Память прошлых лет. часть 16

               
                ОСМЫСЛЕНИЕ ЖИЗНИ.

         Работа в главке как-то незаметно стала однообразной и тягучей. Застой Брежневского правления остановил многие стройки и внедрения новых технологий. В начале восьмидесятых, уже после его кончины Министерства работали, только выполняя Постановления Совета Министров и ЦК КПСС, на которые Госплан СССР предусматривал финансирование, но даже эти постановления не выполнялись.
        За пять лет с начала восьмидесятого года по нашему главку не было освоено ни одного нового продукта,  предусмотренного Постановлениями, и мы занимались в основном составлением справок и отчетов с указанием причин и предположительно возможного времени появления этих материалов.
        Выполнение Постановления ЦК КПСС по обеспечению всеми необходимыми материалами производства «Жигулей» девятой модели (краски, лаки, полиуретан и т.д.) переносилось из года в год.
        Не могли наладить промышленный выпуск светопрозрачных клев для отечественного производства медицинских эндоскопов и так далее и так далее.
        Все тормозилось на стадии промышленного освоения. Предприятия не хотели за копейки производить современный продукт, требующий освоения новой технологии.
 
       Статус Главных технологов в Министерствах падал и начались преобразования. Вначале сократили должности помощников, а потом и количество самих главных технологов. Маргарита Генриховна ушла работать в Госплан, Владимир Георгиевич в Управление автоматизации. Наша комната опустела, закончился добрый период моей жизни.
       В это время кто-то принес мне информацию, что в Госстрое СССР (комитет по строительству при Совмине СССР) нужен человек с опытом работы в Министерстве химии на должность помощника главного технолога. Зарплата тоже была заманчивая. Позвонила Маргарите Генриховне и она меня рекомендовала нужному человеку в Госстрое. И так. С 1985 года я начала работать в Строительном Комитете Совмина СССР.

        Странное это было время. Вначале, как это бывает на новом месте, я подробно изучала всю необходимую информацию и весь объем новых обязанностей. Месяца через 2-3 я уже поняла, что Госстрой СССР - строительный комитет при Совете министров - еще более бюрократическая организация, чем та, где я работала прежде.
        Такая работа совсем не соответствовала моему характеру. Мне обязательно нужен видимый результат. Уйти? Даже в мыслях этого я не допускала. Через год нам прибавили зарплату и мои 240 рублей были полновесным куском семейного бюджета.
        В буфете я могла по магазинным ценам без всяких очередей купить колбасу, сыр, масло, мясо и много разных мелочей. Продовольственные заказы к праздникам получали практически все. Начальство отоваривалось в других магазинах, чем мы, но мне и этого было достаточно, чтобы мирится с рутинной работой.
 
        Но время шло. Горбачев со своими идеями перестройки и ускорения делал свое дело. Могу сказать, что именно Горбачев был тем человеком, который не просто смутил мой ум, а придал направление моим мыслям.
       Журнал «Огонек» тех лет, под редакцией Виктора Коротича был первой ласточкой открытой прессы. Появилась газета «Коммерсант», где печатались новые взгляды на экономику, политику. Статьи доктора наук Абалкина обсуждались по несколько дней.
       Когда Горбачев впервые произнес фразу, что бюрократия тормозит развитие страны, что надо поддерживать частную инициативу, он , конечно, не обращался лично ко мне. Но я вдруг с ужасом поняла, что все последние годы, сознавая это, я продолжала этим же и заниматься. Теперь все прозвучало вслух. Мое тайное знание озвучено.
        В Госстрое начиналось брожение умов как за, так и против новых подходов в экономике и политике. В 1989 году на должность заместителя председателя комитета был назначен Б.Н. Ельцин.  Он не занимался активной работой, потому что комитет не располагал ни какими ресурсами: ни деньгами, ни фондами на поставку строительных материалов. Он оказался в почетной ссылке.

        Наше рабочее время делилось на перерывы, на утренний кофе, на обед, на послеобеденный кофе. Все помещения Комитета были оборудованы системой кондиционирования, и мы всегда работали в комфортных условиях. Справок писали мало, и все они были лишь с небольшими изменениями уже многие годы. Новых предприятий в стране почти не строилось. Скучно.
        У меня в голове давно зрел один план. Составить сводную таблицу данных по обеспечению химическими материалами плана ввода новых мощностей по строительным материалам на 5-10 лет вперед (пенопласт, полистирол, поливинилхлоридная смола для линолеума, краски, лаки и т.д). Мы всегда делали справки только по выполнению Постановлений ЦК и Правительства. Думаю, что подобные таблицы где-то и существовали, но за 4 года моей работы в Госстрое СССР ни разу никто из руководства главка или Комитета комплексно такой вопрос не рассматривали.
        Написала письма за подписью начальника главка в соответствующие подразделения Минхимпрома СССР с просьбой предоставить соответствующие данные. Взяла планы перспективного развития строительства и погрузилась в работу. Ушло на это более месяца.
        Результат был сногсшибающий.  Новые предприятия по производству стройматериалов, на ближайшие 5-10 лет, обеспечены химическим сырьем только на половину.  Конечно , планы строительства новых предприятий ежегодно корректировались, что-то отменялось, что-то убыстрялось, но получалось, что перспектива развития была зыбка и туманна.
 
       Не думаю, что я была первооткрывателем такого положения. Думаю, что руководство представляло примерное положение дел. Но скуки ради, я для себя сделала наглядную сводную таблицу и решила показать ее начальнику отдела.
       Он спросил :   
 - По какому поручению вы выполнили такую работу?
 - Мне ни кто не поручал - ответила я.
 - Ну, тогда пусть она у вас и лежит, возможно, и потребуется. Скучно.
       Пошла к начальнику главка. Он задал тот же вопрос, но в таблицу заглянул.
 - А от куда у Вас эти данные?
Показала официальные ответы на свои запросы.
 - Ладно , пусть полежит.
       Скучно.
       Делать нечего! Тогда я отпечатала маленькое сопроводительное письмо за своей подписью (старшего инженера), приложила все материалы и положила в почту Заместителя Министра. Реакция последовала на следующий день.
       На моем рабочем столе зазвонил телефон.
 - С вами говорит Сидоров(фамилия вымышленная, т.к. совершенно не помню этого человека).
  - Да. Слушаю Вас.
  - Вы не могли бы зайти ко мне?
  - А кто вы такой и где вы находитесь?
  - Моя комната рядом с кабинетом Заместителя Министра.
        Пошла. Узкая комната без окон. Стол, стулья, какой-то шкаф. Человек за столом с совершенно незапоминающейся внешностью, просит присесть и задает все те же, слышанные мной от своих начальников, вопросы. В конце разговора просит меня информировать его о любой реакции руководства на мою записку. В полном недоумении я покидаю эту комнату. Потом узнала, что это работник КГБ, наблюдающий работу аппарата Комитета. Ни от кого никакой реакции на мою записку не последовало. Она провалилась в полную неизвестность.
 Это была моя последняя серьезная деятельность в Госстрое СССР.


Рецензии