Первая после Бога. Царица

Термин «царица» в египтологии был и остаётся аналогом часто уж очень длинного и сложного титула главных жён и матерей фараонов. И это явно не тот случай, когда от узости всем знакомого термина тускнеет блеск колорита былого значения. Тут бы не грех вспомнить и об истории титула «фараон», в официальный протокол двора египетских владык вошедшего лишь при XXII династии. Тем не менее, так уж повелось, что «фараонами» с некоторых пор называют царей из всех периодов древней и античной истории Египта, и это лишь подчёркивает редкую самобытность египетской цивилизации.

При этом бывает трудно назвать просто «царицей» ту венценосную даму, что была не в шутку главой государства, и даже, в этой связи, носила пятикратный титул фараона. У египетской царицы при живом и здравствующем муже не было особых властных полномочий, тем более в масштабах страны. В её титулы лишь с эпохи Среднего царства добавили эпитеты, буквальный перевод которых открывает аллюзию на роль вершительницы судеб, но они кажутся номинальными, да и даны они не в силу исконного и непреложного закона, а по воле фараона, что бывало от случая к случаю.

С IV династии царицу можно было без ошибки узнать по особого рода регалиям. В частности, матери фараонов носили корону в виде грифа, птицы не менее сакральной, чем сокол. С VI династии этот убор уже носят все царицы египетские, да ещё и в сочетании с уреем (коброй), на который до сих пор имел право лишь фараон. В своё время даже великая царица Мерьет-нейт, правившая как регент, и удостоенная погребения, равного фараону, не пошла дальше того, чтобы заключить своё имя в эмблему «серех». И лишь с XIII династии родится обычай особо выделять самую главную из жён фараона, эту «первую после Бога» титулом «хемет несут урет» («великая супруга царя»).

Её считали земным воплощением богини Хат-Хор, дочери и супруги Солнца в его разных формах, и специально для неё был выдуман новый тип тиары – два высоких пера в сочетании с солнечным диском, а иногда и лирообразными рогами . У египтян как будто бы не было феминитива к слову «царь» («ни-сут-бити», в буквальном переводе – «тот, кто от осоки и пчелы»). Но магистр, бакалавр, доктор философии и просто замечательный человек Лукас Баку Манзано всё же нашёл что-то вроде эквивалента – «битит». Оно было, вероятно, образовано от громкого славословия в честь фараона «бит битиу» («царь царей»).

«Бит» – пчела являлась геральдическим насекомым Севера, и, к примеру, северная резиденция фараона называлась «пер бити», а красная корона Севера (Нижнего Египта) – просто «бит». Родом из Дельты были первые великие царицы, истовые почитательницы богини Нейт, предвечной матери. В VI веке до н.э. храм Нейт в Саисе будут называть «Дом пчелы» («Пер бит»). В иероглифической письменности тотемная этимология титулов египетских владык не давала о себе забыть. И «битит» то ли нарочно, то ли случайно, но вызывает в памяти образ «королевы» улья.

До конца II Переходного периода имена цариц не заключали в кольцо, эту эмблему солнечной орбиты, и его не было даже у знаменитой Хенткауас I. В первую очередь и в большинстве случаев набор званий из титула царицы отражал её статус в семье фараона, а не в иерархии политической элиты. В главной жене царя видели особо близкое к нему при дворе лицо, но по большей части фаворитку и домоправителя, но не соправителя. Лишь случай мог обратить царицу во всемогущего ферзя. Но у неё были все права на обретение божественной филиации и роли дочери Ра.

В царице видели также и земной аватар богинь-защитниц царской власти. Это – Нехбет (богиня Юга) и Уаджет (богиня Севера), а позже Хатхор (Око Хора – око государево!) и другие царицы небесные. И если уж пенять на то, что в роли фараона египетская царица, женская ипостась Хора, питала тягу к чисто мужским атрибутам власти (она могла даже носить накладную бороду), то не нужно забывать о том, что и фараоны столь же упорно именовали себя «Обе владычицы», что в приложении к мужчине кажется шуткой.

У трона или бок-о-бок с мужем во время вершения великих дел видели не так много цариц, но из них любая была «козырем» в сравнении даже с первыми вельможами двора («сенут»). Кто знал об её тайном влиянии на думы и планы владыки? А уж в союзе царских жён («ипет-несут») с его сетью доходных имений она была главой. И она весьма часто оказывалась у алтаря как верховная жрица. В целом с течением веков, авторитет женского жречества в Египте упал, но не в случае цариц и царевен, которые не только и не столько отправляли культ, сколько жили им и в нём.

