Забота о стариках

    29-го августа в кабинете главы Идринского района состоялся «серьёзный» разговор. Идринские пенсионеры пришли к главе искать защиты от руководства культурного учреждения, Идринского РДК. Их, мягко говоря, «культурно» попросили из помещения бильярдной, где они собирались для общения и проведения досуга вокруг бильярдного стола.

  Там пенсионеры общались, играли в бильярд, шашки, шахматы, нарды, в общем, проводили свободное время, чтобы не валяться по домам на диванах, наживая болячки от лежачей жизни. Общение и игры позволяют сохранять подольше физическую форму, и интеллект, позволяют забывать, хотя бы на время о болезнях.

 При «серьёзном» разговоре присутствовали: сам глава Анатолий Владимирович Киреев, председатель районного совета депутатов Анатолий Гаврилович Букатов, глава районного пенсионного фонда Виктор Васильевич Епифанов, редактор районной газеты Ирина Георгиевна Свиридова, руководитель районного спортивного  отдела администрации Олег Проскуряков и заместитель главы района по социальным вопросам Любовь Анатольевна Юрочкина.

 В составе делегации пенсионеров присутствовали Николай Николаевич Корчма, Шутков Геннадий Константинович, Олег Курашкин и я. Беру слово серьёзный в кавычки, так как считаю, что серьёзные разговоры – это разговоры о промышленности и сельском хозяйстве, об увеличении ВВП. А разговоры о стариках – это вопросы десятого порядка. Стоит ли о них говорить? Они своё отработали, теперь висят на шее у государства. Однако Анатолий Владимирович всё-таки посчитал, что говорить о стариках стоит и согласился принять их делегацию.
 
    Вот, можно сказать, стенограмма этого «серьёзного» разговора.
---- Давайте, начнем разговор, - приветливо произнес  Анатолий Владимирович, когда мы, делегация пенсионеров, вошли, - Кто будет говорить?

    Встал самый эрудированный из делегатов Корчма Николай Николаевич:
---- Я считаю, нет смысла что-то говорить. Мы ведь по этому вопросу уже не раз у вас были.  И нам сказали: «Идите куда хотите, пишите куда хотите. Ничего вы не добьетесь!»
---- Кто так сказал?

---- Когда в последний раз мы были, не было ни Вас, ни председателя районного совета, был ваш заместитель Орешков Александр Александрович. Он сказал: «Ну, зайдите ко мне, разберемся». Была директор ДК Головкова Елена Николаевна и заведующая отделом культуры  Евсеенко Любовь Владимировна. Они так сказали нам.

---- Пригласите директора Дома Культуры, - попросил глава секретаршу.

     Когда Головкова вошла, Николай Николаевич продолжил:
---- Тут вопрос в том, что мы, пенсионеры, в учреждении культуры сталкиваемся с культурным хамством. Когда-то мы добились того, что  пенсионеры могут приходить в ДК играть в бильярд.
   
  Ну, мы, радостная инициативная группа, не знаю, в шутку или всерьёз, назначили меня Президентом клуба «Белый шар». Мы постарались найти спонсоров и кое - что приобрести для выделенного нам помещения. То есть столик для игры в шашки, шахматы, нарды чайник, чайный сервиз. Сначала все было хорошо, но далее началось: кто бы ни приехал, ни пришел с торговлей – вы из помещения уходите и не приходите.

  Там могут продавать очки, слуховые аппараты, одежду, там могут раздеваться и переодеваться пришедшие и приехавшие на концерты, там могут  бегать обезьяны по полотну бильярда, которое стоит больших денег. Когда мы делаем замечания руководству ДК, нам отвечают: «Не ваше дело!». Мы – это пожилые люди, которым негде общаться. Две недели назад мы приходим туда, заходит директор Дома Культуры и говорит: «Ну, всё, ребята, вы здесь в последний раз. Мы вас отсюда выселяем».

  Приходим  мы в следующий раз, нам говорят: «А вы зачем сюда пришли? Здесь на бильярдном столе лежат шторы. Мы вас не можем пустить». Мы спрашиваем: «А когда вы нас можете пустить?» Говорят: «Приходите в понедельник». Мы приходим в понедельник, нас не пускают, приходим во вторник, в среду – то же самое. Директор ДК и заведующая отделом культуры районной администрации отвечают: «У нас форсмажорные обстоятельства. Мы вас пустить не можем!»

