Игорь Ильинский

Он стоял у истоков советского кинематографа и проделал сложный путь от немого кино до новогодних семейных комедий, которые так искренне радовали и продолжают радовать миллионы телезрителей до сих пор.
Сегодня вспоминаем о творчестве легендарного советского актёра, режиссёра театра и кино, Герое Социалистического Труда, Народном артисте СССР Игоре Ильинском.

Талант Ильинского сложно переоценить, а его вклад в развитие комедийного жанра неоспоримо огромный. Но через какие жизненные трудности пришлось пройти артисту, чтобы добиться успеха в профессии и всеобщего признания, об этом мало кто знает.

Игорь Владимирович Ильинский родился 11 (24) июля 1901 года в Москве (по паспорту), а по факту - в деревне Пирогово (сейчас Мытищи), Московской губернии, Российской империи. Его мать, Евгения Петровна, была курьером при театральной конторе, а отец, Владимир Капитонович, работал зубным врачом и в свободное время играл в любительском театре.

Игорь увидел отца на сцене в свои шесть лет – в первый и последний раз. Мальчика так впечатлило занятие родителя, что вскоре сочинил историю про Мирольфа и Геруа и сыграл обоих героев, правда, в домашнем «театре».

Подростком Игорь уже вовсю грезил о сцене. Однажды рассказал о заветной мечте отцу, но тот запретил даже думать об актерстве. Мол, большого таланта нет, а посредственным артистом быть не стоит. Мальчик не на шутку обиделся, в дальнейшем всячески пытался заглушить запретную тягу к театру. Увлекся спортом: летом гонял в футбол, играл в теннис, занимался греблей, зимой катался на коньках, позже пристрастился к хоккею.
Вопреки отцовскому запрету после окончания гимназии Игорь Ильинский все же отправился пытать счастья в студию сценического искусства Федора Комиссаржевского. Был уверен, что не поступит, и очень удивился, когда услышал: «Принят!» Наказания от отца не последовало – Владимир Ильинский скончался от сердечного приступа, с которым попал в больницу еще до поступления сына.

Окончив Школу-студию, Игорь Владимирович начал активно играть в оперетте, выступать на эстраде и даже в цирке, параллельно обучаясь у знаменитого Всеволода Мейерхольда. Но едва молодой актёр успел заявить о себе на сцене театра, как на него обратили внимание представители советской кинокомпании и акционерного общества "Межрабпом-Русь".

У советских деятелей культуры были грандиозные планы - они мечтали запустить производство художественных фильмов и продемонстрировать миру достижения отечественных кинематографистов.

И 25 сентября 1924 года в СССР в широкий прокат вышел первый немой художественный фильм Якова Протазанова “Аэлита" по одноимённому произведению Алексея Толстого, где Игорь Ильинский дебютировал в роли сыщика Кравцова. Так произошло рождение новой звезды советского кинематографа.

Из-за громкого успеха в кино у Ильинского испортились отношения с Мейерхольдом, и после выхода картины учитель написал статью, в которой раскритиковал своего ученика, упрекая его в плоском юморе и фальшивой игре. После чего Игорь Владимирович решил уйти из театра и сосредоточиться только на кино, которое по-прежнему предлагало интересную перспективу и моментальную известность.

В дальнейшем Ильинский снялся в двух знаменитых фильмах режиссёра Якова Протазанова, это "Закройщик из Торжка" (1925), где Игорь Владимирович исполнил главную роль портного Пети Петелькина и "Процесс о трех миллионах" (1926), Ильинский сыграл мелкого вора по имени Тапиока. Эти картины собрали хорошую “кассу”, после чего Игорь Ильинский закрепил успех, снявшись в трёхсерийном боевике "Мисс Менд". Все эти художественные фильмы были выпущены кинокомпанией “Межрабпом - Русь”.

