Кострома. Охота на слова

В последний день масленицы – а это прощёное воскресение перед великим 48-дневным постом -  в прежние времена  на городских площадях были большие праздники, они завершались сжиганием чучела зимы. Лучшая масленица, которую мне удалось увидеть, создана в кинофильме Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник» (1998). В фильме представлены лучшие моменты великого русского праздника, все актёры играли очень достоверно.

Был на Руси и летний аналог масленицы с широким разгулом, но он нередко приходился на самое засушливое время года. Сжигать на костре чучело в центре деревянных в основном городов было очень опасно. И чучело не сжигали, а топили. Видимо, традиция пошла из кого-то города на реке Оке, а это огромный выбор для предположения: Алексин, Горбатов, Калуга, Кашира, Коломна, Муром, Нижний Новгород, Рязань, Ступино, Серпухов, Таруса и другие. Много городов расположено на Оке. И хотя у этого гульбища чучело для уничтожение названо костромой, к городу Кострома оно, похоже,  не имеет отношения, поскольку Кострома расположена на двух берегах Волги, но не исключено, что название кострома связано со словом  костёр. Смотрим вместе: КОСТРома и КОСТЁР. Пять согласных букв совпадает.

Мне известно, что в некоторых загородных пионерских лагерях в советские годы, особенно в довоенные, устраивали праздники с участием костромы, её или сжигали на пионерском костре, или топили в водоёме. Об этом рассказывали старшие.

Смотрим словарь Владимира Даля.

КОСТРОМА ж. || Влад.-мур. чучело из соломы и рогож: при встрече страдных работ, прощаясь с хороводами (на всесвятской, в воскресенье пред петровым постом, в русальное заговенье), хоронят Кострому, топят в Оке, а где ее нет, в речке или озере. Часть провожан плачут и причитают, жалея Кострому и не давая ее в обиду, прочие, с грубыми остротами, продолжают свое; спровадив Кострому, пьют и веселятся в последний раз до осенин, до уборки хлеба. || Тул. розги, пук прутьев, батоги. || Игра: баба, среди ребятишек, названная Костромой, сказывается мертвою, а потом вдруг вскакивает и распугивает ребят. Толковый словарь живого великорусского языка

От своей матери, а она родилась в 1906 году,  я не раз слышал о летних забавах детей и взрослых в Троицын день или в Рождество Иоанна Предтечи (7 июля), которые проводили обычно в окрестном лесу на берегу озера. А ещё она рассказывала, как при отсутствии дома взрослых, дети собирались у кого-нибудь в избе и играли «в покойников», наряжали кого-нибудь в саван, укладывали на стол и оплакивали…  А потом «покойник» вскакивал и начиналась куча  мала.  У всякого времени свои забавы.

Недавно я открыл интересного автора, с которым одно время дружил Сергей Есенин. Имею в виду Алексея Михайловича Ремезова и его книгу «Посолонь». Есть в ней рассказ о весёлых проводах Костромы.