  Мы спрашиваем: «Как нам быть?» Нам отвечают: «Как хотите, так и будьте. Куда хотите, туда и идите». Мы пошли к вам в районную администрацию. Ни Вас Анатолий Владимирович, ни Вас Анатолий Гаврилович на месте не оказалось. Получив от Орешкова «хороший» ответ, мы снова пришли в РДК. Спрашиваем «Как нам быть? Мы, пенсионеры здесь собирались». Нам отвечают: «Ну и что?! Это помещение предназначено для молодежи».

 Я спрашиваю: «Так куда же нам идти? Мы вот сюда ходим, играем, поддерживаем свою физическую форму, общаемся. Вот все мы пенсионеры – я, Тихонов, Шутков, Курашкин, да много нас приходит». Мне сказали: «Пишите куда хотите!» Зачем нам куда-то писать? В бильярдную приходят ещё и ребята из ПТУ, теперь оно техникумом называется. Они общаются с нами.

 Мы производим на них какое-то воспитательное воздействие. Они с нас пример берут как вести себя в обществе. Нам говорят: «Ваш бильярд будем выносить в фойе». Я говорю: « В фойе бетонный пол. Упадет шар, поколется. Нам говорят: «Там стоял бильярд». «Да, говорю, стоял, и его успешно разбомбили. Нет уже  этого бильярда». Почему так? Почему к нам, старикам, такое отношение?

    После длинной речи нашего «Президента», стал говорить я, автор этой стенограммы:

---- Я хочу добавить к словам Николая Николаевича ещё и разговор о районном Центре Социальной защиты. Мы, ранее, до ДК, собирались в помещении Центра. Там стояло два бильярдных стола. Там произошла точно такая же история: потихоньку, потихоньку нас оттуда выжили. В помещении, где стояли бильярдные столы, руководство Центра решило оборудовать конференцзал. Оба бильярдных стола разобрали и выбросили.

 Нам сказали, что  для бильярда в здании Центра нет помещения. Но там есть подвальный этаж, где места много, и там нам можно было собираться. Более того на собрании в Центре соцзащиты мне прямо в глаза заявили: «Наработался бы дома – не ходил бы по общественным местам!» Нашелся и руководитель Центра, который заявил, что бильярд пенсионерам противопоказан. Я забрал выброшенные бильярдные столы и увёз их в Хакасию к дочери. Там их собрали. Я считаю, что и в Центре соцзащиты и в РДК отношение к старикам некультурное, хотя эти организации, кажется, призваны их именно защищать. Как  открыть дорогу пенсионерам к культуре?

    Директор Дома Культуры долго рассказывала, где у них ранее стоял бильярдный стол, что Дому Культуры негде разместить музыкальную школу. Все её пространное выступление свелось к одному: «Ну, нет у нас свободного кабинета для бильярда!».

---- А музыкальная школа как относится к Дому Культуры? – спросил Геннадий Константинович Шутков.
---- Да, она к Дому Культуры не относится, – ответила директор.
---- Так почему вы её у себя устраиваете?  У неё есть свое здание. Мы, пенсионеры, сами организовались. Бильярд в оспариваемом помещении давно стоит, и пусть стоит. Не обижайте пенсионеров, Елена Николаевна. Не может быть, чтобы в таком большом двухэтажном здании нет нам места кроме фойе?
   
    Мне, да, наверное, и всем остальным пенсионерам, стало ясно, что решение выгнать пенсионеров в фойе пришло в голову директору ДК не само по себе, что предложение такое пришло свыше.

---- Геннадий Константинович, вы же прекрасно понимаете, что артистам во время концертов приходится переодеваться, а бильярдная близко и удобная, - оправдывалась директор.

---- Мы не возражаем, но к нам относятся хамски. Мы играем, а  к нам приходят и объявляют, чтобы мы убирались. Нужно найти музыкальной школе какое-то другое помещение.

---- Сейчас к нам приехала молодая девушка. Она будет заниматься с детьми…
--- А старики – на выгон? Какой пример вы подаете детям!
---- У нас нет помещения, где должны заниматься дети. Они ходят как неприкаянные по кабинетам. Есть складские помещения, но там стоят краски, инструменты.