Их с самого начала ассоциировали с их божественными двойниками, и наоборот – иконография богинь (Мут, Исиды) уже всё больше походила на портреты земных цариц. А это уже немало. В разного рода обрядах было важно участие царицы в паре с фараоном для полной гармонии. Уже в эпоху пирамид она часто рядом с ним во время возложения жертв на алтарь, строительного, охотничьего и даже военного ритуала, её игра и пение должны умиротворить богов. Во время грандиозного фестиваля Опет эпохи Нового царства её корабль вёл ладью богини Мут (а корабль фараона – ладью Амона).

С «рукоположением» в супруги бога Амона казалось бы, был достигнут потолок величия для царицы Египта. Но в эпоху Амарны он был с треском пробит. На краткое время царица, во всяком случае в теории, получила роль самого настоящего двойника своего супруга. С небывалого обожествления своей царицы начал ещё Аменхотеп III, его же сын Эхнатон уже однозначно представил себя и любимую жену как земной образ первых детей бога Солнца – близнецов Шу и Тефнут. Короны цариц Тэйе и Нефертити, синие венцы, будто бы дамская версия одной из корон фараона, тоже синего цвета («хепреш»).

Так как эти казусы не привели в итоге к эпохальной революции, в подавляющем большинстве случаев в паре царь – царица первый играет во всём ведущую роль, что отражается и на масштабах памятников в их честь. Он может делегировать царице какие-то свои или особые полномочия, а может и забрать их. И, вопреки стереотипам, брак фараона в вопросах его легитимности на троне играет второстепенную роль. Не все фараоны шли на поводу у традиции брать в качестве главной жены кузину, сестру и даже дочь, коль скоро она не имела силы настоящего закона.

Об этом свидетельствуют истории таких цариц, как Анхесенпиопи II, Тэйе, Нефертари. С другой стороны, фараон не желал видеть матерью своих наследников жену-иноземку, даже если это дочь великого царя. И не выдавал своих дочерей за иноземных владык (те исключения, что известны, очень спорны, часто лишь приняты на веру, а брак египетской царевны с персидским царём Камбизом – тема для романов в стиле Эберса). В Третий переходный период значимость цариц, даже культово-церемониальная, резко упала. Было ли это связано с интригами, которые то и дело плели в союзе с вельможами женщины – неизвестно.

Но в годы междуцарствия цариц затмила целая династия верховных жриц Амона, избранных из числа царских дочерей. У дев-царевен не могло быть своих притязаний на трон, и, кажется, именно поэтому фараон во всём доверял им. Трудно упустить из виду тот факт, что царевны-жрицы носили при этом регалии, до того полагавшиеся лишь царице. В том числе и бич («хатес»), в чём-то похожий на тот, что фараон носил в паре с жезлом, похожим на крюк. Но «хатес» по-дамски изящен, а его рукоятка увенчана загадочным геральдическим «цветком Юга».

В истории Египта это был не первый период, когда фараоны почти приравнивали дочерей к царицам. В эпоху Среднего царства, до самой XVIII династии царевны имели право носить на голове диадему с уреем. В то время весьма часто сыновья выступали соправителями отца, который так страховал себя от дворцового переворота. Но Аменемхет III счёл возможным короновать в качестве соправителя дочь – Нефру-Птах, имя которой даже было заключено в картуш! Титулы супруги бога Амона Анхнеснеферибра более чем солидны: её величают «хати-аа» (это обычный титул мужчины-губернатора) и «хекат» («государыня»).

Это последнее слово образовано от мужской формы понятия «власть», «могущество». «Хека» обладал любой фараон. Он же считался владыкой «всего, что под солнцем». Для супруг Амона это право обрело форму титула «хенут шен неб эн итен» («Госпожа всего того, что окружает солнечный диск»). Из них Шепенупет II вообще титуловалась как «Хор-женщина» (так же, как «скандально» известная царица-фараон Хатшепсут). Титулы цариц, такие, как «хенуттауи» («Госпожа Обеих Земель»), известный ещё с эпохи Среднего царства, и прочие другие рядом со званиями жриц-принцесс при всей их громкости скрывают пустые амбиции.

Не очень многие царицы активно участвовали в политической жизни страны, а в сфере дипломатии они при живом муже были ограничены перепиской лишь с иноземными царицами. А в это же время хеттская царица писала и владычице Египта и фараону! В титулах даже Нефертити, номинально «равновеликой» своему супругу, иногда нарочно подчёркивалось, что она – «госпожа женщин всех». То есть, мужчины не входят в круг её безусловного господства. Тут ей нужен посредник, если только мужчина не её личный слуга (скажем, домоправитель).

На барельефе, хранящемся в музее Бостона (№ 64.521), Нефертити изображена как капитан боевого корабля: она убивает врага палицей так же, как это делали на древнейших изображениях фараоны. В данном случае это не более чем икона, пусть и ужасная, кровавая, но художник не забыл заменить пленного врага в руках царицы на женщину! Как будто бы Египет когда-то воевал с армией женщин. Но дело было сделано – царственная чета стала во всём зеркальным отражением друг друга. А зеркало может и немножко исказить суть вещей.

