Записки смотрящего. гл. 31 Т. Дума

 31

 Париж окутал утренний туман. Им не спалось. Впечатлений было много. Самое главное – они узнавали друг друга. Кире уже казалось странным – как она могла жить без Виктора. Они научились понимать друг друга без слов уже давно, но это было рабочее общение. Оказавшись вдвоем, вдали от дома и забот, многие разочаровываются друг в друге. Внутренней связи не возникает, сердце не откликается, все происходит от рассудка. С ними этого не произошло. Виктор, далекий от искусства, с жадностью впитывал все, чем делилась с ним Кира, нагонял упущенное.
- Кирочка, ты открыла для меня новую страницу. Конечно, я и раньше бывал в музеях, не так часто, но бывал на выставках, но все это как-то меня не трогало. Тебе удалось передать мне свой юношеский интерес. Через судьбы художников картины стали мне открывать свое содержание. Удивительно. Я завидую Алешке, он столько знает, столько видел. Ты замечательная мама.
- Не преувеличивай. Алешка обычный мальчик. Я стараюсь расширить сферу его интересов, он увлечен спортом и техникой. Порой мне кажется, что он слушает меня из любви ко мне, но не из-за интереса к истории искусства.
- Это же не так важно. В его душе все откладывается. Он свободнее будет ощущать себя в любой сфере. Да, как ты относишься к предложению его учителя перевести его в гимназию?
- Возможно, это не очень разумно, но я пока не хочу переводить его. Углубленное изучение математики преждевременно. Он пока не определился в сфере интересов. А с математикой у него все хорошо. Если будет необходимо – возьмем ему дополнительно учителя. Я не права?
- Кира, мы с тобой совпадаем во мнении. Школа хорошая, серьезные учителя, класс нормальный, пусть учится в этой школе еще год, а там будет видно.
- Он как-то сказал мне, что хочет заняться языками, увлекает Восток. Два языка он знает вполне сносно. Пусть решает сам. Витя, мы опять о детях?- она улыбнулась, увидев его растерянное лицо.

- Кира, можно вопрос. Еще один – о детях, и я больше не буду об этом говорить.
-  Конечно.
- Ты думала о еще одном ребенке? Ты его хочешь?
- Я пока не думала об этом. Хочу ли я его? Мне кажется, дети рождаются в свое время.
- Так да или нет, любимая?
- Я буду рада его появлению, но позже. Лера пока маленькая, пусть подрастет. Я сама себе противоречу, да?
- Женщины сотканы из противоречий, ты не заметила?
- Как и мужчины, дорогой мой. История Франции яркий тому пример.
- Я часто размышлял раньше. Есть внутреннее содержание человека, которое просит его оформить. Само по себе слово оживает, когда в человеке идет отклик на эти звуки. Резонирует.

- Подожди. Ты далеко ушел. О чем ты? – Кира с недоумением смотрела на мужа.
- Слова, наделавшие столько в истории, или вершившие историю. Они формировали стремления людей не одно поколение. Свобода, равенство, братство, независимость.
- Человек всегда мечтает о лучшем мире. Кто-то всю жизнь что-то для этого делает. Есть другие – они критикуют все и всех, не внося конструктивных предложений. Для организации толпы бывает достаточно звонкого лозунга, в удачное время вброшенного в сознание. И толпа подхватывает его, не задумываясь в реалистичности того, что подхватила на волне общего энтузиазма.

Виктор понимал свою оплошность. Конечно, ему очень хотелось увидеть своего ребенка. Свое творение. Он не раз думал о том, каким он будет. У него не было детей. Кира не виновата в том, что так сложилась его жизнь. Он спешил, не стоило сейчас заводить разговор об этом. Он решил сгладить свою неловкость разговором на отвлеченную тему. Это получилось так же не слишком удачно.

- Кира, прости, я совсем некстати завел эти разговоры. Дети – это замечательно. Ты права, нам не стоит спешить. Да и зачем? У нас впереди целая жизнь. Пойдем гулять. У тебя осталось два адреса, которые ты хотела отыскать.

Да, он говорил это, искренне веря в то, что впереди у них долгие годы счастья.
Получилось все не совсем так. Годы счастья были, это правда. Все оборвалось неожиданно. Через пять лет Киры не стало. Это было особенно остро – все произошло стремительно. Врачи не смогли ее спасти. Тромб, о котором никто не догадывался, в одно мгновение оборвал ее жизнь.
Виктор остался один с детьми. Алеша оканчивал школу, а Лерочка еще не начала учебу в школе.

Хорошо ли, что человек не знает свой путь, его длительность? Известен ли он изначально? Как часто уход человека воспринимается как великая несправедливость.

Виктору было не до размышлений. Он окаменел. Дети заставили его жить дальше. Это была совершенно другая жизнь. Лишь иногда он просыпался от повторяющегося сюжета – Кира, невероятно нежная, обнимала его и тихо говорила, как тогда, в Париже – я так счастлива, любимый…


Рецензии