---- Но нельзя же решать вопрос за счет пенсионеров. Правильно сказал Николай Николаевич, что к нам относятся хамски.
---- Так же  хамски были выброшены бильярдные столы из Центра соцзащиты, - добавил я. – Бильярд рекомендуется пожилым. Если он, этот неэнергозатратный спорт, не рекомендован, то что рекомендовано пенсионерам? Диван, кровать и телевизор? Пиво, водка, самогон?

---- Ученики заканчивают школу. Они приходят к нам…
---- А мы куда должны идти? – снова выступил Николай Николаевич. – Говорите: куда хотите? А мы хотим к вам. Ну, дайте нам другое помещение. Фойе – проходной двор. Оставьте нам эту последнюю возможность для общения, для культурного досуга. Вообще-то здоровье нации определяется по отношению к  старикам и детям. Вы детям – да, а старики – гуляйте, протаптывайте себе тропинку на кладбище.

   И снова не удержался я:
---- Еще один пример отношения к пенсионерам. Этой зимой планировалось провести соревнования по зимней рыбалке. Известно, что на это мероприятие приехали бы все любители подледного лова, а это, в основном, пенсионеры. Однако у районной администрации не нашлось денег на призы, хотя можно было провести мероприятие и без призов. Но зачем это руководству района? Лишняя возня!

 Рыбаки и так рыбачат без соревнований. С завистью читал в «Красноярском рабочем» рассказ о таком соревновании в Шушенском районе. Там тоже не нашлось денег у районной администрации, зато нашлись они у спонсоров. Ну, вот не верится нам, что не нашлось денег на призы. Не верится нам, что не находится в ДК помещения для музыкантов кроме бильярдной. Не верится нам, что и в соцзащите не нашлось для нас помещения. Вывод прост: наплевательское отношение к пенсионерам.

    Наконец начал говорить глава района. Все напряглись, ожидая вердикта:
---- Бильярдная для пенсионеров, и не только! Не надо там устраивать торговлю и раздевалку. Больше проблем с пенсионерами не должно быть! Этот кабинет не трогайте! Туда должен быть свободный доступ для культурного досуга всем, кто увлекается бильярдом. Пусть ходят, играют, общаются.

      Мы, пришедшая к главе за помощью делегация пенсионеров, вздохнули с облегчением. На наших лицах появились улыбки.
---- Но там уже нет, нами приобретённых, ни чайника, ни сервиза, - опять вступил в разговор Корчма.

---- Они у меня в кабинете, - призналась директор.

---- Верните, и пусть они пьют чай, - наставлял директора глава района. – С людьми надо нормально разговаривать, тем более с пожилыми, так, чтобы не возникало конфликта. Это было ваше неправильное решение, Елена Николаевна. Надо учиться работать с людьми без конфликтов, без ссор. В этом и заключается задача любого руководителя. Кружки у вас работают не весь же день? Вот и разведите их во времени. И кабинетов будет хватать.

---- Тогда давайте прямо у вас в кабинете договоримся. Когда у нас проводятся массовые мероприятия, приезжают артисты, они смогут пользоваться бильярдной комнатой.

---- Да мы никогда против такого и не были, - опять вступил в разговор Корчма. – Но когда приезжают торговцы очками, и вы нас запросто выдворяете…
---- И там вы не всегда поддерживаете чистоту и порядок, – опять предъявила претензию директор.

---- Верните в бильярдную чайник и сервиз. А Вы, господин «Президент», порядок поддерживайте! – с усмешкой наставлял своих граждан глава района.
---- Когда мы там, мы порядок поддерживаем. Но туда могут приходить другие, даже ночью  и пить там чай. Меня Президентом назвали в насмешку. Вот и Вы, Анатолий Владимирович, насмехаетесь. Но я могу поделиться с Вами этим званием…

---- Выходите из положения, но пенсионеров не трогайте! Пусть ходят, играют.
     Таково было последнее напутствие главы района. Делегация уходила из гостеприимного кабинета с поднятыми головами. Но не повторится ли опять наезд?  Поживём – увидим, или «спасение утопающих – дело рук  самих утопающих»?

                Послесловие:
 А Чайник и чайный сервиз нам не вернули, и на приглашение к чаю никто из руководителей не откликнулся. А из бильярдной пенсионеров всё-таки выжили… Репортаж этот написан в 2017-м, а сегодня уже 2021-й год, а бильярд всё переносят, неизвестно куда, он стоит там же в ДК, но входа в районный Дом Культуры пенсионерам уже нет.


Рецензии