В эллинскую эпоху египетские царицы с лихвой вернули себе вовсе было утраченное божественное достоинство и весьма крепко ухватились за бразды правления. И то сказать – македонянки царского рода всегда мало походили на кротких греческих «василисс». Эталоном для будущих поколений новых цариц Египта стала уже Арсиноя II, супруга Птолемея I Сотера. Её титулы – копия тех, что носили супруги бога Амона. Их история, очевидно, не была предана забвению, но сам этот институт никто не собирался уже возрождать. В сане «Хор-женщина» с миром пребывали Береники II и III, Клеопатры III и VII.

Царицы эпохи Лагидов весьма часто бывают показаны с тремя уреями на лбу. Идею этой змеиной троицы можно проследить до XXV династии. Но вообще, когда дело касалось цариц, то считалось, что в их парадном облачении «уреев много не бывает». И если даже он был один, то модий (подставка) для тиары мог быть окружён тесным фризом из этих вздыбленных кобр. Два урея в налобье царицы стали носить с XVIII династии как аллегорию левого и правого ока бога Солнца, а также и как образ богинь Севера и Юга. Это тот случай, когда иконографический облик Нехбет и Уаджет одинаков.

Третий урей, добавленный в эпоху эфиопского владычества, и столь популярный при греках – это богиня Исида, на стелах того времени часто имевшая полностью или частично образ кобры. Вся эта зацикленность на змеях уходила корнями в глубокую древность, с одной стороны, с другой – густо, как корабль полипами, обрастала толкованиями уже сильно обновлённого египетского вероучения. Диапазон титула царицы во многом зависел от её личности и от того, насколько она была дорога своему фараону. Но если в мирских делах она часто была пешкой, то в делах культа она вырастала до незаменимой фигуры.

В этом случае она олицетворяла собою не обычную замужнюю даму, а божью избранницу. Раз за разом бог Амон-Ра в форме земного владыки в союзе с царицей порождал на свет обновлённую версию самого себя! С утверждением этой идеи связан праздник Мина, который справляли в сезон сбора урожая. В ходе его царица вершила обряд «пехер». Кружа вокруг своего мужа, свивая кольцо, как священная змея, она семь раз читала ритуальную молитву. Текст чинопоследования называет её «шемайет» – так же, как и храмовых певиц.

Во многих случаях мать фараона начинает упоминаться в официальной хронике лишь после того, как её сын был коронован и признан богом на земле. Так было, к примеру, с Мутемвией, матерью Аменхотепа III – она, второстепенная царица, должна была долгое время находиться в тени верховной владычицы. С другой стороны, если на трон вдруг вступал основатель новой династии, получалось, что его матери заведомо оказывалось больше чести, чем отцу. Та становилась равной царице, а отцы должны были довольствоваться низшим жреческим чином – «отец божий» («ит нечер»).

Самые типичные титулы цариц:

Хемет-несут – «Жена царя», самый первый, самый краткий и универсальный титул для любой из супруг фараона

Семайет-небти – «Супруга Обеих Владычиц». В буквальном смысле звучит очень нелепо, но две богини-защитницы Египта упоминались в полной титулатуре фараона. Титул был в ходу при I династии.

Хенти – «Наиглавнейшая из женщин». Титул был в ходу при I династии.

Урет-хатес – «Великая скипетром». Титул был в ходу на протяжении всей эпохи Древнего царства. Он был заново возрождён при XXVI династии.

Хемет-несу-урет – «Великая супруга царская». Титул утверждён с XII династии как особый знак отличия главной жены фараона от других его жён. Но, к примеру, Рамсес II окружил себя целой плеядой жён с таким высочайшим званием. И чтобы из неё выделить главную звезду – Нефертари, он ей присвоил жреческий сан «Супруга Бога». Её дети были наследниками престола первой очереди.

Хенут-Шемау Та-Меху – «Госпожа Верховья и Низовья» (т.е. Южного и Северного Египта). Титул принят с конца XVIII династии.

Хатес-Хор – «Скипетр бога Хора». Титул, популярный при I династии.

Хенуттауи – «Госпожа Двух Стран». Титул принят с середины XII династии и не потерял своей актуальности.

Небеттауи – «Владычица Обеих Земель». Такой вариант известен с конца XVIII династии.

Маат-хару-сетеш – «Та, что созерцает Хора и Сета» Иногда просто «Маат Хор» («Та, что видит Хора»). Титул был в ходу в период с I по III династии. Он отражал единение ради фараона сил двух богов, второй из которых в позднейшие времена будет объявлен аналогом дьявола.

