С первого крика

При прочтении Маслоу "Мотивация и личность" для меня стало неожиданным его открытие о том, что нельзя подавлять в себе экспрессивные и импульсивные желания, если они не вредят окружающим.

Мы окружили себя нормами приличия и ритуалами, которые делают нас неуязвимыми, но мы не можем позволить себе быть самими собой, естественными и непредсказуемыми.

Наш общий невроз усиливается от желания полностью контролировать себя и свои действия. Мы убиваем в себе "вторую наивность", детскость, всё живое и прекрасное.

Маслоу уверен, что в человеке прекрасны его инстинкты, поэтому их не надо подавлять. Ребёнок рождается настолько доброжелательным и любящим жизнь, что не нуждается в авторитарном воспитании и сдерживающих факторах, не позволяющих ему радоваться жизни так, как он это видит и чувствует. Но строгий родитель хочет, чтобы ребёнок был удобен, а не счастлив, поэтому он учит его быть вежливым и не вести себя слишком громко.

Согласна, что взрослый человек, громко смеющийся в транспорте, немного удивляет и раздражает меня. Мне хочется загнать его в рамки приличия, чтобы он не мешал мне читать книгу. А что, если это тот самый ребёнок, которого всё время одёргивали и не позволяли выражать свои эмоции? А сейчас его родители далеко, поэтому он может быть самим собой, не опасаясь их замечания и осуждения.

Но всегда найдётся тот, кто тебя вовремя одёрнет и не даст тебе быть невежливым и нетактичным. Пусть это будет пассажир, посторонний человек, которому не нравится твоё поведение, но всегда найдётся тот, кто загонит тебя в рамки.

В результате ребёнок вырастает в деревянном саркофаге, где мало места для развития воображения и прочих талантов. Он, как маленький старичок, ходит по струнке и выполняет ритуалы, которые придумали взрослые. А они радуются: "Ах, какой послушный ребёнок! Какой тихий и вежливый! Какие хорошие родители!" Особенно таких уродливо выращенных детей обожают учителя, которым тоже важно не уставать на работе.

Мы живём в уродливом обществе, где культура направлена на подавление личности, а не на развитие её потенциала и творческих способностей. Мы не воспитываем творцов. Мы воспитываем рабов.

Вся жизнь взрослого человека начинается и закладывается с самого его рождения, с первого крика, который нам хочется приглушить.


Рецензии