Постепенно "Межрабпомфильм" становился неповоротливой государственной организацией, поставляя словно на конвейере низкосортные фильмы от случайных режиссёров. В результате фильмография Ильинского стала пополняться такими проходными картинами, как: "Чашка чая” (1927), “Кукла с миллионами" (1928) и т.д.

И вскоре репортёры из штатных газетёнок начали критиковать его за роли в неудачных фильмах. Ильинский осознавал, что он погряз в штампах и самоповторах, и переживал не самый лучший период в своей жизни. По воспоминаниям второй жены Игоря Ильинского, Татьяны Еремеевой:
"Когда по телевизору показывали его старые немые фильмы, то Игорю Владимировичу было стыдно их смотреть. Через минуту он просил: "Выключи этот балаган". А ведь эти картины принесли ему славу...”

Для многих звёзд немого кино появление звука в кинематографе стало настоящей трагедией. Актёры не смогли освоить новый стиль игры, к тому же их голоса оказались не самыми приятными. Но подобная проблема обошла стороной Игоря Ильинского, потому что в звуковом кино он был также органичен, как и в немом.

В 1938 году в жизни Игоря Ильинского произошло два знаменательных события. Во-первых - актёра пригласили в Малый театр, и во-вторых - режиссёр Григорий Александров предложил Игорю Владимировичу роль бюрократа Бывалова в своей новой музыкальной комедии “Волга-Волга”. После выхода картины на экраны страны, на Ильинского обрушился шквал негативных рецензий от разгневанных критиков. При этом комедия “Волга-Волга” имела невероятный успех и в итоге стала классикой советского кинематографа. Да и популярность самого Ильинского возросла неимоверно.

Актёр так расстроился, что не пошёл на премьеру фильма. Он объяснил это тем, что Бывалов никому неинтересен, к тому же все будут хвалить Любовь Орлову и приобретать коробки конфет с её портретом. После картины “Волга-Волга” Игорь Ильинский не снимался в кино почти 18 лет, если не считать двух короткометражных фильмов и трёх коротких эпизодов.

Ильинский много исполнил главных партий в короткометражках. Особенно зрители запомнили артиста по фильмам «Званый ужин» и «Преступление и наказание», снятым по произведениям Михаила Зощенко.

В 1956 году на советские экраны вышла картина «Безумный день» - экранизация повести Валентина Катаева «День отдыха». На съемочной площадке сумасшедшей комедии встретились Нина Дорошина, Ростислав Плятт, Анастасия Георгиевская, Ольга Аросева и другие будущие яркие звезды кино. Возглавил список персонажей Игорь Ильинский, примеривший образ завхоза Зайцев, ради благого дела идущего на обман.

Молодой кинорежиссёр Эльдар Рязанов в 1955 году пригласил Ильинского в свою дебютную картину “Карнавльная ночь” на роль товарища Огурцова. Фильм вышел в конце 1956 года и имел грандиозный успех и его по праву называют одним из кинематографических символов начавшейся оттепели. Игорь Ильинский для успеха “Карнавальной ночи” приложил много сил, став одной из ключевых фигур в знаменитой новогодней комедии.

Молодой режиссер стеснялся предлагать работу маститому актеру с режиссерским опытом – Ильинскому, но напрасно.
Игорь Владимирович не только согласился предстать в образе директора дома культуры Огурцова, но и проявлял уважение к начинающему постановщику на протяжении всех съемок. Актерский состав комедии оказался поистине золотым: новогоднее настроение зрителю до сих пор дарят Людмила Гурченко, Юрий Белов, Сергей Филиппов, Владимир Зельдин.

Эльдар Рязанов рассказывал, что работать с Ильинском было одно удовольствие. Во время съёмок у них не было ни одного конфликта, потому что актёр и режиссёр всегда находили общий язык. Рязанов и дальше хотел снимать Ильинского, например, в фильме “Человек ниоткуда” (1961). К сожалению, это сотрудничество не состоялось, но зато через шесть лет Рязанов и Ильинский встретились на фильме “Гусарская баллада”, где актёр блестяще сыграл фельдмаршала Кутузова.

