Когда девушка спешит на свидание...
Фильм был поставлен режиссером Михаилом Вернером, снимавшим комедии еще в дореволюционные годы, а автором сценария значится А. Зорич. Под этим псевдонимом скрывался писатель и очеркист, уроженец Евпатории Василий Локоть. Кинокритика встретили картину холодно, объявив ее безыдейным эталоном пошлости и безвкусицы, возрождающим безнравственные традиции царских курортных комедий. Однако народу настолько полюбилась эта простенькая и немножко наивная картина, что, даже не смотря на разгромные рецензии, фильм с проката не снимали. Хотя определенные кадровые выводы, судя по всему, были сделаны: Вернер больше не поставил ни одной киноленты, а Локоть через год был расстрелян – «за участие в контрреволюционной террористической организации». До конца неясно, что стало причиной трагического конца этого талантливого журналиста – то ли этот сценарий, то ли кипучая монархическая деятельность его папеньки, бывшего депутата Государственной Думы Тимофея Васильевича Локоть, после революции эмигрировавшего в Югославию, то ли что-то другое. Не помогло даже то, что сценарист работал в бюро расследований редакции «Правды», которым тогда руководила Мария Ильинична Ульянова – сестра Ленина.
Михаилу Вернеру и сорежиссеру Сергею Сиделеву удалось привлечь к работе над картиной Исаака Дунаевского и Василия Лебедева-Кумача. В фильме звучат их песни «Разбито все» и «Страна спешит». Помните: «Недаром нам солнце смеется, и ветер веселый поет. Нам радость без боя сдается, нам счастье ключи отдает...»? В киноленте снялся целый ряд неординарных актеров отечественного кинематографа –Борис Петкер, Эрна Машкевич, Петр Гофман, Мария Барабанова, Иона Бий-Бродский, Андрей Костричкин, Арнольд Арнольд, Евгения Плюто. Жениха, по вине которого начался весь сыр-бор, сыграл Георгий Георгиу. Это была его вторая роль в кино. Дебютировав перед этим в восемнадцатилетнем возрасте в роли хулигана в картине «Весенние дни», в дальнейшем он будет создавать на экране образы бюрократов и подхалимов. Например, хорошо известного всем советским кинозрителям референта академика Нестратова в фильме «Верные друзья». А растяпу-телеграфиста, отстукавшего азбукой Морзе вместо текста случайно услышанную лирическую песню, отвечавшую позывам его нежной влюбленной души, сыграет мастер лирико-комедийных характеров Александр Бениаминов – тот самый укротитель из «Полосатого рейса», чья фраза «Я не трус, но я боюсь» сразу же пошла в народ. Потом, кстати, ее повторил персонаж Юрия Никулина в «Бриллиантовой руке». В 1978-м Бениаминов эмигрировал в США, но актерская карьера там не задалась – как и у его друга Крамарова, с которым они снялись в американской мелодраме «Москва на Гудзоне». Не зря в народе говорят: «Где родился – там и пригодился». После эмиграции фамилию Бениаминова убрали из титров ряда фильмов, в которых он снимался – «Семь стариков и одна девушка», «Соломенная шляпка» и т.д. А из кинолент «Мы с вами где-то встречались» и «Дон-Кихот» вообще вырежут кадры с участием этого эмигранта.
В эпизодах кинокомедии можно увидеть и поэта Андрей Апсолона, который позже станет автором песен к фильмам «Жди меня», «Волочаевские дни», «Семеро смелых», «Лейся песня на просторе», а также сорежиссером киноработ «Снегурочка», «Герои Шипки», «Над Неманом рассвет». Кстати, мало кто знает, что во время войны этот талантливый актер не отсиживался в тепленьком тылу, а водил в атаку свой взвод на Ленинградском фронте. Что из себя представлял этот фронт, и что такое блокада Ленинграда – думаю, читателю этого объяснять не стоит.
Но самая главная «звезда» этого фильма – сейчас незаслуженно забытый, яркий и самобытный актер Михаил Ростовцев. Он родился в 1872 году и был 18-м ребенком в семье часовщика Антона Эршлера. Уже с 14 лет выступал в различных самодеятельных ансамблях, опереточных антрепризах, работал как куплетист в кафешантанах. В «Девушке…» этому уже немолодому и склонному к полноте пенсионеру приходилось выполнять любые прихоти режиссера: шустро бегать, ездить на велосипеде, таскать тяжести и даже испытать на себе душ Шарко. Старик, которому тогда было за шестьдесят, пыхтел, ругался, но все равно исправно выполнял положенное по роли. В итоге Михаил Антонович заработал инфаркт, после чего навсегда зарекся сниматься в кино. Но любовь к искусству победила свое: через одиннадцать лет мы снова увидим его на экране – в «Золушке» пожилой толстяк будет танцевать вместе с Яниной Жеймо под песенку о добром жуке: «Встаньте дети, встаньте в круг, встаньте в круг, встаньте в круг! Жил на свете добрый жук, старый добрый жук». Ну, кто из читателей не помнит эти кадры?
Свидетельство о публикации №221031500375