Сенет-хемет ан Са-Ра – «Сестра-жена сына Ра». Титул использовался лишь в эпоху Птолемеев, поскольку именно они чаще всего допускали брак фараона с родной сестрой.

Мут-несу – «Мать царя», а иногда мут-нечер («мать бога»). Титул добавляли к обычному званию супруги фараона, когда её сын всходил на престол.

Хенемет-нефрет-хеджет – «Союзная с Белой Короной». Титул был в ходу с XII династии до начала XVIII, а потом был упразднён.

Хемет-несу аат-тепит – «Великая первая супруга царя». Такой титул встречается во времена XXV, эфиопской династии.

В титул царицы по воле фараона могло быть включено и много новых званий. К примеру, чин "хемет меррит аат" («Жена-великая любимица») был дан одной из жён Эхнатона, фаворитке Кийа. Рамсес II в числе других дал Нефертари доселе и после небывалый титул «небет тау небу» («Владычица всех стран»). В ряде случаев можно бы думать, что царица обладала правом заступницы или арбитра: «урет хасут» («Великая похвалами»). Титул отражал связь царицы с августейшей фамилией – она ведь могла сама быть дочерью фараона («сат несу») или его сестрой («сенет несу»). Он мог указывать на её особо высокородное происхождение – из сословия «ири-пат».

Когда прерывалась династия, главными претендентами на трон были представители ири-пат. И, наконец, титул бывал украшен самыми разными хвалебными эпитетами, в которых можно усматривать не только беззаветную любовь фараона к своей царице, но и сладкое раболепие придворных. Утончённые строки рисовали царицу как ангела: «небет имат» («Владычица очарования»), «бенрет мерут» («Сладостная любовью»), «анх ту эн седжем хруэс» («Дающая жизнь тем, кто слышит её»), «дис ибу хор решут» («Радующая сердца») и т.п. Но мало кто знал, кто она, живая богиня, в действительности – Элоа или Астарта.

Источники:

Додсон А., Хилтон Д. Генеалогические древа царских семей Древнего Египта. Лондон, 2004 г./Dodson A., Hilton D. The Complete Royal Families of Ancient Egypt. Thames & Hudson Ltd, London, 2004.

Roth, Silke. Queen. Department of Near Eastern Languages and Cultures. Journal UCLA Encyclopedia of Egyptology, 1(1). Publication Date 2009-07-03

Манзано Лукас Баку: научная статья "Пчёлы и цветы в Древнем Египте. Их аллегорическая связь в рамках мифоэпической концепции света". Университет Поль Валери Монпелье , 2001 г.

Критски Джин. Слёзы Рэ: пчеловодство в Древнем Египте/Gene Kritsky, The Tears of Re: Beekeeping in Ancient Egypt. Oxford University Press, 8 окт. 2015 г.
Томсинов В.А. Государство и право Древнего Египта: Монография. М.: ИКД. «Зерцало-М», 2011 г.

Робинс Гай. статья «Царицы» в Оксфордской энциклопедии Древнего Египта под руководством Дональда Б. Редфорда. Изд-во «Американский университет в Каире Пресс», 2001 г. Том III стр. 105 – 109/Robins Gay: "Queens" in The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt, under the direction of Donald B. Redford, The American University in Cairo Press, 2001, vol. III, p. 105 – 109

Мариам Ф. Айад. Супруга бога, божья служительница: Супруга Амона. Нью-Йорк, 2009 г. /Mariam F. Ayad. God’s Wife, God’s Servant: The God’s Wife of Amun (c. 740—525 BC). — New-York: Routledge, 2009. — 216 с. — ISBN 0-203-87586-9.

Маринович Л.П., Сапрыкин С.Ю. Женщина в античном мире. Сб. статей. - М.: Наука, 1995. - Ж56 275 с. Ил. ISBN 5-02-009791-8

Перепёлкин Ю.Я. История Древнего Египта. Переворот Амен-хотпа IV, Тайна Золотого гроба, Кэйе и Семнех-ке-рэ: к исходу солнцепоклоннического переворота в Египте. Издательство: Наука Год : 1984

Зубов А.Б., Зубова О.И. Религия Древнего Египта. Ч. 1. Земля и боги. – М.: Рипол-классик, 2017.

Кантор Х.Дж. «Растительный узор Древнего Ближнего Востока»/Helene J. Kantor - Plant Ornament in the Ancient Near East. Copyright © 1999 Oriental Institute, University of Chicago, Revised: August 11, 1999


Рецензии
Для меня статья интересна, с далеких школьных времен неравнодушна к истории древнего мира, в том числе и Египта.

Татьяна Сахань   20.03.2021 20:49     Заявить о нарушении