Партнерами по ленте стали Юрий Яковлев, примеривший образ поручика Ржевского, Николай Крючков, Виктор Кольцов, Татьяна Шмыга. Главная женская роль досталась Ларисе Голубкиной – в этой картине девушка дебютировала в кино. А Игорю Владимировичу доверили персонажа легендарного: актер сыграл самого фельдмаршала Кутузова.

На волне успеха Игорь Ильинский вернулся в большое кино и в 1969 году даже снялся в образе товарища Огурцова в комедии “Старый знакомый”. В этой картине встретились персонажи из “Карнавальной ночи” - секретарша Тося в исполнении Тамары Носовой и знаменитый лектор Некадилов в исполнении Сергея Филиппова (“Есть ли жизнь на Марсе?”).

К сожалению, второй “Карнавальной ночи” не получилось, хотя комедия и пользовалась некоторым успехом у зрителей. Затем фильм в 1970-е годы положили “на полку”, посчитав его коммерческим провалом. И только с 1997 года картину “Старый знакомый” стали показывать по российским телеканалам, и таким образом эксцентричная комедия получила второе рождение.

1 января 1972 года по Центральному телевидению показали кинофильм “Эти разные, разные, разные лица”, в котором Игорь Ильинский сыграл все 24 роли. В основе постановки лежали рассказы Антона Чехова. К сожалению, картина не имела зрительского успеха, хотя Ильинский во всех своих образах был абсолютно безупречен.

Первая жена Игоря Владимировича была из актерской среды, но после замужества ушла из профессии, посвятив себя домашним делам и заботе о муже. Жизнь Татьяны Ильинской унес тиф еще во время войны. Детей пара не нажила.

Смерть любимой женщины до глубины души потрясла мужчину. Знаменитый актер замкнулся в себе, поселившись в одиночестве на даче во Внуково. На шикарной «фазенде», состоящей из двухэтажного дома, теннисного корта и зарослей из столетних тополей и лип, он коротал дни в единственной отапливаемой комнате. Компанию составляла лишь овчарка по кличке Дедка. Игорь Владимирович даже хотел покончить с жизнью – припас баллон с усыпляющим газом.

Второй супругой стала Татьяна Еремеева, актриса Малого театра, приехавшая однажды к Ильинскому на дачу. Вскоре мужчина предложил ей жить вместе. Женщина подарила Ильинскому сына Владимира, который в будущем стал известным журналистом, ведущим передач на радиостанции «Эхо Москвы».

Ильинский в жизни, как и на пленке, был тем еще шутником. Однажды на вопрос о том, как складывались отношения с женщинами, актер ответил:
«В молодости я интересовал женщин как Игорь. Когда стал знаменитым — как Ильинский. Потом совсем перестал их интересовать».
Игорь Владимирович пронес по жизни любовь к спорту. До глубокой старости гонял по льду на коньках и играл в теннис. А еще он слыл ярым болельщиком «Спартака».

Игорь Ильинский ушёл из жизни под Старый Новый год, 13 января 1987-го, когда по всем телеприёмникам традиционно показывали “Карнавальную ночь”. И это был достойный финал великого советского актёра, режиссёра театра и кино, и мастера художественного слова.

Наиболее известные фильмы с участием Игоря Ильинского
• 1924 — «Аэлита»
• 1924 — «Папиросница от Моссельпрома»
• 1925 — «Закройщик из Торжка»
• 1926 — «Мисс Менд»
• 1926 — «Процесс о трех миллионах»
• 1936 — «Однажды летом»
• 1938 — «Волга, Волга»
• 1940 — «Преступление и наказание»
• 1953 — «Званый ужин»
• 1956 — «Безумный день»
• 1956 — «Карнавальная ночь»
• 1962 — «Гусарская баллада»
• 1971 — «Эти разные, разные, разные лица»
• 1974 — «Юнга Северного флота»


Рецензии