Кострома

Чуть только лес оденется листочками и теплое небо завьется белесыми хохолками, сбросит Кострома свою колючку — ежовую шубку, протрет глазыньки да из овина на все четыре стороны, куда взглянется, и пойдет себе.
Идет она по талым болотцам, по вспаханным полям да где-нибудь на зеленой лужайке и заляжет; лежит-валяется, брюшко себе лапкой почесывает, брюшко у Костромы мяконькое, переливается.
Любит Кострома попраздновать, блинков поесть да кисельку клюквенного со сливочками да с пеночками. А так она никого не ест, только представляется: поймает своим желтеньким усиком мушку какую, либо букашку, пососет язычком медовые крылышки, а потом и выпустит, — пускай их!
Теплынь-то, теплынь, благодать одна!
Еще любит Кострома с малыми ребятками повозиться, поваландаться: по сердцу ей лепуны-щекотуньи махонькие.
Знает она про то, что в колыбельках деется, и кто грудь сосет, и кто молочко хлебает, зовет каждое дите по имени и всех отличить может.
И все от мала до велика величают Кострому песенкой.
На то она и Кострома-Костромушка.
Лежит Кострома, валяется, разминает свои белые косточки, брюшком прямо к солнышку.
Заприметят где ребятишки ее рожицу да айда гурьбой взапуски. И скачут пичужки пестренькие, бегут бегом, тянутся ленточкой и чувыркают-чивикают, как воробышки.
А нагрянут на лужайку, возьмут друг дружку за руки да кругом вкруг Костромушки и пойдут плясать.
Пляшут и пляшут, поют песенку.
А она лежит, лежона-нежона, нежится, валяется.
— Дома Кострома?
— Дома.
— Что она делает?
— Спит.
И опять закружатся, завертятся, ножками топают-притопывают, а голосочки, как бубенчики, и звенят и заливаются, — не угнаться и птице за такими свистульками.
— Дома Кострома?
— Дома.
— Что она делает?
— Встает.
Встает Кострома, подымается на лапочки, обводит глазыньками, поводит желтеньким усиком, прилаживается: кого бы ей наперед поймать.
— Дома Кострома?
— Дома.
— Что она делает?
— Чешется.
Так круг за кругом ходят по солнцу вкруг Костромушки, играют песенку, допытывают: что Кострома поделывает?
А Кострома-Костромушка и попила, и поела, и в баню пошла, и из бани вернулась, села чай пить, чаю попила, прикурнула на немножечко, встала, гулять собирается…
— Дома Кострома?
— Дома.
— Что она делает?
— Померла.
Померла Кострома, померла!
И подымается такой крик и визг, что сами звери-зверюшки, какие вышли было из-за ельников на Костромушку поглазеть, лататы на попятный, — вот какой крик и визг!
И бросаются все взахлест на мертвую, поднимают ее к себе на руки и несут хоронить к ключику.
Померла Кострома, померла!
Идут и идут, несут мертвую, несут Костромушку, поют песенку.
Вьется песенка, перепархивает, голубым жучком со цветка по травушке, повевает ветерком, расплетает у девочек коски, машет ленточками и звенит-жужжит, откликается далеко за тем синим лесом.
Поле проходят, полянку, лесок за леском, проходят калиновый мост, вот и овражек, вот ключик — и бежит и недвижен — серая искорка-пчелка…
И вдруг раскрывает Кострома свои мертвые глазыньки, пошевеливает желтеньким усиком, — ам!
Ожила Кострома, ожила!
С криком и визгом роняют наземь Костромушку да кто куда — врассыпную.
Мигом вскочила Костромушка на ноги да бегом, бегом — догнала, переловила всех, — возятся. Стог из цветочков! Хохоту, хохоту сколько, — писк, визготня. Щекочет, целует, козочку делает, усиком водит, бодается, сама поддается, — попалась! Гляньте-ка! гляньте-ка, как забарахтались! — повалили Костромушку, салазки загнули, щиплют, щекочут — мала куча, да не совсем! И! — рассыпался стог из цветочков.
Ожила Кострома, ожила!
Вырвалась Костромушка да проворно к ключику, припала к ключику, насытилась и опять на лужайку пошла.
И легла на зеленую, на прохладную. Лежит, развалилась, валяется, лапкой брюшко почесывает, — брюшко у Костромы мяконькое, переливается.
Теплынь-то, теплынь, благодать одна!
Там распаханные поля зеленей зеленятся, там в синем лесе из нор и берлог выходят, идут и текут по черным утолокам, по пробойным тропам[20] Божии звери, там на гиблом болоте[21] в красном ивняке Леснь-птица[22] гнездо вьет, там за болотом, за лесом Егорий кнутом ударяет…[23]
Песенка вьется, перепархивает со цветочка по травушке, пестрая песенка-ленточка…
А над полем и полем, лесом и лесом прямо над Костромушкой — небо — церковь хлебная, калачом заперта, блином затворена.

В пояснениях, сделанных автором, читаем:

Кострома — игра. Выбирают Кострому или кто-нибудь из взрослых разыгрывает Кострому, остальные берутся за руки, делая круг. В середку круга сажают Кострому и начинают ходить вкруг нее хороводом. Из хоровода кто-нибудь один (коновод или хороводница), а не все, допытывает у Костромы, что она делает? Кострома отвечает, — Кострома делает все, что делает обыденно: Кострома встает, умывается, молится Богу, вяжет чулок и т. д. и, как всякий, в свой очеред умирает. И когда Кострома умирает, ее с причитаниями несут мертвую хоронить, но дорогой Кострома внезапно оживает. Вся суть игры в этом и заключается. Окончание игры — веселая свалка. (АМР)

Похороны Костромы, как обряд, совершался когда-то взрослыми. В Русальное заговенье на всехсвятской неделе (воскресенье перед Петровками) или на Троицу и Духов день делалось чучело из соломы и с причитаниями чучело хоронилось — топили его в реке или сжигали на костре. Кострому изображала иногда девушка, ее раздевали и купали в воде. В Купальской обрядности рядом с куклой-женщиной (Купало, Марина-Марена) употреблялась и мужская кукла (Ярило, Кострома, Кострубонько). Миф о Костроме-матери вышел из олицетворения хлебного зерна: зерно, похороненное в землю, оживает на воле в виде колоса. См.: Е. В. Аничков. Весенняя обрядовая песня на западе и у славян. СПб., 1903—1905. (АМР)
Кострома — костер — жесткая кора конопли, костер. (АМР)


Рецензии
Кострома

Константин Фролов-Крымский

Волга-Волга, здесь твои берега
Насыщают и дожди, и снега.
Здесь историей полны закрома.
Глубь России, соль земли – Кострома.

Мёд янтарный добывает пчела.
Ярким золотом горят купола.
Там, в столицах, душу жжёт кутерьма.
Но покой свой бережёт Кострома.

На висках рисуют проседь века.
Беды-горести уносит река.
Но спасенье для души и ума –
Святорусская земля – Кострома.
11.00 08.05.22
© Copyright: Константин Фролов-Крымский, 2022
Свидетельство о публикации №122062507616

Александр Ерошкин   26.06.2022 05:43     Заявить о нарушении