к нему, прячась друг за друга. У Концевича-старшего лицо было синим!Это наблюдение оказалось общим и, пожалуй, единственным.
         Концевич-младший начал попивать лет с двенадцати. Но ненавидели мы его за изощренную, с оттягом, беспощадную жестокость. За унижения, от которых было особенно больно, потому что мы были хоть и маленькими, но уже людьми.
         В 18 лет я закончил школу и сходу поступил в МГУ. За этот подвиг мама разрешила мне на неделю съездить в Тамбов.
Встречал меня мой тамбовский друг, опять же тёзка – Вова Масеев. Прямо у вагона и – на мопеде! Это ж тогда было так круто, как сейчас на «мерсе»!
          От вокзала мы ехали по «Интернациональной», а значит, никак не могли миновать мой родной, обожаемый детский двор! Вова прислонил мопед к стеночке за углом, закурил, а я стал ждать Стаса Концевича.
           Да, я был уже далеко не малолетка. И рост за метр восемьдесят, и ботинок сорок пятого, и кулаки с мозолями от нескольких лет фанатичного увлечения боксом.
             Узнал я его не сразу – сутулый, уже испитой доходяга. Я вышел из-за угла и крикнул: «Подойди сюда!» Концевич вздрогнул всем телом, как бывает во сне. Вова сидел на мопеде, курил. Я взял Концевича за шкирку и втащил за угол. «Мужики. вы чего?!» Он не узнал меня, конечно. «Щас я буду тебя убивать, падла, мразь! Резать буду!»- я сделал вид, что щупаю в заднем кармане ножик. Вот тут Концевич струхнул всерьёз.
           Вова Масеев, наблюдавший за встречей «старых друзей» с изысканным равнодушием, потянул воздух и вдруг изумленно огорчился: «Воняет!»
            Я отстранился от Концевича – от него плохо пахло.
А он прозрел:«Куня, ты что ли?»
           «Ну, забыл, как мучил нас, фашист?» - уже без всякой злобы сказал я. И замахнулся на него. Он пригнул голову, но видно было, что знает – нет, бить не будут. Миновала, как говорится, оказия.
             Мне нечего было вместе вспоминать со Стасом Концевичем. Моя идея – вернуться в Тамбов и наказать его за муки детства – сейчас, рядом с этим несчастным и больным, обрела вечный покой. Но и долго себя стыдить, заниматься самоедством я не захотел.
          «Поехали!» - мы сели с моим дорогим другом Масеевым на его великолепного коня и помчались в Пригородный лес к его знакомым девчонкам, пионервожатым. «Вова! –перекрикивал я шум ветра и мотора – Ненависть позади! Впереди секс и рок-н-ролл!»
            «Точна-а-а-а!» - прокричал Вова.
            Шёл 1966 год. Карибский кризис был позади, и все люди, которые должны были умереть, были по-прежнему живы…

В. К.»

«Бессознательный» поток сознания  моего  визави дает понятие  о сложности  психических процессов происходящих в его голове. Впечатление - дыхание, от прочитанного, не перехватило, желваки на щеках не заиграли. Мой комментарий уместился в одну  строчку :

3 августа 2016

«Скучную жвачку пережил. Компенсацию получил последним абзацем - автор пытался преодолеть гравитацию "бытовухи". 

К. благодарит за отклик. Его тронула бесхитростность провинциала - пишет:

тот же день. 3 августа 2016      

« Дорогой Володя! Спасибо за отклик на мой рассказ в Литбуке! Очень тронут твоей откровенностью и честностью! Ты первый человек, кому этот сюжет так не понравился и кто увидел в нём "попытку преодолеть гравитацию бытовухи". За эту свежесть восприятия - особенное спасибо! Как автору , мне интереснее всего именно такие - неожиданные, оригинальные и в чём-то даже парадоксальные реакции. Жаль, что ты  так же честно не обмолвился о других публикациях на "моей" страничке ! Но если будет у тебя возможность - откликнись и на них. Буду с нетерпением ждать твоего отклика. Мне важно твоё мнение. С уважением — В.К.»
                Ну, что? Адекватный мужик. Методика общения с потенциальным читателем отработана. Приятно когда о тебе так отзывается маститый писатель. Только, не подозревал визави, что могу его разочаровать своим не управляемым, не зависимым, не «быдловатым» характером. Говорить про меня красивыми словами пытаются друзья за рюмкой чая. Да, каждый раз прерываю: на похоронах скажете...Прочел другие работы моего знакомца, посмотрел под ними отзывы... Не густо, конечно, но за то, все - «одобрямс». В ответ на просьбу откликнуться о других публикациях отправил сообщение:

