Смоленская Зосимова пустынь

Владимирская область, Александровский район, п/о Плеханы

Храмы монастыря:
1. Собор Смоленской иконы Божией Матери
2. Церковь Всех Святых
3. Церковь Сергия Радонежского
4. Надкладезные часовни
5. Колокольня
6. Место часовни Зосимы Александровского (разрушена)

Другие постройки и сооружения:
7. Рухлядная (кон. XIX в. [?])
8. Конный двор (кон. XIX в.)
9. Монастырский корпус
10. Монастырская постройка
11. Монастырская постройка
12. Братский корпус (нач. XX в.)
13. Настоятельский корпус (кон. XIX в.)
14. Фрагмент ограды (кон. XIX в.)
15. Северо-западная башня с кельями (кон. XIX в.)
16. Корпус старца Алексия (кон. XIX в.)
17. Монастырский корпус
18. Монастырская постройка
19. Деревянная постройка
20. Северо-восточная башня с кельями (кон. XIX в.)
21. Юго-восточная башня с кельями (кон. XIX в.)
22. Ворота (калитка) ограды
23. Временная звонница

В конце 17-го века каким-то неисповедимым путём забрёл в эти места, поросшие густым сосновым бором, на берегу речушки Молокчи, будущий пустынножитель и старец Зосима Александровский. Место это было в стороне от дорог, в 25 верстах от Троице-Сергиевой Лавры, из которой он и пришёл, по некоторым источникам, называемой Ульяниной пустошью. Выбрав на холме место, он ставит небольшую часовню, келью и остаётся здесь уже навсегда. По преданию, со временем к нему, как и к преподобному Сергию, стали приходить другие иноки.

Таким образом образовалось некое подобие общежительной пустыньки. Со временем с разных сторон страны к нему стали стекаться люди - кто в поисках исцеления, за наставлением,  а кто и за поучением. Молва о подвигах старца Зосимы быстро полетела по земле. Приезжали к нему и люди знатные, и даже члены царской фамилии. На пожертвования построили новую часовню и келейные деревянные корпуса.

Преподобный Зосима скончался в первой половине 18-го века, над его могилой была возведена часовня. Обитель, со старых границах полностью деревянная,  просуществовала ещё сорок лет и практически прекратила своё существование. Насельники разошлись по разным монастырям. Долго о пустыни не было ничего слышно. Но народ не забыл старца Зосиму и посещал эти места, где над его могилкой продолжали происходить исцеления. И в 1840 году возобновляют часовню над местом захоронения, с позолоченным крестом, а через десять лет на его могиле, в часовне, появляется мраморная доска с надписью «Схимонах Зосима».

В 1867 году пустынь возрождают монахи Троице-Сергиевой лавры, при непосредственном участии и внимании блаженного Филлипушки, насельника Гефсиманского скита. При помощи местных помещиков в обители появляется первая каменная постройка - часовня, заменившая прежнюю, деревянную, которая уже пришла в ветхость.

Первый каменный храм, который был перестроен из каменной часовни Зосимы,  строится в 1889 году. Его освятили в честь Смоленской иконы Божией Матери. Но уже через пять лет в пустыни приступают к строительству нового, более обширного храма. Прежний каменный храм разбирается, а с ним и колокольня. И по проекту Александра Афанасьевича Латкова, архитектора Троице-Сергиевой лавры, начинается строительство нового Смоленского собора, которое и было благополучно закончено освящением в 1900 году при многочисленном стечении народа.

Храм Всех Святых в псевдорусском стиле расположен над северными монастырскими воротами, которые в начале прошлого века были главными, и был построен в 1899 году. Также из красного кирпича, в модном русском стиле начала прошлого века,  построены трапезная с церковью Сергия Радонежского в 1893 году. На первом этаже расположились различные службы, а на втором - сама церковь и трапезная.

Обитель была окружена кирпичной стеной с четырьмя шатровыми башенками, к которым были пристроены небольшие двухэтажные келейные корпуса. На восточной стороне была выстроена высокая колокольня с часами на башне и воротами, построенная, как и все каменные постройки, по проекту А.А. Латкова. Строительство было закончено в 1900 году, а продолжалось почти десять лет.

После революции пустынь существовала как сельскохозяйственная артель. В начале 1923 года умирает последний игумен обители Герман, и буквально через три дня в пустыни появляется некая комиссия. Она и закрывает навсегда для верующих этот уголок православия. Летом 1923 года пустынь стояла заброшенная, с запертыми воротами. В этом же году бесследно исчезли многие её святыни: обе Смоленские иконы Божией Матери, в том числе и икона ХIV века. До сих пор их нахождение неизвестно.

В 1925 году в монастырских зданиях расположилась воинская часть. Некоторые корпуса заняли члены семей военных. В Смоленском соборе был устроен - как культурное учреждение - клуб. У колокольни во время войны разобрали два верхних яруса. А заодно разобрали на кирпич и восточную стену, и гостиницу. В Сергиевской церкви очень долго находился детский сад.
 
Возвращение к  монашеской жизни в Зосимовой пустыни началось весной 1992 года, а  уже в 1994 году состоялось причисление к лику местночтимых святых преподобного Зосимы. Постепенно монастырь возрождается, хотя не все здания восстановлены, а некоторые ещё и не возвращены Церкви.

*Л.И. Денисов "Православные монастыри Российской империи". - М., изд. А.Д. Ступина, 1908 г., стр. 83-84.

"Соборы.ру"

Фото автора. План В. Куркова               

Русавкино, март 2021 г.


Рецензии