4 августа 2016

        «Дорогой Володя, не след  нам со свиным рылом - в калашный ряд.  У вас там ( на  "арендованной страничке" сайта Литбук) все тихо, спокойненько, как на кладбище. Все свои. Если, что и говорят, то только,  про своих и только хорошее... Критики... нет на вас креста! Первый, эмоциональный уровень познания - здорово, хорошо, удалось и всякая такая хрень - ряска.  А, что удалось, что хорошего, что здорово? "Умники" оставляют додумывать "лоховитому" читателю.  Это как же вы, нас лохов воспитываете? Да, я такого  "напридумаю" с бодуна... А, наш зав. складом товарищ Сатюков, так во о ще...! О чем я?  Критику без головы - ни к у д а!  Второй, рациональный уровень познания надо включать,  ну, конечно у кого масло в голове есть...  Сказал  " вещь удалась"  говори -  что, да как, да почем... а, услышу : " ...развил принципы литературного жанра..."  или другие умные слова, дык, и не по диагонали буду читать, а каждую строчку, да еще с "возвратом". 
Ты, Вова меня строго не суди, Тамбовские мы, Жердевские, село Бурнак. Слыхал про такое? Речка там у нас - хрустальная, как утренняя роса. Бурначка — называется! И мы деревенские, такие же — любим чтобы на чистоту...
С наилучшими пожеланиями
Сюров»

Укусила меня однажды оса. Резкая, верткая! Увернуться, отмахнуться не успел — обожгла щеку ... За что?! Но, это тварь божия... и ее инстинкты - нарушил личное пространство, создал угрозу безопасности - получи. А, вот, подобную реакцию критика не ожидал. Критик ответил:

10 августа 2016 « Вот теперь понял... сомнения были. (это в чем же он сомневался? Примеч. Сюров) Не осталось. Это такая выстраданная позиция, выходит. Тамбовские мы! Строго не суди! А сам ты, Вова, не судишь, а уже засудил! Заранее всё понял и тавро отжёг на "чужой" шкурке? Ты вырос, Вова, на Бурначке, а я на Цне. И что, Вова, как Родину делить будем? Твоя озлобленность мне понятна , но абсолютно чужда, Прости, брат, если сможешь ...» .
Крутой пассаж! Прямо - в огороде бузина, а в Киеве дядька!  Озадачили агрессивная речь и отсутствие творческого подхода в критике у « нашего современника» - воспроизводит старые, «помятые» клише встречающиеся в передовицах газет середины прошлого века. Он понял, а я в отличии от него, ничего не понял из его монолога. В чем он сомневался, на что надеялся вступив в диалог? Ни какой позиции, тем более выстраданной, я в отношении его творчества не имел и не имею, и в будущем не собираюсь определиться. Бог вам судья. Рассмешила проницательность критика  - пассаж о моей озлобленности?!
И мой ответ: 
12 августа 2016

«Брат, спасибо за внимание. Во! Расчехлил оружие критика! - позиция персонажа с гнильцой, озлоблен на вся и всех, без оснований судит калашный ряд...
Однако, озадачил ты меня.  Впервые за  70 лет слышу об озлобленности - коварные друзья и родственники усыпили критическое восприятие окружающей среды ( ...удивительно, на сколько ты прозорливее  них...). Твердил друзьям - Ваши хорошие слова скажите на моей могиле... А, они при жизни...
Первое впечатление- человек ты добрый, но ...порывистый. У тебя это на лице. Завидую. Жалею, что невольно вызвал в тебе негативные чувства. Прости. " Ты мне друг, но истина-дороже" - помнишь этого мужика из прошлого?
Володя, совершенно искренне - ни какой позиции  не придерживаюсь, в партиях\группировках не состою,  страданий в жизни не испытывал. Руководствуюсь, токмо, здравым ( слава богу, сомнений в этом нет) смыслом, жизненным опытом и скудными знаниями теории познания. Благо, жизненные условия позволяют быть не зависимым. Рад нашему землячеству. Но, совершенно не понял к чему речь о дележе Родины?  Да, у меня бабушки, дедушки, тети, дяди похоронены в Бурнаке, сестры и братья живут в Бурнаке. Уважаю твою малую Родину, уважаю твоих Тамбовских родственников и друзей, знаю твою Цну... В юности купались с девушкой в Цне, до сих пор удивляюсь, как, глядя на ее фигурку, не умер от вожделения... Но, как это делить Родину!  Нет, я определенно не "въезжаю"!
Володя, понимаю, ты человек искусства,  мозги у тебя, в отличии от моих ( управленца) "ориентированны" иначе... Ты лирик, я - "физик", ты управляешься с тонкой материей, я "тонкую материю" вынужден материть и силой тащить на рабочее место... Я тебя отлично понимаю и полюблю таким, какой ты есть. Меня "грубияна" ты ни чем не обидел, а я "грубиян не отесанный", прошу - прости, если чем нарушил твое равновесие.
Остаюсь с уважением
Владимир.»

Вот, так не успев начаться, закончилась дружба с широко известным в узких кругах писателем. Рассказ «Страшная месть Концевичу» взят из открытого источника  (Литбук https://litbook.ru/article/6623/). Письма автора ко мне? Да, были они в природе? Все это плод моего воображеия.

Тамбовская обл. Село Бурнак . Лето 2016г.               

В.И. Сюров


Рецензии